Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

А.Трофимов "Народное образование в Чувашии за 1920—1935 годы"

Народное образование в Чувашии за 1920—1935 годы

(Из одноименной книги А.Т. Трофимова. Ч., 1935. 45 с. Печатается с небольшими сокращениями)

Начиная с 1918 года быстро развивается сеть школ. Первыми ласточками в этом отношении являются так называемые «мартовские» школы, когда среди учебного года, в марте месяце, в каждом из уездов бывш. Казанской губ. были открыты десятки новых школ.
Трудящаяся масса чувашского населения впервые получила возможность беспрепятственно посылать своих детей в школу.
Население и само помогало развитию дела народного образования. В тех селениях, где не было школ, выносились постановления об открытии школ. В волостные и уездные органы народного образования почти ежедневно являлись специальные ходоки с вопросом открытия школ. Население изыскивало для школ и других видов культурно-просветительных учреждений помещения, обеспечивало школы оборудованием. <…>
Уже в 1920 году количество начальных и средних школ в пределах Чувашии достигает 893 ед., вместо 463 школ дореволюционного времени, а отдельно количество начальных школ — до 857, вместо 426 школ в 1913 г. Количество учителей в них дошло до 1566 ч. вместо 822 ч. дореволюционного времени. Количество неполных средних и средних школ за тот же 1920 год дошло до 36, преподавателей в них было 215 чел. Таким образом, первые 2—21/2 года послереволюционного периода дали прирост сети начальных школ немногим менее, чем на 100%.
Помимо начальных и средних (в то время I и II ст.) школ стали функционировать такие виды детских учреждений, как детские сады, которых раньше не было на всей территории Чувашии. Количество их в Чувашии в 1920 году достигает 41.
Как на одну из отличительных особенностей в организации дошкольных учреждений следует указать на тот факт, что детские сады открывались главным образом в сельской местности. По развитию сети детсадов наиболее передовым являлся Ядринский уезд, где было организовано до 20 прилично оборудованных и обеспеченных кадром руководительниц детсадов.
Для воспитания сирот и детей инвалидов войны были организованы детские дома. В 1920 году этих учреждений в пределах Чувашии было 10.
Из других видов культурно-просветительных учреждений, получивших распространение в первые годы после Октябрьской революции следует указать на народные дома и библиотеки.
В пределах бывшей Казанской губернии делом народного просвещения чуваш в первые годы после Октябрьской революции руководил Чувашский комиссариат, организованный в марте месяце 1918 года при Казанском губернском совете рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Для общего руководства делом народного образования среди чувашского населения РСФСР в 1919 году при Отделе просвещения национальных меньшинств был организован специальный Чувашский подотдел. Фактически этот подотдел начал свою деятельность только в мае 1920 г., когда во главе его был назначен один из энергичных учителей — Ф.Н. Сергеев. С этого же времени при губернских и уездных отделах народного образования с чувашским населением были организованы чувашские секции. Однако достаточного руководства как со стороны чувашского подотдела НКП РСФСР, так и Казанского Чувашского комиссариата не оказывалось. Это зависело как от новизны дела, так, главным образом, от отсутствия работников в руководящих центрах. Это положение сказывалось, напр., в виде недоучета отдельными русскими работниками культурных нужд чувашских трудящихся, когда в 1919—1920 годах по представлению б. Симбирского губотнароба Наркомпрос РСФСР реорганизовал Симбирскую Чувашскую учительскую школу в педагогический институт общереспубликанского значения, в то время как действительные нужды трудящихся чуваш требовали огромного количества учителей для все расширяющейся сети начальных школ.
Больших трудов стоило местным работникам — коммунистам-чувашам и Чувашскому отделу при Народном Комиссариате национальностей добиться пред Наркомпросом РСФСР отмены своего решения и организации в г. Симбирске Чувашского практического института народного образования (ПИНО).
С образованием Чувашской Автономной области, развитие дела народного образования получает большой размах. Быстро развивается сеть массовых политико-просветительных учреждений, в 1920 году в Чебоксарах открывается Чувашский национальный театр, организуется музей. Число школ к 1921 году доходит до 960. Однако по качеству работа школ, а равно и других видов культурно-просветительных учреждений находилась на низком уровне. Основными причинами к тому были недостаточное финансирование учреждений при быстром падении курса рубля, недостаток работников и помещений для вновь открытых культурно-просветительных учреждений, оборудования, говоря кратко, бедность страны и хозяйственная разруха, вызванные империалистической и гражданской войной.
В 1921 году по всему Поволжью разразилась небывалая засуха, уничтожившая все посевы и поставившая под угрозу голодной смерти более чем 30-тимиллионное население. Страшный голод ударил по молодой, хозяйственно неокрепшей Чувашии. Не о расширении сети и повышении качества работы культурно-просветительных учреждений приходилось думать в тот голодный год, а вся энергия была направлена на оказание продовольственной и организационной помощи голодающему населению. Целыми эшелонами отправлял Облоно детей из Чувашии в хлебородные края — Москву, Минск, в Украину и другие места. Благодаря поддержке московского пролетариата и международных организаций открывались столовые для детей. Школы превратились в питательные пункты. По данным Управления соцвоса в Чувашии было организовано в этот год 2097 столовых.
В этом же году молодой областью было поднято перед Наркомпросом РСФСР ходатайство об открытии в Чебоксарах Института народного образования. «Насущной потребностью края является создание Научно-исследовательского института краеведения и народного образования», — говорится в докладной записке Облоно. «Не университет, для которого в области пока еще нет ни научных средств, ни сил, а именно ИНО. Последний должен: 1) подготовить кадры деятелей народного образования, 2) создать кадры исследователей для совершенно неисследованной Чувашобласти, направляя это исследование в научное русло».
В связи с переходом на новую экономическую политику и укреплением курса рубля начиная с 1921—22-го уч. года культурно-просветительные учреждения были переведены на твердый бюджет. С переводом всей сети народного просвещения на твердый бюджет, как указывал бывш. нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский, «был связан и подсчет этих средств, а вследствие этого все эти эфемерные надежды разлетелись».
Подсчет возможных ресурсов особенно был печален для молодой Чувашской области; начиная со II-ой половины 1921 г. вплоть до начала 1922—23 учеб. года идет интенсивное сокращение сети культурно-просветительных учреждений и контингентов. Количество начальных школ на 1-ое июля 1921 г. числилось 901, а на 1-ое сентября осталось 585, т.е. сократилось на 45%. Количество учащихся за то же время сократилось на 16%, количество преподавателей — на 50%. Наличной сетью школ из 30000 детей возраста начальной школы обслуживалось 55,3%. Остальные 44,7% оставались за бортом школы.
В связи с пересмотром сети школ в 1922 г. были следующие типы школ: начальная школа с 4-хлетним курсом обучения; начальная школа с 6-летним курсом обучения; школа 8-летка с 4-мя старшими годами обучения; школа II ступени с 4-хлетним курсом обучения, после 6-летки (полный курс обучения установлен 10 лет).
Начавшаяся после издания специального декрета о ликвидации неграмотности в связи с голодом работа была приостановлена. Учащиеся перестали посещать занятия. За 1921—22 годы в отчетах и сводках по линии ликбеза имеется только пустая черта, указывающая, что эти два года по ликвидации неграмотности среди взрослого населения ничего не дали и оказались попросту вычеркнутыми. <…>
Ликвидация векового наследия царизма — неграмотности населения, осуществление 7-летнего всеобуча, развертывание дошкольных и массовых политпросветучреждений, развертывание сети техникумов и рабфаков, открытие высших учебных заведений, организация научно-исследовательских институтов, развитие литературы и искусства при общем повышении культурного уровня колхозников и трудящихся масс республики — все это является блестящим, неопровержимым доказательством наших достижений на культурном фронте.

Всеобщее обучение
Весь пройденный путь борьбы за всеобуч с начала нэпа можно разбить на ряд характерных этапов, совпадающих с периодами переустройства народного хозяйства страны. Этапы эти следующие: 1) период с 1922 г. по 1927 г., характеризуется как период медленного подъема школьного дела; 2) 1927—30 гг. были годами борьбы за введение начального всеобуча; 3) 1931—1935 гг. — перестройка работы школы на основе постановления ЦК ВКП(б) о школе, осуществление 7-летнего всеобуча и борьба за повышение качества учебно-воспитательной работы школы.
Как было уже сказано, в 1922 году количество школ было резко сокращено. Обессиленная голодом Чувашия не имела возможности содержать громоздкую сеть культурно-просветительных учреждений, которая развернулась после Октябрьской революции. Местный бюджет был слаб. И только систематическая помощь Центрального правительства в виде отпуска субвенций поддерживала школы. Ввиду скудости бюджета большая доля его уходила на зарплату, а на учебно-хозяйственные нужды выделялась самая минимальная доля, которая далеко не покрывала самых насущных нужд. Так, в 1922—23 уч. году, по данным Облоно, фактический расход на народное образование по смете местного бюджета в переводе на товарный рубль выражался в сумме 104,516 руб., что составляло 37% общего бюджета Облисполкома. 91,5% из этих средств составляли расходы на зарплату. В последующие годы, с укреплением хозяйства страны и усилением бюджета области, увеличиваются и ассигнования на народное образование. Так, в 1923—24 уч. году фактическое выполнение бюджета по народному образованию по Чувашской области выразилось в сумме 693221 руб., т. е. увеличение против предыдущего года более, чем в 6 раз.
Лишенные за годы империалистической и гражданской войн самого необходимого ремонта, многие школьные здания требовали капитального ремонта. В 1922 году впервые на ремонт школ были отпущены средства — 2000 пудов ржи. Расходы на душу населения с 14 коп. (в зол. рублях) в 1922—23 уч. году поднялись до 3 руб. 40 коп. в 1926—27 уч. году.
Анализируя цифры, мы видим, что количество начальных школ за пять лет увеличилось на 40%, школ-восьмилеток на 100%. Количество школ II-ой ступени не прибавилось, но появились школы нового типа — это школы крестьянской молодежи, впоследствии они были переименованы в школы колхозной молодежи.
Количество учащихся за это же время увеличилось по начальным школам на 23%, по школам 8-леткам более чем на 25% и по школам второй ступени на 20%. Обращает внимание малый процент девочек в начальной школе. Несмотря на то, что общее количество школ в период с 1922—23 гг. до 1926—27 гг., увеличилось на 40%, количество девочек в начальных школах за эти годы увеличилось только на 3—4%.
1(6) Всечувашский съезд Советов, состоявшийся 26—31 января 1926 года, отметил, что существующая сеть начальных школ охватывает только около 50% детей школьного возраста. Во исполнение постановления съездов Правительством Чувашии было принято 21 сентября 1927 года решение о частичном введении всеобщего начального обучения детей 8-летнего возраста в 44 школах республики. Фактически решение было осуществлено в 47 школах с количеством в 86 комплектов. Таким образом, 1927 год является знаменательной датой, открывшей новую страницу в истории народного образования Чувашии. В последующие годы количество школ, осуществляющих всеобщее обучение, неуклонно возрастает. Так, в 1928—29 уч. году всеобщее обучение было введено в 114 школах с количеством в 373 комплекта.
В мае 1930 года Совнарком Чувашской республики принял постановление об охвате начальными школами как в городе, так и в деревне всех детей в возрасте 8—11 лет, указав органам народного образования ряд конкретных мероприятий по проведению в срок принятых партией и правительством постановлений о всеобуче.
Одним из больших препятствий на пути осуществления всеобщего начального обучения в те годы являлось наличие большого количества оставшихся вне школы подростков. После издания постановления правительства об обязательной ликвидации неграмотности среди взрослого населения и о введении всеобщего начального обучения детей школьного возраста большое количество подростков стало поступать в начальные школы. В ряде мест в начальных школах подростки стали занимать больший процент, чем дети нормального школьного возраста. Так, напр., по данным выпускных испытаний, весною 1928 года в 25 школах Аликовского района (где были выпускные классы) на 663 чел., окончивших начальную школу, детей, соответствующих возрасту учащихся начальной школы (максимум до 12 лет), было только 13,5%.
Наличие в начальных школах подростков, которые занимались одновременно с детьми 8—9-летнего возраста, было нецелесообразно по педагогическим соображениям. Кроме того, подобные факты отодвигали фактическое осуществление начального всеобуча для детей школьного возраста. Поэтому начиная с 1928 года были открыты специальные школы для подростков. Эти школы, прогрессивно возрастая в 1929—31 годах, после 1932—33 года были ликвидированы.
Школы подростков работали по ускоренной программе и дали возможность в самые короткие сроки покончить с неграмотностью населения подросткового возраста, дав ему образование в объеме начальной школы. Лица, окончившие школу подростков, с успехом поступали в вечерние школы колхозной молодежи.
В то же время интенсивными темпами шла работа по ликвидации безграмотности и малограмотности среди взрослого населения. Одновременно с осуществлением и закреплением начального обучения проводились мероприятия по введению обязательного обучения в объеме семилетней школы.
IV (9) Всечувашский съезд Советов (4—12 февраля 1931 г.) одним из крупных достижений республики отметил быстрое расширение сети начальных школ, одобрил мероприятия по введению с осени 1930 года всеобщего обязательного обучения для детей 8-10 лет и подростков от 11 до 15 лет.
На объединенном заседании сессии ЦИКа Чувашской АССР и пленума ОК ВКП(б) от 4 марта 1934 года было вынесено постановление о введении с осени 1934 года обязательного семилетнего обучения. В 1934—35 учебном году семилетним обучением было охвачено около 43000 чел., что составляет 98,1%.
По количественным показателям осуществления семилетнего всеобуча Чувашия вышла на передовые шеренги, встав в ряд с Московской, Ленинградской, Ивановской, Воронежской областями и АССР немцев Поволжья. Эти достижения были признаны Наркомпросом РСФСР. Еще в 1933 году Комитет по просвещению национальностей при Наркомпросе РСФСР по докладу Наркомпроса ЧАССР «О культурном строительстве Чувашии» постановил «по вопросам полного осуществления семилетнего всеобуча считать Чувашскую АССР опытной автономной республикой».
Согласно указаниям ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. в Чувашии в эти годы быстро развивается сеть средних школ. Впервые они были организованы в 1932 году. Число их в 1934—35 учебном году достигло 41.
Школьное
строительство

Одним из основных затруднений на пути осуществления всеобщего обучения и расширения сети школ являлся недостаток школьных помещений. Имеющийся наличный фонд школ далеко не обеспечивал потребности контингентов. Так, по переписи 1927 г. наличный фонд школьных помещений выражался следующими данными: специально построенных и приспособленных зданий было 741 с кубатурой в 140,426 кубометров, наемных зданий — 314 с кубатурой в 12503 кбм. С началом введения всеобщего обучения ассигнования на школьное строительство из года в год увеличивались, но тем не менее школьное строительство систематически отставало от темпов прироста учащихся. Так, в 1928—29 году было построено 10 специальных зданий в 9200 кбм. За тот же год прирост учащихся начальных школ составляет 32200 чел. Таким образом вновь отстроенные специальные здания обеспечили по норме только 580 учащихся, или 18% прироста. Всего за годы первой пятилетки по типовым проектам при приросте учащихся 36000 чел. Построено 115 зданий на 128500 кбм, что по норме обеспечивало лишь 8000 чел., или 22% прироста. Вследствие этого учащиеся размещались путем уплотнения существующих школьных зданий и в приспособленных под школы кулацких домах.
В 1931—32 учебном году обеспеченность школьными помещениями в среднем по республике выражалась в 4 кбм помещения на одного учащегося, против фонда по РСФСР на 1 уч-ся в 6,2 кбм.
Несмотря на твердые задания правительства, в ряде районов план строительства систематически не выполнялся. Бывали случаи, когда строительство одного объекта тянулось 3—4 года. Так, например, Ибресинский РИК в 1930 году «сумел» построить только один объект, принятый по плану 1926 года. Бывало и так, что хуже всего строили районы, расположенные по соседству с лесным массивом (Ибресинский или Красночетайский). Наоборот, безлесные районы (Малояльчиковский, Аликовский) шли впереди.
К началу 1933—34 учебного года состояние фонда школьных помещений характеризуется следующими данными: а) специально построенных зданий 366, приспособленных 428, в) смешанных 497. По приблизительному подсчету, в 1934 г. на одного учащегося начальной школы по республике в среднем падает 5,6 куб. метра, по неполной средней и средней школе 6,5 кбм.
С 1930 года под школы и квартиры для учителей передано около 1500 кулацких домов. Доставка лесоматериала, земляные работы по рытью фундаментов и т. п. в сельских местностях обычно выполнялись населением бесплатно. Насколько высок энтузиазм масс в деле оказания помощи школам в строительстве зданий в те годы особенно ярко видно на примере кугесевцев (Чебоксарский район). Благодаря умелой работе местных партийных, комсомольских и профсоюзных организаций по мобилизации колхозной массы типовое здание для Кугесевской неполной средней и средней школы было построено буквально в 3 месяца.
До революции чувашскую начальную школу, оканчивали единицы, отсев за 4 года доходил до 80—90%. Причиной этого явления была недооценка грамоты, но главным образом экономическое положение чувашского кр-на. Из своего плохо обрабатываемого клочка земли, имея примитивные орудия, как соха и деревянная борона, изнуренную малосильную лошаденку, кр-н получал крайне плохой урожай и, задавленный разными налогами, беднота и средняки еле-еле перебивались с хлеба на воду; с ранних лет втягивали они в с/хоз. работу своих детей. Когда же дети сами отбивались от школы, вследствие ли потери интереса к учебе или избегая телесных наказаний, родители обыкновенно равнодушно воспринимали этот факт, а иногда выражали даже удовлетворение. Октябрьская революция не могла покончить с этим наследием сразу, одним ударом; процент отсева уменьшался из года в год чрезвычайно трудно. В Чувашии для создания условий нормального посещения школы детьми сельской бедноты и низкооплачиваемых рабочих ежегодно по бюджету выделялся специальный фонд оказания материальной помощи нуждающимся детям.
В борьбе за аккуратное посещение учащимися школы в настоящее время большую помощь оказывают само население и общественные организации. В сельских местностях в зимние холода практикуется подвоз учащихся в школы и обратно на колхозных лошадях. В ряде селений по инициативе женделегаток на истекшие годы был организован сбор денег и натурой на организацию горячих завтраков. Изготовлялась одежда и обувь для нуждающихся детей. За последние годы, кроме продуктов, представленных школам колхозами и родителями учащихся, ими собрано деньгами на организацию горячих завтраков в школах в 1931 — 156000 р., 1932 — 118000 р., 1933 — 2300 р. Организовано общежитий 51; подвоз учащихся организован в 193 школах. Кроме того, население оказывало помощь бесплатной вывозкой дров.
Почти всем сельским школам оказывается безвозмездная помощь со стороны колхозов в обработке пришкольных земельных участков, являющихся помимо политехнической лаборатории и базой для организации горячих завтраков.
Начиная с 1931—32 учебного года школы республики строят свою работу на основе строгих планов по твердым расписаниям. Школам даны программы по всем дисциплинам. Особенно большое внимание обращено со стороны Наркомпроса на постановку преподавания русского языка в чувашских школах. В этих целях в учебном плане чувашских школ на русский язык уделено времени больше, чем рекомендовано Наркомпросом РСФСР. Но мы не можем еще похвалиться достижениями в этой области. Недостаточно внимательный подбор преподавателей русского языка, отсутствие специальных методических пособий для руководства в повседневной работе для учителя, являются существенными препятствиями к повышению постановки преподавания русского языка в школах.
Вторым разделом работы после программ, проведенной Наркомпросом в порядке реализации постановления ЦК ВКП(б) о школе, является создание стабильных учебников. Правда, нельзя сказать, что до этого чувашские школы работали без учебников. Еще по отчету бывшего Академического центра Наркомпроса указывается, что в конце 1927 г. чувашская начальная школа в основном обеспечена необходимыми учебными книгами. Надо отдать справедливость, учебные книги для начальных школ, за исключением пособий по обществоведению и грамматике русского языка, были созданы. Были созданы также (главным образом переводные) книги по некоторым дисциплинам для неполной средней школы. Но все эти учебные книги, построенные по принципу комплексности, без соблюдения системы отдельных дисциплин, не обеспечивали прочного усвоения основ наук. После постановления ЦК об учебниках Наркомпросом и Чувашгизом было создано 59 названий учебников для начальных и неполных средних школ по всем дисциплинам. По некоторым дисциплинам изданы учебники и для средних школ. К 1 января 1935 г. для чувашских школ издано 69 названий учебников, в числе коих 24 названия оригинальных.
При создании стабильных учебников проделаны громадные трудности. По ряду дисциплин, как математика, физика, химия, ботаника, зоология, география учебники на родном языке для неполной средней и средней школы даны впервые. Впервые в истории чувашской школы созданы учебники грамматики русского языка для чувашских школ. При переводе учебников на чувашский язык большим препятствием явилось отсутствие разработанных терминов. Это препятствие было преодолено. Значительные достижения имеются у нас теперь и по внешнему оформлению учебников.
Нельзя не упомянуть о реформе правил чувашского правописания. Утвержденные правительством в начале 1933 года новые правила чувашского правописания более упрощены, чем было прежде, и сближены с русским языком, что значительно облегчает усвоение обоих языков. К созданию стабильных учебников были привлечены более 50 лиц — научных работников, педагогов-практиков, писателей, художников, композиторов. Работая в качестве авторов, переводчиков, рецензентов и редакторов, они оказали большую помощь школам в повышении качества работы.
В отношении улучшения качества учебников предстоит еще немалая работа. Уточнение терминологии на чувашском языке, переработка переводных учебников со стороны стиля и удобопонятности изложения, точности передачи содержания является очередной работой Наркомпроса и Чувашгиза на ближайшие годы.
В период осуществления всеобуча развивающаяся сеть школ плохо снабжалась политехническим оборудованием. Бюджетных средств на оборудование выделялось мало. Кроме того, не было установленной нормы оборудования для каждого типа школ.
Наркомпросом с 1931 года была начата работа по развертыванию сети мастерских и рабочих комнат, обеспечению школ земельными участками и развитию подсобных хозяйств при школах, а также снабжению школ наглядными пособиями и приборами.
При организации мастерских школам большую помощь оказали предприятия, колхозы и само население. В ряде мест был проведен  сбор инструментов. Например, Ходаровская средняя школа Вурнарского района на первое время для оборудования столярной мастерской в таком порядке сумела собрать до ста названий разных инструментов. Алатырской средней школе им. Красина лесопильным заводом № 8 был передан один двигатель.
Все сельские школы обеспечены земельными участками по установленной правительством норме — в 2 га начальные школы и 5—7 га неполные средние и средние школы. В ограниченных размерах земельные участки имеют и городские школы.
В данное время земельные участки используются еще далеко нерентабельно: не организована правильная плодосмена, участки обрабатываются плохо и несвоевременно, мало убираются. Кроме того, почти 70% всей площади пришкольных участков используются под зерновые культуры, являющиеся менее выгодными, чем огородные культуры. Но у нас немало случаев, когда пришкольный участок является в подлинном смысле биологической и сельскохозяйственной лабораторией для учащихся и показательным участком для колхозников. Примером может служить Карамышевская неполная средняя школа Козловского района. Урожай, полученный ею с своего пришкольного участка в 1934 году, гораздо выше колхозного урожая. Нужно сказать, что такие случаи не единичны. Именевская средняя школа Траковского района, Сергеевская начальная школа и Юнгинская средняя школа Татаркасинского района, Тиушская средняя школа Ишлейского района, Белоозерская школа Малояльчиковского района, Старо-Урмарская неполная средняя школа Урмарского района и ряд других школ по умелой организации работы на пришкольном участке и рациональному использованию земель идут в первых рядах с лучшими школами федерации, о чем может свидетельствовать тот факт, что две из означенных школ (Сергеевская начальная и Именевская средняя) получили всероссийскую премию.
Во многих школах организовано подсобное хозяйство, где кроме рабочих лошадей имеется продуктовый скот, птица, кролики, пчелы. Так, по состоянию на первое мая 1934 года в школах республики имелось: рабочих лошадей 80 голов, рогатого скота 661 гол., свиней и поросят 1083 голов, пчел 192 семьи. Получаемый с пришкольных участков урожай для многих школ служит основной базой для организации горячих завтраков для учащихся.
Усилена работа и по обеспечению кабинетов и мастерских школ стандартным оборудованием. В целях планового ввоза и распределения
оборудования по школам, начиная с 1933 года это дело централизовано. Всей этой работой в республике руководит непосредственно Наркомпрос. Только за один 1934 год в порядке централизованного снабжения завезено политехнического оборудования на сумму в 274 тыс. руб.
Проведенное в конце 1934—35 учебного года по заданию Наркомпроса РСФСР выборочное обследование школ подтвердило повышение уровня знаний учащихся. Особенно большие успехи в привитии грамотности наблюдаются в начальных школах.
Вместе с повышением грамотности учащихся со стороны органов народного образования большое внимание обращено и на постановку воспитательной работы среди учащихся. Ряд школ в воспитательную работу с учащимися умело вовлекают родителей. Многими из них по примеру серпуховцев организован конкурс на лучшее воспитание детей. Из таких школ следует отметить Вурнарскую среднюю школу, которая вовлекла в конкурс 450 чел. родителей, Карамышевскую среднюю школу Козловского района, школы города Чебоксар и Шихазановскую среднюю школу.
Среди учителей мы имеем подлинных мастеров педагогического дела — энтузиастов, отличников производства. Наиболее известыне из них: Ефремов П.А. — завуч Ишаковской средней школы Ишлейского района, Муравьева К.И. — заведующая Алатырской начальной школой № 5, Герой труда, проработавшая бессменно в одной школе 45 лет, Кореньков Г.А. — зав. Тюрлеминской неполной средней школой Козловского района, Федоров С.И. — завуч Ходаровской школы Шумерлинского района, Тимофеева А.М. — учительница младших классов Янтиковской неполной средней школы Янтиковского района, Яковлев Н.Я. — директор Тиушской средней школы Ишлейского района, Соколов Е.А. — директор Канашской средней школы Канашского района, Толмачев С.М. — преподаватель биологии средней школы им. Горького г. Чебоксар, Авксентьев Б.В. — зам. директора по учебной части Цивильского детгородка.
Под руководством классных руководителей и внешкольных работников широко развернута внешкольная работа, самодеятельных кружков учащихся. В основной массе неполных средних и средних школ неплохо работают хоровые, музыкальные, литературные и драматические кружки, кружки физкультурников, стрелковые, шахматно-шашечные и всякого рода технические кружки. За последний год особенно широкое развитие получило в школах авиамоделирование. В зимнее время проводятся соревнования учащихся по лыжам и конькам. Сдачей норм на БГТО охвачено около 6 тысяч учащихся.
Последствием продолжительной империалистической и гражданской войны явилось большое количество детей-сирот, для воспитания которых потребовалась организация детских домов. Поразивший Чувашию и все Поволжье голод 1921 года неимоверно увеличил контингенты сирот и беспризорных детей. Участились случаи правонарушений.
В целях борьбы с беспризорностью после голодного года была широко расширена сеть детдомов. Они спасли в те годы тысячи молодых жизней.
Среди поступающих в детдома немало встречается нравственно испорченных и морально разложившихся элементов. Советские детдома превращают их в ценных работников по социалистическому строительству. Много можно найти примеров, которые показывают, как неузнаваемо переделывает советский детдом своих питомцев. Вот несколько примеров. Известный по всему гор. Чебоксары Карабасов — бывший беспризорник, бывший карманник и хулиган. Он побывал во многих детдомах и наконец был устроен в школе-фабрике Деткомиссии ЦИКа, где он пробыл около двух лет. В данное время Карабасову 17 лет. Он работает монтером по связи. Великолепно справляется с работой. На глазах общества он неузнаваемо переделался.
Димитриев Иван — из цыган, попавший в Чувашию после голодного года, бывший вор и конокрад. Теперь учится в авиашколе. Он образцовый ученик, за хорошие успехи по учебе и примерную дисциплину премирован. <…>

Обучение грамоте
взрослого населения
В наследство от царизма Чувашия получила колоссальную неграмотность трудящегося населения. Количество грамотных среди всего населения чуваш трех уездов б. Казанской губ. (Чебоксарский, Цивильский и Ядринский), составляющих в основном территорию Чувашии, выражалось в 17—18%. Остальные 82—83% населения не умели подписывать и своей фамилии. Среди бедняцко-середняцкой части населения процент грамотности был еще ниже, т. к. в силу материальных недостатков обучение детей бедняков было весьма затруднительно. Особенно низок был процент грамотности среди женщин. Веками находившееся под гнетом буржуазии само население в значительной степени свыклось с таким бескультурьем женщины.
Советская власть разбила оковы векового невежества и бескультурья, как разбила она гнет капитализма. И мы видим, что с первых же дней Октябрьской революции она со всей решительностью ведет борьбу с мрачным наследием царизма — безграмотностью населения. Еще в годы гражданской войны в декабре 1919 года за подписью В.И. Ленина был издан декрет о ликвидации неграмотности. Повсеместно были организованы ликпункты для обучения взрослых. Для борьбы с неграмотностью были мобилизованы все культурные силы деревни и города. По переписи 1920 года, в трех уездах — Чебоксарском, Цивильском и Ядринском — было 453891 чел. населения от 8 лет и старше; из них грамотных числилось 128668 чел., или 28,3%.
Проведенная в 1926 году перепись выявила, что населения старше 8 лет в Чувашской республике всего 635463 чел., из них грамотных было 38,5%, т.е. за 5 лет грамотность повысилась на 10,2%.
Начиная с 1926—27 уч. года в работу по ликвидации неграмотности вовлекаются общественные и хозяйственные организации, которые выделяли на это дело как денежные средства, так и культурные силы. Но коренной перелом в деле ликвидации неграмотности был проведен в 1929—30 году, когда за один учебный год было обучено 95257 чел., т. е. больше, чем было обучено за все предыдущие 10 лет. В результате упорной борьбы к 12-ой годовщине своей автономии Чувашия в основном закончила ликвидацию неграмотности.
Дальнейшая задача в области обучения взрослых — пропустить их через повышенную школу взрослых и дать образование в объеме семилетней школы всеобуча. К этой работе Чувашия уже приступила. В 1934—35 году в школах повышенного типа обучалось около 2000 чел.
Подготовка
педагогических
кадров
До революции на территории современной Чувашии для подготовки учителей существовали две учительских семинарии (в Канаше и Порецке) и одни педкурсы. Подготовка учителей проводилась также через второклассные школы, которых на территории современной Чувашии было три, и двухклассную миссионерскую братства св. Гурия школу (в Ишаках). Из других учебных заведений царской России, более или менее доступных для чуваш, являлась бывш. Симбирская чувашская учительская школа. Вот и почти весь перечень учебных заведений, на которых была возложена задача подготовки специалистов для работы на тощей ниве народного образования.
В первые же годы после пролетарской революции одновременно с созданием единой трудовой школы во всей остроте встал вопрос о новых кадрах культурных работников и перевоспитании старого учительства. Для подготовки новых кадров учителей были открыты педтехникумы. К моменту организации Чувашской автономии на территории Чувашии работали пять педагогических техникумов (Канашский, Чебоксарский, Красночетайский, Порецкий и Вурнарский). В значительной степени обслуживал Чувашию и Ульяновский чувашский педтехникум. Все они были организованы или на базе прежних учительских семинарий и педкурсов или второклассных школ.
В дальнейшие годы в связи с введением всеобщего обучения, когда потребность в педагогических кадрах еще более увеличилась, сеть педтехникумов была расширена (в данное время по республике имеется 7 педтехникумов).
Увеличен контингент учащихся педтехникумов: большинство техникумов в данное время работает в составе 2—8 отделений. Имеется специальное отделение для подготовки работников дошкольных учреждений (при Канашском педтехникуме), организовано физкультурное отделение (при Ядринском педтехникуме), библиотечное (при Алатырском педтехникуме). С 1931 года при Батыревском педтехникуме открыто специальное отделение для подготовки учителей для татарских школ. Имеется специальный техникум (музтехникум) для подготовки работников по музыке и театральному делу.
Сделан большой сдвиг в улучшении постановки дела в педтехникумах, но нельзя еще сказать, что работа во всех них обстоит вполне удовлетворительно. Основным недостатком работы техникумов является все еще слабая подготовка оканчивающих по общеобразовательным дисциплинам, а также по методическим вопросам, что объясняется слабой оборудованностью кабинетов и лабораторий, не вполне удовлетворительным составом преподавателей, а также тем, что неполные средние школы слабо подготавливают учащихся к усвоению программы педтехникумов.
В связи с введением всеобщего семилетнего обучения особенно большой недостаток стал ощущаться в квалифицированных кадрах для неполных средних и средних школ. Поэтому в целях ускорения подготовки кадров народного образования высшей квалификации осенью 1930 года в Чебоксарах открыт Чувашский педагогический институт, а в 1934 году, кроме того, двухгодичный учительский институт.
Однако состав учительства не отвечает еще полностью тем требованиям, которые возложены на советскую политехническую школу. Если социальный состав учительства за истекшие годы значительно улучшился, то по общеобразовательной и специально-педагогической подготовке состав этот требует решительного улучшения. Для повышения квалификации кадров народного образования с 1934 года в Чувашии организован Институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). Кроме того, при всех педтехникумах и при пединституте работают заочные сектора.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика