alt=
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Методика «перевёрнутого класса» в реализации требований ФГОС ООО

Владимиров А. В.,

учитель истории «МБОУ СОШ №17»

г.Новочебоксарск

Лебедев Ю.Б.,

доцент кафедры

общественных дисциплин

Чувашского республиканского

института образования

 

Методика «перевёрнутого класса» в реализации  требований ФГОС ООО

 

За последнее десятилетие мы стали свидетелями крупных перемен, которые происходят в образовании, как за рубежом, так и в России. Эти перемены касаются, прежде всего, переосмысления целей и задач, стоящих перед образованием, а также места школы в процессе социализации современного человека. Важнейшими нормативными документами, фиксирующим результаты такого переосмысления в России, стали Федеральные государственные образовательные стандарты. В данной статье будет иметься в виду прежде всего Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Сама разработка и принятие ФГОС ООО были продиктованы обостряющейся проблемой «образовательного разрыва», создаваемого тем, что образовательная система слишком медленно реагирует на изменения, происходящие в обществе, порождая неуклонно растущий разрыв между тем качеством и характеристиками образования, которые необходимы жителям современного сложного мира, и теми, которые им предлагает функционирующая система образования. 

Методологически ФГОС исходит из того, что современному образованию следует ориентироваться не столько на передачу знаний (необходимый объем и конфигурацию  которых весьма трудно определить в условиях ускоряющейся развития науки и техники), сколько на формирование определенного набора компетенций – способности осознанно и  самостоятельно приобретать и применять новую информацию и навыки в различных контекстах. Это вполне совпадает с крепнущим  убеждением мирового педагогического сообщества, что образование – это не столько процесс трансляции готовой информации от учителя к ученику, сколько процесс активного развития и  удовлетворения познавательных потребностей обучающихся. Мировая педагогика постепенно переходит  к парадигме непрерывного массового образования – обретению новой информации и навыков  в течение всей социально активной жизни. Непрерывное образование личности все чаще понимается  не обязанностью и долгом перед семьей и государством, а личным делом каждого учащегося в меру представления о его необходимости. 

С точки зрения такого подхода в основе образования личности лежит не педагогический, а образовательный процесс (обретение и осмысление необходимой учащимся информации всеми средствами, из любого источника,  лишь одним из которых может выступать учитель, преподаватель или воспитатель).

Такое понимание образования неизбежно ведет к трансформации традиционных форм и моделей преподавания, что отчетливо прослеживается в тенденциях его развития в последние восемь-десять лет. Главную роль среди них сегодня играет е-learning — система электронного обучения при помощи информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

С середины 2000-х годов в США началось активное внедрение различных моделей «смешанного обучения», которые предполагают сочетание традиционной классно-урочной системы с использованием интернет-сервисов. Мы подробно остановимся на рассмотрении модели «перевернутого класса».

Авторами школьной методики "перевернутого класса" считаются учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн.  В 2008 году они стали записывать видеоролики из своих лекций, и превращать их в домашние задания для своих учеников.

Перед уроком учащиеся смотрят дома видео-лекции (как правило длительностью от 5 до 15 мин), к которым может прилагаться небольшое задание (составить план, задать вопросы к материалу, решить пример, составить конспект и пр.). Такие задания служат для того, чтобы ученик понял, насколько он усвоил основные положения темы и сможет ли он применять полученные знания на практике для решения заданий в классе. Таким образом, ученик имеет возможность изучить и осмыслить материал в удобном для него темпе, пересмотреть ту часть материала, которая ему непонятна. Если ученика возникают вопросы, он может оставить их прямо на сайте, где размещен видео-урок в форме комментария или связаться с учителем или другими учениками через социальные сети. При этом учитель также может частично контролировать и при необходимости консультировать своих учеников.

На уроке учитель и ученики совместно закрепляют изученный материал путем выполнения практических заданий. Зачастую учитель делит класс на группы, которые работают в индивидуальном темпе. Либо используется метод станций, при котором каждый ученик должен за урок (или несколько уроков) пройти ряд станций-заданий, каждое из которых направлено на закрепление части материала темы, либо на формирование какой-либо компетенции. Благодаря тому, что дети работают по большей части самостоятельно, учитель может уделить внимание каждой группе или провести индивидуальные консультации с каждым учащимся, которому требуется дополнительная помощь в освоении материала.

После того как урок закончен ученики идут домой и доделывают здания, начатые в классе, пересматривают старые и изучают новые видео уроки. После того как тема изучена проводится контрольная работа в которой ученики демонстрируют приобретенные знания и умения применять их на практике.

Таким образом, суть методики перевернутого обучения можно свести к трем основным компонентам:

1.Подготовка (подбор или создание) учителем виртуальной образовательной среды: видео-уроков, презентаций, иных материалов и заданий к ним, а также выбор электронного сервиса для обратной связи с учениками.

2.Организация учебного процесса. Определение учителем ключевых компетенций по теме, форм работы с учениками на уроке. Подготовка заданий для работы учеников в классе. В то же время ученики в процессе совместной работы с учителем решают дополнительные задачи: углубления, закрепления и повторения пройденного материала.

3.Текущая и итоговая оценка знаний и компетенций учеников. Учитель может выбрать совместно с учениками несколько форм выполнения итоговой работы, например, в виде теста или проекта.

            "Когда ученики приходят в класс, они появляются, не для того, чтобы узнать новое содержание, они показывают, как применить то, что они узнали дома с помощью видео ", так комментирует свою методику обучения Аарон Самс. Вскоре примеру Самса и Бергмана стали следовать другие учителя, а затем было создано крупное интернет-сообщество преподавателей внедряющих данную методику.

Как видим, методика «перевернутого класса» предполагает перенос части занятий в электронную среду (интернет) для того чтобы высвободить учебные часы на совместную практическую работу учителя и учащихся в классе. При этом соотношение занятий в классе и виртуальных лекций может варьироваться и зависит от большого количества факторов.

Многосенсорное представление информации позволяет учащимся получать информацию, выбрав свой с учетом индивидуальных особенностей личности входной канал (зрение, слух), а использование на уроке разнообразных видов деятельности способствует развитию памяти, логического мышления, создает ситуацию успеха для каждого обучающегося, помогает им в максимальной степени реализовать свой внутренний потенциал . Несомненным преимуществом является и то, что учитель может уделить больше внимания каждому отдельному ученику, перераспределить временные ресурсы и объем материала для наиболее эффективного их использования

Каковы трудности подобного подхода?  Это прежде всего смещение центра тяжести нагрузки учителя на внеурочную («пред-урочную») деятельность, особенно в плане проектирования и подготовки курса по своему предмету, а также последующем индивидуальном сопровождении групп или отдельных учеников в процессе их познавательной деятельности. Не стоит сбрасывать со счетов такие факторы как неравномерная ИТ-грамотность в классе, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов на интернет услуги. Препятствием для внедрения этого подхода может быть низкий уровень владения технологиями, а также частичное или полное отсутствие возможности ученика изучать необходимые материалы дома (убогие материально-финансовые возможности семьи). К тому же в процессе использования интернет - сервиса и учителям, и ученикам может понадобится дополнительная техническая консультация и поддержка по настройке или поддержанию работоспособности сервиса, не говоря уже о возможности полной или частичной потери электронных данных.

Каковы особенности использования методики перевёрнутого класса в преподавании истории и обществознания? Начать нужно с вопроса:  какие виды универсальных учебных действий и формы деятельности обучающихся будут в наибольшей степени применяться на уроках и какие компетенции могут быть сформированы посредством них лучше всего.

Если мы задумаемся о том, надо ли и, главное, сможет ли школа привить учащимся навыки работы профессионального историка, то конечно же признаем, что нет, не должна, и, скорее всего, не сможет. Однако не стоит забывать, что при изучении школьного курса истории и обществознания, обучающиеся учатся анализировать и оценивать события и деятельность людей. Часть этих знаний и оценок останутся с ними на всю жизнь. Поэтому очень важно научить подростков         критически оценивать информацию, умению строить свою обоснованную и аргументированную позицию, а также навыкам самопрезентации и коммуникации с окружающими: вести диалог и отстаивать свою точку зрения. В этом случае использование методики «перевернутого класса» действительно позволит учителю высвободить необходимое время на практическую отработку этих навыков в классе.

При проектировании своего курса учитель должен подумать не только о том какой объем материала должны усвоить учащиеся, но и какие виды деятельности они должны осуществить в ходе обучения, а также в какой форме они должны продемонстрировать полученные навыки: будет ли это умение решать тестовые задания (например, в форме ЕГЭ) или некий продукт (презентация, сайт, анализ результатов опроса, создание сайта или блога, дискуссия в социальных сетях) и пр.

Таким образом, мы можем выделить несколько главных компонентов, которые  нужно учесть при подготовке учителем курса по модели «перевернутого обучения»:

1. Объем необходимых знаний, который должны получить учащиеся. Причем лучше всего разделить эти знания на две группы: в первую группу войдут те знания, которые будут переданы непосредственно при помощи видео-лекций учителя, а во вторую группу, те которые ученики получат в ходе самостоятельной практической деятельности.

2. Определить виды практических работ, которые будут выполняться на уроках совместно учителем и учениками, индивидуальные и групповые работы, домашние задания.

3. Определить какие материалы (продукты) в виде конспектов, презентаций, проектных работ должны разработать ученики во время прохождения курса. В какой форме они будут представлены учителю, классу и даже возможно школе, родителям и пр. Есть ли необходимость сохранить их после завершения обучения или сделать общедоступными в сети интернет.

4. Приготовить (создать или найти) видео-лекции и задания к ним, вспомогательные материалы (содержащие памятки, алгоритмы, шаблоны) на которые будут ориентироваться обучающиеся, выполняя свои работы. Ясно, что главным примером и эталоном для работ учеников будут являться материалы (продукты), разработанные учителем, особенно если он выполнил их самостоятельно.

5. Придумать гибкую систему оценивания работ учеников, конкретные критерии для выставления отметок. Причем они должны быть максимально доступны ученикам для того, чтобы они имели возможность самостоятельно оценить свою деятельность. Оценки не должны наказывать ученика, но показывать ему возможности для дальнейшего совершенствования.

6. Установить виды и способы коммуникации с учениками и получения от них обратной связи. Продумать систему работы, при которой учитель сможет уделить достаточно внимания каждому ученику.

Поводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что центральным элементом методики «перевёрнутого класса» являются вовсе не сами видео-лекции, которые казалось бы ярко отличают ее от остальных, но активное социальное взаимодействие учителя и учеников которое складывается вокруг видео-лекций в классе, виртуальной среде и социальных сетях. Суть методики не просто в том, чтобы перераспределить учебные часы и нагрузку учеников, а в том, чтобы в большей степени мотивировать учащихся к самостоятельной деятельности, дать им инструменты и знания для дальнейшего саморазвития, иными словами обратиться к их собственному опыту.

 

 

Список  рекомендуемой литературы

 

1. В России начали использовать технологию смешанного обучения. Независимая педагогическая газета - Учительская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/article/626

2. «Дидактика XXI века. Инновационные аспекты использования ИКТ в образовании» Сборник материалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://didaktika.org/Cms_Data/Sites/didaktika/Sites/2014/Files/docs/DidaktikaXXI-2014-p2.pdf

3. Костина Е. В. Модель смешанного обучения и ее использование в преподавании иностранных языков. / Е. В. Костина //Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». - 2010 - №1(2). – С. 141-144

4. Ильин Г. Л. Массовое непрерывное образование и его последствия. / Ильин Г. Л. //Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. -Вып.2. - С. 57

5. Сухопяткина М.Б. «Эффективное распределение аудиторного времени при помощи технологии перевернутого обучения» /М. Ю. Сухопяткина//«Дидактика XXI века. Инновационные аспекты использования ИКТ в образовании» Сборник материалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://didaktika.org/Cms_Data/Sites/didaktika/Sites/2014/Files/docs/DidaktikaXXI-2014-p2.pdf

6. Blended Learning: переход к смешанному обучению за пять шагов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov

 

 

 

 

Российский тренинговый центр   Психология образования в Чувашии 

 скрипт счетчика посещений

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
E-Mail: chrio@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика