Аналитический отчет

отдела образования и молодежной политики администрации Шемуршинского района о реализации комплексного проекта модернизации образования

на 15 декабря 2008 года.

 

         В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования:

Подписано 25.06.2007 г. Соглашение №442 между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и администрацией Шемуршинского района о предоставлении средств из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2007 году  на внедрение комплексного проекта модернизации образования.

Сформирована муниципальная команда по сопровождению реализации проекта с привлечением учителей-победителей и участников ПНПО – приказ №83 по отделу образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района «О мерах по реализации комплексного проекта модернизации образования от 20 мая 2007г.

Разработан сетевой план-график реализации в Шемуршинском районе комплексного проекта модернизации образования на период 2007-2009гг. и утвержден приказом №83 по отделу образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района «О мерах по реализации комплексного проекта модернизации образования от 20 мая 2007г.

Проведено общественное обсуждение Плана участия общеобразовательных учреждений Шемуршинского района в реализации КПМО.

Ответственным за реализацию комплексного проекта модернизации образования назначена Игнатьева Н.Г., заместитель главы администрации Шемуршинского района – начальник отдела образования, молодежной политики и культуры – распоряжение главы Шемуршинского района №76 от 21 ноября 2007г. «О возложении ответственности за реализацию комплексного проекта модернизации образования в Шемуршинском районе».

Приказом отдела образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района  от 11.04.2008 № 64 утвержден муниципальный план реализации в Шемуршинском районе комплексного проекта модернизации образования на 2008 год;

Подписано Соглашение №295 от 16.04.2008г между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и администрацией Шемуршинского района о предоставлении средств из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2008 году  на внедрение комплексного проекта модернизации образования;

 

 Во всех общеобразовательных школах района приняты все нормативно-правовые акты, необходимые для реализации КПМО: внесены изменения в уставы, утверждены Положения об Управляющем совете и их составы, разработаны и утверждены Положения о распределении стимулирующих выплат их фонда оплаты труда работников образовательных учреждений, критерии и показатели результативности труда работников,  проведены общественные обсуждения  Плана участия общеобразовательных учреждений в реализации КПМО. Необходимые нормативно-правовые акты размещены на сайтах школ и на сайте отдела образования и молодежной политики.

Членами муниципальной рабочей группы отдела образования и молодежной политики администрации Шемуршинского района проведены 6 инструктивных семинаров-совещаний с директорами, главными бухгалтерами, заместителями директоров школ района, проведены встречи с коллективами всех общеобразовательных учреждений.

 

1-е направление: «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования (НСОТ)»

 

С 1 сентября 2007 года все школы района перешли на новую систему дифференцированной оплаты труда, МОУ «Шемуршинская СОШ» перешла на новую систему оплаты труда в полном объеме.

Реализован основной принцип дифференциации в оплате труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс. Заработная плата в настоящее время состоит из базовой и стимулирующей частей. Стимулирующая часть выплачивается в зависимости от результата деятельности учителя, который поставлен в зависимость в том числе и от достижений учащихся. Это главный стержень при определении критериев.

Сформирована вся нормативно-правовая база

На 01.07.2007 года все работники общеобразовательных школ района были уведомлены о введении с 01 сентября 2007 года новой системы оплаты труда.

Принято постановление главы Шемуршинского района «О введении новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений» от 06 августа 2007г. №388.

Принято постановление главы Шемуршинского района «О порядке формирования системы оплаты труда и стимулирования педагогических  и руководящих работников общеобразовательных учреждений Шемуршинского района Чувашской Республики» от 28 сентября 2007г. №469.

Отделом образования. молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района разработаны порядок и критерии оценивания результативности деятельности руководящих работников общеобразовательных учреждений.

Во всех школах района приняты все нормативные акты, необходимые для введения НСОТ, и созданы экспертные комиссии по анализу показателей работников для назначения стимулирующих выплат.

С 1 сентября 2007 года ежемесячно все работники школ района получают заработную плату из базовой части, определённой в соответствии с тарификацией и стимулирующей части, определённой в соответствии с результатами работы на основании критериев и показателей, разработанных и утверждённых при участии органа государственно-общественного управления.

Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда происходит с участием общественности.

В 2007 году стимулирующая часть в общем фонде оплаты труда составляла 10%, в 2008 году – 20%.

В результате средняя заработная плата учителей увеличилась на 67,7% по сравнению с 2006 годом, доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда - 74%.

 

2-е направление: «Развитие нормативного подушевого финансирования (НПФ)»

 

Все  общеобразовательные учреждения Шемуршинского района  получают бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования, ведут бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно.

Утверждены нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося на 2008 год – 15346, 9 рублей. Эти субвенции доведены до каждого общеобразовательного учреждения.

В каждом общеобразовательном учреждении утверждена смета доходов и расходов на причитающуюся сумму субвенции, определена доля фонда оплаты труда с начислениями. В пределах утвержденного фонда оплаты труда с начислениями составлены и утверждены приказами руководителей общеобразовательных учреждений распределение часов и заработной платы педагогическим и остальным работникам общеобразовательных учреждений. На учебные расходы на 2008 год заложено 533930 рублей.

Относительное (к 2006 году) повышение нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ -51,7%.

Доля учебных расходов в общем объеме бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений на зарплату учителей и учебные расходы – 3,1%. Запланировано 8%,

 

3-е направление: «Развитие системы оценки качества образования»

 

В рамках системы оценки качества образования в районе проводится государственная аттестация  выпускников образовательных учреждений. С 2001 года выпускники школ района ежегодно сдавали ЕГЭ, при этом экзамен по математике все 7 лет был обязательным для всех выпускников. В 2007-2008 учебном году выпускники 11-ых классов имели возможность сдавать ЕГЭ по 12 предметам.  100% выпускников сдавали единый государственный экзамен по математике и русскому языку, 49,79% выпускников сдавали ЕГЭ по трем и более предметам. 100% выпускников 9-ых классов прошли итоговую аттестацию в новой форме (ЕМЭ) по математике и русскому языку.

 

4-е направление: «Развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства»

 

Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса – 85%. 100% школьников обучаются в образовательных учреждениях, отвечающих следующим требованиям: обеспечение температурного режима в соответствии с СанПиН; наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающей необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиН; наличие оборудованных аварийных выходов, необходимого количества средств пожаротушения, подъездных путей к зданию, отвечающих всем требованиям пожарной безопасности; соответствие электропроводки здания современным требованиям безопасности; наличие у учреждения собственной (или на условиях договора пользования) столовой или зала для приёма пищи площадью в соответствии с СанПиН; наличие у учреждения действующей пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения людей при пожаре; наличие в учреждении действующей охраны (кнопка экстренного вызова милиции, охранники или сторожа); благоустроенность пришкольной территории (озеленение территории, наличие оборудованных мест для отдыха); организация горячего питания; количество компьютеров, имеющих сертификат качества, используемых для осуществления образовательного процесса; наличие у учреждения комплекта лицензионного или свободно распространяемого общесистемного и прикладного программного обеспечения (операционная система, офисные программы (редакторы текстов, таблиц), СУБД, навигаторы) для каждого установленного компьютера; наличие по каждому из разделов биологии (природоведение (окружающий мир), ботаника, зоология, анатомия, общая биология)  лабораторных комплектов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по биологии в 5-11 классах) в количестве m/2 + 1 (где m – проектная наполняемость классов в соответствии с предельной численностью контингента школы); наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по географии или наличие лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из разделов географии; наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по истории или лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из курсов истории; полная обеспеченность образовательного процесса учителями в соответствии со специальностью; обеспеченность программ профильного обучения и предпрофильной подготовки учителями не ниже 2 квалификационной категории; в школе отсутствуют классы наполняемостью более 25 человек.

         44% школьников обучаются в образовательных учреждениях, имеющих работающую систему канализации, а также оборудованные в соответствии с СанПиН внутренние туалеты; 32% - в ОУ, имеющих собственный безопасный и пригодный для проведения уроков физической культуры спортивный зал площадью не менее 9х18 м при высоте не менее 6 м с оборудованными раздевалками, действующими душевыми комнатами и туалетами; 98,6% - в ОУ, имеющих собственные компьютерные классы, оборудованные металлической дверью, электропроводкой, кондиционером или проточно-вытяжной вентиляцией, немеловыми досками, и площадью, обеспечивающей установку компьютеров в количестве не менее m/2 + 2, включая компьютер учителя (где m – проектная наполняемость классов в соответствии с предельной численностью контингента школы); 85,5% - в ОУ, имеющих кабинет физики с подводкой низковольтного электропитания к партам учащихся (включая независимые источники) и лаборантской; 60,5% - в ОУ, имеющих кабинет химии с вытяжкой и подводкой воды к партам учащихся и лаборантской; 32% - в ОУ, имеющих собственный лицензированный медицинский кабинет; 98,6 - в ОУ, имеющих мультимедийные проекторы; 85% - в ОУ, имеющих  интерактивные доски; 34% - в ОУ, имеющих оборудованные территории для реализации раздела «Лёгкая атлетика» программы по физической культуре (размеченные дорожки для бега со специальным покрытием, оборудованный сектор для метания и прыжков в длину); 67,6% - в ОУ, имеющих по каждому из разделов физики (электродинамика, термодинамика, механика, оптика, ядерная физика) лабораторных комплектов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по физике в 7-11 классах) в количестве не менее m/2 + 1 (где m – проектная наполняемость классов в соответствии с предельной численностью контингента школы); 64,6% - в ОУ, имеющих по каждому из разделов химии (неорганическая химия, органическая химия) лабораторных комплектов оборудования и препаратов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по химии в 7-11 классах) в количестве m/2 + 1 (где m – проектная наполняемость классов в соответствии с предельной численностью контингента школы).

 

В рамках реализации направления КПМО «Развитие сети общеобразовательных учреждений – основа для получения качественного образования» по основным обязательствам в районе проделана следующая работа.

За последние годы ликвидированы МОУ «Шамкинская НОШ», МОУ «Канашская НОШ», МОУ «Андреевская НОШ», МОУ «Нижнебуяновская НОШ», МОУ «Верхнебуяновская НОШ»,  МОУ «Старошемуршинская НОШ», МОУ «Яблоновская НОШ»  из-за отсутствия контингента.

Из-за  низкой наполняемости реорганизованы МОУ «Байдеряковская СОШ», МОУ «Чукальская СОШ», МОУ «Малобуяновская СОШ», МОУ «Старочукальская СОШ», МОУ «Чепкас-Никольская СОШ» в основные школы. В районе утверждена программа развития образовательной системы. В результате проделанной работы сеть учреждений общего образования района претерпела значительные изменения. На данный момент по району – 12 общеобразовательных учреждений. Из них 5 - средних, 6 - основных, 1 начальная школа – детский сад. Сокращение числа существующих учреждений происходит с учетом увеличения наполняемости классов в базовых ОУ, улучшением качества образования, учебно-материальной базы.

В целях обеспечения условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства в районе созданы 3 базовые школы, которые обеспечены достаточно квалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база. Широкое развитие получило сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников, профильного обучения.

         Приобретено и поставлено учебное, учебно-наглядное и лабораторное оборудование для учебных кабинетов физики, химии, биологии, географии, истории.

В школах установлена система холодного и горячего водоснабжения, подводка низковольтного электропитания к партам учащихся в кабинетах физики, подводка воды к партам учащихся и вытяжка в кабинетах химии.

 Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях района в 2008-2009 учебном году – 16,63,  на одного учителя в среднем по району приходится 8,9 учащихся, численность обучающихся на старшей ступени в расчете на одно общеобразовательное учреждение, имеющих старшую ступень – 40.

 

5-е направление: «Расширение общественного участия в управлении образованием» 

          При реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием» КПМО  основные усилия направлены на решение задач по становлению и развитию демократических государственно-общественных отношений в образовании.

        Одно из важнейших нововведений, давший серьезный импульс в переходе от рассуждений о новом качестве образования к практической работе – введение новой системы оплаты труда, предусматривающей стимулирующую часть фонда оплаты труда. Ведь стимулирующая часть должна распределяться с участием органа общественного управления именно по результатам труда с учетом его качества. Во всех школах на основе примерных критериев и показателей  разработаны и приняты положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников. В результате зависимость величины заработной платы учителя от качества и результативности его труда становится реальностью. В сознании педагогических работников и руководителей формируется понимание, что  уровень заработной платы теперь действительно зависит от их собственных усилий и результатов труда. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда происходит с участием общественности, что делает школьные советы управляющими на деле.

Распоряжением главы Шемуршинского района от 20 июля 2007г №46 создан районный Совет попечителей образовательных учреждений, осуществляющий государственно-общественный характер управления образованием, обладающий правом распределять фонд стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений района.

В 11 школах района функционируют Управляющие советы, в одной школе Попечительский совет.Все общеобразовательные школы имеют регулярно обновляемые сайты в сети Интернет.Все общеобразовательные школы района имеют публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения в 2007-2008 учебном году, которые размещены на сайтах школ и на сайте отдела образования.

Организована система общественного наблюдения (контроля) за проведением государственной (итоговой) аттестации выпускников. В текущем году при проведении ЕГЭ во всех пунктах проведения экзамена (100 %) присутствовали общественные наблюдатели.

В рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования осуществляется так же переподготовка управленческого звена в области образования. На еженедельных семинарах для директоров и заместителей проводятся семинары с обсуждением основных направлений реализации  КПМО.

Решение задач оптимизации образования в муниципальной системе образования в значительной степени зависит от поддержки ее идей со стороны всего общества. Поэтому одним из главных принципов деятельности отдела образования администрации Шемуршинского района является создание эффективной системы всестороннего информационного сопровождения КПМО, результатом которого является постоянное освещение вопросов и направлений КПМО на сайте управления образования администрации Шемуршинского района, сайте отдела образования, молодежной политики и культуры и сайтах образовательных учреждений района.

       

         

Начальник отдела образования,

молодежной политики и культуры

администрации Шемуршинского района                                Н.Г.Игнатьева