15:14 19 апреля 2018 г.
19 апреля пять лучших участников конкурса, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам выполнения первого и второго задания второго (очного) тура, приняли участие в третьем туре. После выступления с публичной лекцией конкурсанты обсудили в формате ток-шоу «Профессиональный разговор» проблемы, характерные для развития дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.
В этом году ведущим профессионального разговора выступила Малова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой дошкольного образования. Накануне лауреатам конкурса были предложены примерные вопросы для обсуждения в соответствии с порядком проведения республиканского профессионального конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2018».
Для проведения третьего (очного) тура конкурса характерна открытость мероприятия. В зале присутствовали не только члены жюри, а также педагоги дошкольных образовательных организаций республики. На сцене актового зала Чувашского республиканского института образования лауреаты конкурса отвечали на актуальные и злободневные вопросы в течение полутора часов.
Первые вопросы «Что привело вас в профессию? Что удерживает вас в профессии?» показали, что участники конкурса пришли в профессию по-разному. А.В. Гайнутдинова (г. Чебоксары) с детства мечтала стать воспитателем, А.С. Фадеева (г. Канаш) пришла в профессию, поработав учителем начальных классов, И.В. Романова (Ибресинский район) - учителем рисования, Е.В. Васильева (г. Новочебоксарск) и Е.А. Михайлова (г. Шумерля) - социальными педагогами. Всех их объединяет любовь к детям, желание реализоваться в интересной, социально востребованной профессии, участвовать в процессе формирования «людей будущего».
Лауреаты конкурса продемонстрировали собственную позицию, отвечая на вопросы о необходимых качествах личности, которыми должен обладать педагог с точки зрения детей. Конкурсанты, дополняя друг друга, пришли к выводу о том, что «любимый воспитатель» - это человек, который играет вместе с ребёнком, может выслушать и помочь наладить общение со сверстниками, всегда позитивен и радуется вместе с ним даже самым незначительным его достижениям, это человек, от которого исходит «тепло».
Некоторое недоумение у конкурсантов вызвал вопрос о «непрофессиональных людях» в сфере дошкольного образования. По мнению лауреатов конкурса, таких людей нет и не должно быть. Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. В ходе получения образования он овладевает разнообразными профессиональными умениями. Сформированные гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные умения позволяют педагогу осуществлять образовательную деятельность с детьми, создавать условия для формирования личности воспитанника.
На несколько провокационный вопрос ведущего «Необходимо ли воспитывать родителей воспитанников?» участники конкурса ответили, подчеркнув необходимость поддержки семьи в решении вопросов развития и образования ребенка, укреплении его здоровья на основе установления партнерских отношений. Участники высказались в контексте того, что родители являются активными участниками образовательного процесса в детском саду, однако к этому можно прийти только через продуманную систему повышения педагогической компетентности родителей в том или ином направлении развития и образования дошкольника.
Лучшие воспитатели Чувашии вели диалог об организации образовательной деятельности: какие трудности испытывают, какие изменения необходимы (возможно и на уровне законодательства) для повышения качества дошкольного образования. И здесь воспитатели показали умение развить тему, продолжать высказанную мысль, обосновать её. Участники конкурса, в качестве проблем дошкольного образования на примере собственной образовательной практики, выделили следующее: недостаточность разнообразных игр, игрушек и других материалов, обеспечивающих развитие ребенка в детских видах деятельности; отсутствие таких специалистов, как педагог-психолог, учитель-логопед, а также старшего воспитателя в районном детском саду; затруднения в выстраивании и обеспечении индивидуальной траектории развития ребенка, обусловленные количественным составом детского коллектива.
В заключение профессионального разговора конкурсантам была предоставлена возможность задать самим себе вопросы от лица жюри. Участники конкурса предложили достаточно интересные вопросы: каково влияние участия в профессиональном конкурсе «Воспитатель года Чувашии» на педагогическое мировоззрение педагога; какие психолого-педагогические условия должны быть созданы в обеспечении социализации ребенка; каковы пути адаптации и развития ребенка с ОВЗ в условиях массовой группы детского сада?
Жюри III (очного) этапа конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2018» отметили выступления конкурсантов на ток-шоу «Профессиональный разговор», подчеркнув их содержательность, индивидуальность и убедительность. О том, кто же станет победителем республиканского профессионального конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2018», мы узнаем 28 апреля на торжественной церемонии награждения победителей и лауреатов республиканских профессиональных конкурсов во Дворце культуры имени Якова Ухсая.
БУ ЧР ДПО "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии