Кульева А.Р., к.п.н.
доцент кафедры дошкольного и начального образования
Пояснительная записка
Цель: подготовить учителей начальных классов к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Задачи: 1. Выявить и уточнить понимание слушателями курсов концепции нового государственного образовательного стандарта
2. Обеспечить практическое освоение слушателями технологии создания основных образовательных программ образовательного учреждения
3. Раскрыть специфику внеурочной деятельности младших школьников в рамках новых требований.
4. Раскрыть сущность оценки достижения результатов обучения в начальной школе.
С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения Чувашской Республики начинают осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС). Данный документ утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 06.10.2009 года приказом № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 № 15785.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит четкие требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. В этих требованиях (в пункте 23 ФГОС) обозначено:
«Образовательное учреждение, реализующее программы начального общего образования должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.
Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории.
Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности».
В 2010-2011 учебном году кафедрой дошкольного и начального образования будет организовано повышение квалификации учителей начальных классов по подготовке к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Программа рассчитана на 36 часов. На данных краткосрочных курсах предполагается не только совместное прочтение нового документа и всех сопроводительных программ, но и практическое освоение технологии создания программ различных направлений.
Категория слушателей: учителя начальных классов школ республики
Учебный план курсов «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Цель: подготовить учителей начальных классов к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Категория слушателей: учителя начальных классов
Срок обучения: 36 ч., 1 неделя
Форма проведения: очная, с отрывом от производства
Учебный план
№№ |
Наименование модулей |
Кол-во часов |
Форма контроля
|
Всего |
Лк. |
Пр. |
1. |
Внедрение ФГОС НОО – требование времени, заказ общества и государства |
2 |
2 |
|
Групповые проекты по основным образовательнымпрограммам образовательного учреждения |
II. |
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования |
12/16 |
4 |
8/12 |
|
|
18/20 |
2 |
16/20 |
|
|
4 |
2 |
4 |
|
Итого |
36/44 |
10 |
26/34 |
|
Содержание программы:
Модуль 1. Внедрение ФГОС НОО – требование времени, заказ общества и государства. Социальные изменения, происходящие в последние годы в обществе. Становление информационной культуры общества. Заказ семьи, общества и государства на образование подрастающего поколения. Сравнительный анализ стандартов начального образования разных поколений. Цели, задачи, структура стандарта последнего поколения (2010)
Модуль 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требование к результатам обучения в стандартах разных поколений. Понятия «результат обучения» и «эффект обучения». Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
Оценка достижений результатов обучения. Результаты обучения в трактовке новых образовательных стандартов. Общие подходы к системе оценки. Оценка личностных, метапредметных, предметных результатов. Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе. Портфолио. Итоговая оценка. Измерительные материалы для итоговой оценки.
Особенности выстраивания внеурочной деятельности младших школьников. Обучение и воспитание – единый педагогический процесс становления развитой личности. Виды и направления внеурочной деятельности, определенные в стандарте 2009 года. Общественно-полезная деятельность учащихся. Научно-познавательное направление внеурочной деятельности. Военно-патриотическое направление внеурочной деятельности. Проектная деятельность учащихся. Художественно-эстетическое направление работы вне уроков. Оценка уровня развитости и воспитанности учащихся по направлениям внеурочной деятельности. Модели организации внеурочной деятельности в начальных классах.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни: принципы составления, структура, основное содержание. Формы и виды работы по профилактике вредных привычек у младших школьников. Сотрудничество с родительской общественностью в области сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Здоровьесберегающие технологии.
Программа коррекционной работы в структуре основной программы образовательного учреждения. Цели и задачи программы коррекционной работы. Структура и содержание коррекционной работы в начальных классах. Планируемые результаты коррекционной работы в образовательном учреждении.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных. Познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Основные понятия:
Основная общеобразовательная программа – совокупность учебно- методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и основные технологии реализации образовательного процесса обеспечивающей выполнение ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей обучающихся и лиц, определяющих их социализацию.
Компетентность – наличие умения использовать приобретенные из различных источников знания для успешного разрешения типичных жизненных проблем человека на основе потребностей различных общностей и собственных планов. Компетентность является объективным результатом освоения компетенций, раскрывающих современные научные представления о закономерностях взаимодействия личности с природными и социальными системами.
Ключевые компетенции – совокупность умений, обеспечивающих успешное решение часто встречаемых проблем повседневной жизнедеятельности современного человека.
Предметная компетентность – совокупность умений, обеспечивающих успешное овладение содержанием конкретного предмета изучения: школьного курса, отдельных разделов, тем. Сюда входят общеучебные и связанные с изучаемым предметом навыки освоения теории и практики решения учебных задач.
Социокультурная компетентность – совокупность навыков успешного освоения принятых в социуме основных норм и правил взаимодействия с природой, техническими системами, малыми и большими общностями; реализация требований культуры многонационального Российского государства, того этноса, представителем которого является личность.
Компетенции личностного самосовершенствования – совокупность умений, обеспечивающих самоорганизацию, самоопределение, саморазвитие личности во всех сферах жизнедеятельности.
Саморазвитие личности – процесс самостоятельного направленного изменения знаний, умений, навыков в процессе реализации индивидуальных задатков, способностей и требований современной культуры.
Самовоспитание личности – процесс самостоятельного побуждения к изменению своего сознания и поведения в процессе выработки ориентаций и установок на овладение конкретными нормами и правилами культуры.
Самоорганизация личности – совокупность навыков постановки обоснованных целей предстоящей деятельности, выбора оптимальных способов их реализации, проявления воли, терпения, самоконтроля в осуществлении запланированного.
Самореализация – деятельность личности по выявлению индивидуальных задатков и способностей, их развитию на основе принятых в обществе норм и правил.
Самоутверждение – деятельность личности по добровольному освоению норм и правил жизнедеятельности определенной социальной группы на основе выполнения предъявляемых ею требований к культуре поведения. Наличие разных по направленности и содержанию деятельности социальных групп создает проблему обоснованного выбора общности, в которой происходит самоутверждения учащихся.
Самоопределение – процесс, включающий: осознание требований общества к поведению личности в типичных жизненных ситуациях; принятие этих требований в качестве ориентиров действий; выявление индивидуальных задатков и способностей, на основе которых достигаются успехи в учебной и внеучебной деятельности; овладение принятыми в обществе способами реализации личностного потенциала в разнообразных видах деятельности.
Фундаментальное ядро общего образования – совокупность ключевых компетенций, определяющих направленность, содержание и методы реализации основных жизненных целей, ценностных ориентаций, установок личности в процессе адаптации к требованиям современного динамично меняющегося мира.
Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих в процессе учебы успешное приобретение знаний и умений, определяющих его развитие и саморазвитие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой деятельности.
Индивидуальная образовательная траектория (программа) ученика – персональный путь выявления и развития задатков и способностей отдельных учащихся, их соотнесения с требованиями, предъявляемыми современной жизнью к личности при выборе жизненных ориентиров, вариантов получения начального образования и успешной самореализации в учебной и внеучебной деятельности. Она может включать в себя: выбор обучающимся, их родителями (законными представителями) индивидуального содержания учебной дисциплины, своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов. это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности. При организации ИОТ ученика должен быть выделен ряд условий, как необходимых и достаточных ресурсов или влияющих факторов.
Планируемые результаты освоения образовательных программ – система конкретных показателей достижений учащихся во всех видах учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих их успешную подготовку к обучению в системе основного и полного общего образования, последующую адаптацию к требованиям динамично меняющегося мира на основе овладения навыками самообразования, самовоспитания, самоорганизации, самоопределения. Цель школы – создать образовательную среду, способствующую формированию целостной системы универсальных знаний и самостоятельной деятельности обучающихся.
Используемые материалы:
- Нормативно-правовые материалы.
- Психолого-педагогическая литература.
- Раздаточный материал для проведения практического занятия.
- Интернет-ресурсы.
- Диски.
Основной список рекомендуемой литературы:
- www. standart.edu.ru
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2009.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Составитель А.Г. Асмолов. – Москва: Просвещение, 2010.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях. Под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования. Под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010.
- Лопатина А., Скребцова М. Мир единства и любви. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга 1. – Москва: ИПЦ «Русский раритет», 1999.
- Образовательные технологии. Сборник материалов. – Москва: Баласс. – 2008.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: издательство «Учебная литература», 2007.
- Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. – Москва, 2009.
- Воронцов А.Б. Педагогические технологии контроля и оценки в учебной деятельности. – М., Вита-Пресс, 2001.
- Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Урок в системе развивающего обучения: планирование и импровизация // Психологическая наука и образование. – 1998. - №1
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, 2. – Москва, Просвещение. – 2010.
- Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б. Воронцова. Пособие для учителя. – Москва, Просвещение. – 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – Москва, Просвещение. – 2010.