Вариативные формы и процедуры проведения аттестации

Отдел образования Батыревского района

 Чувашской республики

Вариативные формы и процедуры проведения аттестации

 

Приложение № 1

к приказу Минобразования Чувашии

от  17.04.2008 506 

 

 

Вариативные формы и процедуры 

проведения аттестации  педагогических

работников  государственных и муниципальных

образовательных учреждений Чувашской Республики

 

I. Общие положения

1.1. Вариативные формы и процедуры проведения аттестации  педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Чувашской Республики (далее – Документ) является  основанием  для работы Главной аттестационной комиссии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, а также  экспертных групп, создаваемых Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. Документ предусматривает вариативные формы и процедуры проведения аттестации педагогических и руководящих работников в соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке аттестации  педагогических и руководящих  работников  государственных и  муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1908 (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2000 г. № 2322).

1.2. Документ дает право выбора форм и процедур, предоставляемых  аттестуемому.

 

II. Порядок проведения аттестации

учителей общеобразовательных учреждений

и преподавателей общеобразовательных дисциплин

учреждений начального и среднего профессионального образования

 

Аттестация учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования проходит в три этапа:

I этап – оценка уровня  профессиональной  компетентности аттестуемого;

II этап – оценка IT-компетентности;

III  этап – оценка результатов деятельности аттестуемого.

 

2.1. На первом этапе учителя общеобразовательных учреждений и преподаватели общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования, аттестуемые на высшую, первую и вторую квалификационные категории, проходят квалификационный экзамен в форме ЕГЭ. Квалификационный экзамен проводится организацией, выигравшей конкурс, объявляемый Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. В конкурсе участвуют организации, имеющие соответствующую лицензию на эту деятельность. Условия проведения квалификационного экзамена устанавливаются конкурсной документацией.

Требования к программе квалификационных испытаний – профессиональная компетентность по преподаваемому предмету.

По итогам квалификационного экзамена на профессиональную компетентность аттестуемый получает сертификат организации, проводившей тестирование.

2.2.  На втором этапе учителя общеобразовательных учреждений и преподаватели общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования, аттестуемые на высшую, первую и вторую квалификационные категории, проходят компьютерное тестирование на оценку IT-компетентности. Компьютерное тестирование осуществляется организацией, выигравшей объявляемый Минобразования Чувашии конкурс. В конкурсе участвуют организации, имеющие соответствующую лицензию на эту деятельность. Условия проведения компьютерного тестирования устанавливаются конкурсной документацией.

Требования к программе компьютерного тестирования для педагогических работников – это  IT-компетенция в образовательной деятельности.

По итогам компьютерного тестирования на IT-компетенцию аттестуемый получает сертификат организации, проводившей тестирование.

2.3. На третьем этапе аттестации осуществляется оценка результативности профессиональной деятельности аттестуемого. Для проведения данного этапа аттестации создаются  экспертные группы, в состав которых включаются представители органов государственно-общественного управления, ассоциации учителей и др. В экспертную группу аттестуемый представляет цифровые образовательные ресурсы по своему предмету.

 2.3.1.Вариативные формы проведения третьего этапа аттестации учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования:

1) защита педагогического проекта, в ходе которого аттестуемый, претендующий на вторую квалификационную категорию, представляет и обосновывает проектную разработку; аттестуемый, претендующий на первую и высшую  квалификационные категории, представляет отчет о реализации проекта и полученных результатах;

2) презентация методического портфолио, в котором аттестуемый  представляет свидетельства своего профессионализма в виде структурированного  накопительного документа (папка достижений);

3) защита методических и других разработок.

            2.3.2. Кроме этого аттестуемый выбирает одну из нижеперечисленных процедур:

 1) посещение членами экспертных групп уроков аттестуемого, учебных и (или) внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым, с последующим их анализом;

2) анализ документально зафиксированных результатов учебно-воспитательного процесса (итогов мониторинга успешности обучения и воспитания);

3) представление общеобразовательного учреждения, отражающее совокупность  результатов  практической  деятельности аттестуемого.

2.3.3. В ходе экспертизы обязательно учитывается участие аттестуемого в опытно-экспериментальной работе, республиканских, районных (городских) профессиональных конкурсах, конференциях, в работе учебно-научных и методических объединений различных уровней, мнения руководителя общеобразовательного учреждения, ассоциации учителей, методических объединений, родителей, учащихся об эффективности профессиональной деятельности аттестуемого.  

2.3.4. Качество и результативность практической деятельности педагогических работников оценивается на основании изучения уровня обученности (воспитанности), степени сформированности ключевой компетентности учащихся (воспитанников). 

Оценка уровня профессионализма педагога может проводиться путем проведения анкетирования коллег, учащихся членами экспертной группы.

 

III. Порядок проведения аттестации

педагогических работников дошкольных образовательных учреждений,

учреждений дополнительного образования детей,

учреждений  начального и среднего профессионального образования

(кроме преподавателей общеобразовательных дисциплин)

и других педагогических работников общеобразовательных учреждений

 

Аттестация педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений  начального и среднего профессионального образования (кроме преподавателей общеобразовательных дисциплин) и других педагогических работников общеобразовательных учреждений проходит в три этапа:

I этап – оценка уровня  профессиональной  компетентности аттестуемого;

II этап – оценка IT-компетентности;

III  этап – оценка результатов деятельности аттестуемого.

 

3.1. На первом этапе педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений  начального и среднего профессионального образования (кроме преподавателей общеобразовательных дисциплин)  и другие педагогические работники общеобразовательных учреждений,  аттестуемые на высшую, первую и вторую квалификационные категории, проходят квалификационный экзамен в форме тестирования  на персональном компьютере.

Квалификационный экзамен проводится организацией, выигравшей конкурс, объявляемый Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. В конкурсе участвуют организации, имеющие соответствующую лицензию на эту деятельность. Условия проведения квалификационного экзамена устанавливаются конкурсной документацией.

В квалификационный экзамен включаются  15 вопросов по специальности, по методике преподавания, педагогике, психологии, валеологии, информационно-коммуникационным технологиям  – по 5 вопросов. Вопросы размещаются на сайтах Минобразования Чувашии и организации, выигравшей конкурс, до 1 сентября текущего года.

Требования к программе квалификационных испытаний для педагогических работников – это информированность о новых достижениях в предметной области, знание теории и методики преподаваемого предмета, современных технологий обучения и воспитания, научных основ общей педагогики и психологии, закономерностей  и способов  формирования  ключевой компетентности  учащихся.

По итогам квалификационного экзамена  аттестуемый получает сертификат организации, проводившей квалификационный экзамен.

Сроки проведения квалификационного экзамена доводятся до аттестуемых не позднее, чем за две недели до начала аттестации.

3.2. На втором этапе педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений  начального и среднего профессионального образования (кроме преподавателей общеобразовательных дисциплин)  и другие педагогические работники общеобразовательных учреждений, аттестуемые на высшую, первую и вторую квалификационные категории, проходят компьютерное тестирование на оценку IT-компетентности. Компьютерное тестирование осуществляется организацией, выигравшей объявленный Минобразования Чувашии конкурс. В конкурсе участвуют организации, имеющие соответствующую лицензию на эту деятельность. Условия проведения компьютерного тестирования устанавливаются конкурсной документацией.

Требования к программе компьютерного тестирования для педагогических работников – это  IT-компетентность в образовательной деятельности.

По итогам компьютерного тестирования на IT-компетентность  аттестуемый получает сертификат организации, проводившей тестирование.

3.3. На третьем этапе аттестации осуществляется оценка результативности профессиональной деятельности аттестуемого. Для проведения данного этапа аттестации создаются  экспертные группы, в состав которых включаются представители органов государственно-общественного управления, ассоциации учителей и др. В экспертную группу аттестуемый представляет цифровые образовательные ресурсы по своему предмету.

 3.3.1.Вариативные формы проведения третьего этапа аттестации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений  начального и среднего профессионального образования (кроме преподавателей общеобразовательных дисциплин) и других педагогических работников общеобразовательных учреждений:

1) защита педагогического проекта, в ходе которого аттестуемый, претендующий на вторую квалификационную категорию, представляет и обосновывает проектную разработку; аттестуемый, претендующий на первую и высшую  квалификационные категории, представляет отчет о реализации проекта и полученных результатах;

2) презентация методического портфолио, в котором аттестуемый  представляет свидетельства своего профессионализма в виде структурированного  накопительного документа (папка достижений);

3) защита методических и других разработок.

3.3.2. Кроме этого аттестуемый выбирает одну из нижеперечисленных процедур:

 1) посещение членами экспертных групп уроков аттестуемого, учебных и (или) внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым, с последующим их анализом;

2) анализ документально зафиксированных результатов учебно-воспитательного процесса (итогов мониторинга успешности обучения и воспитания);

3) представление общеобразовательного учреждения, отражающее совокупность  результатов  практической  деятельности аттестуемого.

3.3.3. В ходе экспертизы обязательно учитывается участие аттестуемого в опытно-экспериментальной работе, республиканских, районных (городских) профессиональных конкурсах, конференциях, в работе учебно-научных и методических объединений различных уровней, мнения руководителя образовательного учреждения, ассоциации учителей, методических объединений, родителей, учащихся об эффективности профессиональной деятельности аттестуемого.  

3.3.4. Качество и результативность практической деятельности педагогических работников оценивается на основании изучения уровня обученности (воспитанности), степени сформированности ключевой компетентности учащихся (воспитанников). 

Оценка уровня профессионализма педагога может проводиться путем проведения анкетирования коллег, учащихся членами экспертной группы.

 

IV. Заключение

4.1. Аттестуемый результаты прохождения первого и второго этапов аттестации (сертификат) представляет в соответствующую экспертную группу.

Экспертная группа по итогам проведения всех трех этапов аттестации выносит экспертное заключение рекомендательного характера  о соответствии или несоответствии аттестуемого заявленной квалификационной категории.

4.2. На основании результатов всех  трех этапов Главная аттестационная комиссия Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики выносит  решение о соответствии или несоответствии аттестуемого заявленной квалификационной категории.

 

 

 

Приложение № 2

к приказу Минобразования Чувашии

от  17.04.2008 506 

 

 

Вариативные формы и процедуры 

проведения аттестации  руководящих 

работников  государственных и муниципальных

образовательных учреждений Чувашской Республики

 

I. Общие положения

1.1. Вариативные формы и процедуры  проведения аттестации  руководящих  работников  государственных и муниципальных образовательных учреждений Чувашской Республики (далее – Документ) является  основанием  для работы главной аттестационной комиссии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, муниципальных аттестационных комиссий, а также экспертных групп, создаваемых при аттестационных комиссиях. Документ предусматривает вариативные формы и процедуры проведения аттестации руководящих работников в соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке аттестации  педагогических и руководящих  работников  государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1908 (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2000 г. № 2322).

1.2. Документ дает право выбора форм и процедур, предоставляемых  аттестуемому.

1.3. Аттестация руководящих работников государственных и муниципальных общеобразовательных  учреждений Чувашской Республики проходит в три этапа:

I этап – оценка уровня  профессиональной компетентности аттестуемого;

II этап – оценка IT-компетентности;

III  этап – оценка результатов деятельности аттестуемого.

 

II. Порядок проведения первого этапа аттестации

2.1. На первом этапе аттестуемые на высшую и первую квалификационные  категории проходят квалификационный экзамен  в форме тестирования  на персональном компьютере. Квалификационный экзамен проводится организацией, выигравшей объявляемый Минобразования Чувашии конкурс. В конкурсе участвуют организации, имеющие соответствующую лицензию на эту деятельность. Условия  проведения квалификационного экзамена  устанавливаются конкурсной документацией.

Требования к программе квалификационных испытаний для руководящих работников – это знание нормативных правовых документов, регулирующих деятельность образовательных учреждений, приоритетных направлений развития системы образования, содержания образования, педагогических технологий,  способов управления формированием ключевой компетентности всех участников образовательного процесса, теоретических основ управленческой деятельности, определение уровня  управленческих навыков и умений.

2.2. Для руководящих работников в квалификационный экзамен включаются  вопросы на знание основ законодательства в области образования, теоретических основ управленческой деятельности (25 вопросов), педагогики, психологии, валеологии – по 5 вопросов. Вопросы размещаются на сайтах Минобразования Чувашии и организации, выигравшей конкурс, до 1 сентября текущего года.

По итогам квалификационного экзамена  организация, проводившая квалификационный экзамен выдает аттестуемому сертификат.

Сроки проведения квалификационного экзамена доводятся до аттестуемых не позднее, чем за две недели до начала аттестации.

 

III. Порядок проведения второго этапа аттестации

3.1. На втором этапе аттестуемые на высшую и первую квалификационные  категории проходят компьютерное тестирование на оценку IT-компетентности. Компьютерное тестирование осуществляется организацией, выигравшей объявляемый Минобразования Чувашии конкурс. В конкурсе участвуют организации, имеющие соответствующую лицензию на эту деятельность. Условия проведения компьютерного тестирования  устанавливаются конкурсной документацией.

3.2. Для руководящих работников требования к программе компьютерного тестирования – это IT-компетентность в управленческой и образовательной деятельности.

По итогам компьютерного тестирования на IT-компетентность организация, проводившая квалификационный экзамен, выдает аттестуемому соответствующий сертификат.

 

IV. Порядок проведения третьего этапа аттестации руководящих работников

4.1. На данном этапе осуществляется оценка результативности деятельности аттестуемого. Для проведения третьего этапа аттестации руководителей образовательных учреждений создаются экспертные группы, в состав которых включаются представители органов государственно-общественного управления, профессиональных сообществ и др. В экспертную группу аттестуемый представляет цифровые образовательные ресурсы по вопросам управления образовательным учреждением.

Устанавливаются следующие формы: 

1) защита программы развития образовательного учреждения;

2) защита творческого отчета по вопросам совершенствования управления образовательным учреждением;

3) защита методических и других разработок по управленческой деятельности.

4.2. Кроме этого аттестуемый выбирает одну из нижеперечисленных процедур:

1) анализ реализации программы развития образовательного учреждения, результатов инновационной деятельности с презентацией;

2) презентация портфолио учреждения, в ходе которого аттестуемый  представляет свидетельства о достижениях управленческих подсистем  образовательного учреждения и самоанализ образовательной среды  образовательного учреждения;

3) анализ документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

4.3. В ходе экспертизы обязательно учитываются мнения руководителей органов управления образованием, трудового коллектива, родительской общественности, попечительских и управленческих советов об эффективности профессиональной управленческой деятельности аттестуемого.

      4.4. Качество и результативность практической деятельности руководителей образовательных учреждений оценивается на основании эффективности управленческой деятельности, результативности работы образовательного учреждения.

 

V. Заключение

5.1. Аттестуемый результаты прохождения первого и второго этапов аттестации (сертификат) представляет в соответствующую экспертную группу.

Экспертная группа по итогам проведения всех трех этапов аттестации выносит экспертное заключение рекомендательного характера  о соответствии или несоответствии аттестуемого заявленной квалификационной категории.

5.2. На основании результатов всех  трех этапов Главная аттестационная комиссия Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики выносит  решение о соответствии или несоответствии аттестуемого заявленной квалификационной категории.

 

 

 

 

 

Приложение № 3

к приказу Минобразования Чувашии

от  17.04.2008 506 

 

 

Состав

главной аттестационной комиссии

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

по аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на высшую, первую, вторую  квалификационные категории

 

Петрова С.В.

-

заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики, председатель;

 

Казакова Е.В.

-

проректор государственного образовательного учреждения «Чувашский республиканский институт образования», заместитель председателя;

 

Федотов М.Н.

-

начальник отдела развития общего образования Минобразования Чувашии, заместитель председателя;

 

Иголкина Л.М.

-

методист центра сопровождения нацпроектов и аттестации педработников государственного образовательного учреждения «Чувашский республиканский институт образования», секретарь.

 

 

Члены комиссии:

Иванова Т.И.

-

заместитель начальника отдела управления образования администрации Чебоксарского района;

 

Малышева Т.М.

-

ведущий специалист – эксперт отдела развития общего образования Минобразования Чувашии;

 

Исаева И.В.

-

директор МОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары, председатель Совета директоров общеобразовательных учреждений Чувашской Республики;

 

Мышкин П.В.

-

специалист 1 разряда  (юрист) Минобразования Чувашии;

 

Михайлов В.Ю.

-

заместитель председателя президиума общественной организации «Чувашский республиканский союз попечителей образования»;

 

Яшина И.М.

-

директор  МОУ «СОШ № 40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары;

 

Степанова З.Н.

-

председатель Чувашского республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации;

 

Турковская Л.Н.

-

учитель физики муниципального образовательного учреждения «Лицей № 18» г. Новочебоксарск, председатель ОО «Ассоциация учителей Чувашской Республики».

 

 

 

Приложение № 4

к приказу Минобразования Чувашии

от  17.04.2008 506 

 

 

 

План работы

главной аттестационной комиссии Минобразования Чувашии

на 2008 – 2009 учебный год

 

п/п

Наименование мероприятий

Ответственные

Сроки проведения

1

Направление письма руководителям органов управления образованием о проведении аттестации в 2008 – 2009  учебном году

Малышева Т.М.

До 25 апреля 2008 г.

2

Организация приема заявлений и материалов, представленных педагогическими и руководящими работниками на аттестацию

Казакова Е.В.,

Иголкина Л.М.

16-27 июня 2008 г.

(по графику)

3

Формирование и внесение на утверждение составов экспертных групп главной аттестационной комиссии

Казакова Е.В.,

Руководители органов управления образованием администраций районов и городов, РГОУ

До 15 сентября 2008 г.

4

Разработка примерных тестов для организации первого этапа аттестации педагогических и руководящих работников  государственных и  муниципальных образовательных учреждений Чувашской Республики

Казакова Е.В.

До 1 июля 2008 г.

5

Подготовка материалов для проведения собеседований, тестирования, зачетов по проверке знаний, умений по педагогике, психологии, преподаваемым предметам и методике обучения и воспитания, доведение этих материалов до отделов образования

Казакова Е.В.

До 1 октября 2008 г.

6

Проведение первого этапа аттестации

Казакова Е.В.

Октябрь-ноябрь 2008 г.

(по графику)

7

Проведение аттестационных испытаний:

- собеседование, зачеты, тестирование, защита творческой работы;

- изучение практической деятельности

Иголкина Л.М.,

Руководители экспертных групп

По графику

8

Проведение заседаний главной аттестационной комиссии и экспертных групп по рассмотрению заключений экспертов

Иголкина Л.М.,

Руководители экспертных групп

По мере необходимости

9

Подготовка итоговых документов для главной аттестационной комиссии

Иголкина Л.М.,

Руководители экспертных групп

До 1 апреля 2009 г.

10

Подготовка материалов для принятия управленческого решения по итогам аттестации

Иголкина Л.М.

До 1 мая 2009 г.

11

Подведение итогов аттестации педагогических и руководящих работников

Малышева Т.М.

Май 2009 г.

12

Оформление протоколов заседаний главной аттестационной комиссии

Иголкина Л.М.

По мере необходимости

13

Оформление протоколов заседаний экспертных групп

Секретари экспертных групп

По мере необходимости

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".