14:10 04 июня 2018 г.
С июня 2018 года начинается третий практический и самый важный этап реализации республиканского проекта «Тьютор для особых детей», который реализуется с октября 2016 года на базе БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.
Основанием для разработки и реализации проекта послужил дефицит подготовленных специалистов в области тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы подготовки тьюторов и/или педагогов с тьюторскими компетенциями является ключевой идеей проекта, поэтому цель проекта: профессиональное развитие тьюторов и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного и интегрированного образования.
На первых двух этапах была проведена серьезная подготовительная работа для реализации третьего этапа проекта. На первом, подготовительном этапе (октябрь 2016 года – май 2017 года): разработана и экспертирована дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Тьютор в инклюзии в условиях ФГОС»; данная программа предлагает освоение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, имеющих разные типы нарушений; разработана модель профессионального развития педагогических работников, работающих детей с ОВЗ и инвалидностью; разработана программа сопровождения тьюторов, специалистов сопровождения и педагогов, работающих детей с ОВЗ и инвалидностью, на этапе становления в должности «тьютор» и/или на этапе формирования тьюторских компетенций; сформирован состав опорных профессиональных площадок; сформирован пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность тьютора. На втором, обучающем этапе (май 2017 года – май 2018 года) проведена курсовая подготовка тьюторов, специалистов сопровождения и педагогических работников образовательных организаций для реализации задач тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью с получением удостоверения установленного образца на 72 часа (июнь 2017 года - подготовлена - 24 человека, январь 2018 года – 23 человека; апрель 2018 года – 20 человек). Итого 67 человек; организована в рамках республиканского тьюторского бенчмаркинг-салона «Живая практика. Лучшее» работа тьюторской гостиной для тьюторов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ (31.11.17 -01.12.17); проведена серия обучающих семинаров (30.10.17; 07.02.18; 02.04.18, 27.04.18) на базе опорной профессиональной площадки БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии и МАДОУ «Детский сад № 7 «созвездие» г.Чебоксары; сформирована группа участников проекта (3 тьютора-супервизора, 7 тьюторов, 14 педагогов, развивающих тьюторские компетенции).
Цель третьего этапа проекта: создание участниками проекта авторских практик тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью в проекте была разработана Модель сопровождения профессионального развития тьюторов и/или педагогов, развивающих тьюторские компетенции, направленная на осуществление трех процессов. Первый процесс, решавший задачу освоения тьюторами, специалистами сопровождения и педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Тьютор в условиях инклюзивного и интегрированного образования» завершен. Проведены три курса и подготовлены 67 человек. 27 педагогов из них вошли в состав участников проекта. Участникам проекта предстоит на третьем практическом этапе реализации проекта подготовить и провести от 3 до 5 профессиональных проб, создать и описать свою авторскую практику, представив ее на межрегиональном образовательном форуме «Тьюторство для особых детей».
Модель сопровождения профессионального развития тьюторов/педагогов на этапе его становления в должности «тьютор» и/или на этапе формирования тьюторских компетенций планируется осуществить каскадным методом. Механизм каскадного сопровождения тьюторов/педагогов предполагает следующее:
- формирование группы тьюторов-супервизоров (3 человека);
- формирование специальной группы - тьюторов в составе 5-7 человек, обеспечивающих сопровождение участников проекта;
- формирование 5-7 микрогрупп педагогов из участников проекта (по 2-3 человека в группе), сопровождение которых обеспечивают тьюторы из числа специальной группы тьюторов.
В рамках данной модели создается Ресурсная служба проекта, объединяющая специалистов, консультирующих тьюторов по вопросам, которые вызвали затруднения. В случае обнаружения сложной проблемы или проблемы, затрагивающей большинство участников проекта, проводятся обучающиеся семинары с участием специалистов республики и/или вебинары с участием приглашенных высококвалифицированных специалистов из городов Москва, Санкт-Петербург и др. Параллельно в рамках проекта планируется организация работы Школы родителей, в условиях которой участниками проекта будут проведены профессиональные пробы и апробирована модель клубной деятельности детей с ОВЗ и их родителей. Также в рамках проекта планируется создать Экспертную службу проекта, специалисты которой окажут помощь авторам тьюторских практик в подготовке описания практик и в прохождении всех этапов экспертизы.
Организационная модельреализации проекта предполагает использование разных форматов: тьюториалов, индивидуальных тьюторских часов, индивидуальных и групповых консультаций, обучающих семинаров и вебинаров, профессиональных проб, публичное представление авторских практик, церемонии открытия и закрытия проекта, рабочие встречи соорганизаторов проекта, релаксационные сеансы для родителей, участников проекта. Более полное представление о проекте у вас сложится после того, как Вы познакомитесь с текстом проекта «Тьютор для особых детей».
Центр развития тьюторских практик
кафедры педагогики и практической психологии
института образования
БУ ЧР ДПО "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии