Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Сценарий внеклассного мероприятия «Разработка законопроекта» на тему «Продуктам питания россиян – государственную гарантию безопасности» (Автор – Гольдштейн М.М., учитель МОУ «СОШ № 1» г.Шумерля)

Сценарий внеклассного мероприятия

 «Разработка законопроекта»

на тему «Продуктам питания россиян – государственную гарантию безопасности».

 

 

Изучение курса «Обществознание» в 11 классе ведётся по программе, разработанной авторами: Л. Н. Боголюбовым (академик РАО, доктор педагогических наук, профессор), Н. И. Городецкой (кандидат педагогических наук), Л. Ф. Ивановой (кандидат педагогических наук), А. И. Матвеевым (кандидат педагогических наук).

 

Пояснительная записка.

            Одной из составляющих образовательного процесса МОУ «СОШ №1» являются здоровьесберегающие технологии. Их применение обеспечивается растущими возможностями школы и города. В начале 2007 года открыт физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимп» с плавательным бассейном. Теперь, наряду с лёгкой атлетикой, баскетболом и волейболом, лыжным спортом, ученики на уроках физической культуры обучаются плаванию. Педагогический коллектив пропагандирует здоровый образ жизни не только в информационно-плакатном формате, но и применяет самые разнообразные формы спортивных мероприятий. Традиционными стали «Большие гонки» и «Малые олимпийские игры», где соревнуются сборные команды учителей и учеников.

     Физическая активность – это важный, но не единственный фактор, формирующий здоровье человека. Сбалансированное питание – обязательное условие, которое обеспечивает гармоничное развитие ребёнка, позволяет ему справляться с учебной нагрузкой. Ещё в 2007 году в своём Послании Государственному Совету Чувашской Республики Президент ЧР Н.В.Фёдоров справедливо отметил: «Надо немедленно запретить в буфетах учебных заведений торговлю пресловутыми чипсами, сникерсами, колой. Это уже делается в самих странах-производителях таких продуктов, чтобы сберечь желудки ребят. Главы самоуправлений, директора учебных заведений, ответственные медицинские работники могут и должны организовать поставки качественной питьевой воды, свежих салатов, кисломолочных продуктов и мучных изделий из местного экологически чистого сырья». Это всё реализуется на практике.

     Школьники большую часть дня проводят в учебных заведениях, где для них стараются создать самые благоприятные условия. Можно сказать, что школа – это территория добра, духовного и физического. Но мир взрослых, социум не готов принять эстафету заботы о здоровье подрастающего поколения. Надо признать, что проблема здорового питания учеников давно уже вышла за рамки школьных столовых. Засилье продуктами питания сомнительного качества принимает угрожающие размеры. Проблема требует, с одной стороны, правого разрешения, с другой стороны, важно сформировать у подростков потребность вести здоровый образ жизни. В связи с вышеизложенным, разработка данного внеклассного мероприятия ставит следующую двуединую сверхзадачу: «Моделируя процесс подготовки законопроекта, формировать у учащихся грамотное отношение к выбору продуктов питания» или «Формируя у учащихся грамотное отношение к выбору продуктов питания, смоделировать процесс подготовки законопроекта». Мероприятие рекомендуется использовать как практическую иллюстрацию к курсу «Обществознание» в 11 классе (тема «Законотворческий процесс в РФ»). Конкретная цель: создать ситуацию, в которой учащиеся могут проявить себя, как социально ответственные личности. Задачи: формировать умение анализировать фактические и статистические данные; привлечь учащихся к изучению законов (Федеральный закон № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»,  закон РФ «О защите прав потребителей»); развивать способности формулировать свои предложения, в данном случае по улучшению ситуации с потреблением продуктов питания. Внеклассное мероприятие построено с использованием театральной технологии.

Содержание мероприятия.

            Внеклассное мероприятие состоит из трёх этапов: подготовительного, основного (собственно само мероприятие) и заключительного. На подготовительном этапе учитель создаёт инициативную группу, задачи которой:

ü       провести опрос школьников (вопрос один: «Что вкусненькое вы регулярно покупаете на карманные деньги?»);

ü       собрать этикетки, упаковки от продуктов, которые чаще упоминались в ходе опроса;

ü       подготовить материалы о пищевых добавках.

Основной этап.

            Учитель сообщает ученикам тему мероприятия по разработке законопроекта «Продуктам питания россиян – государственную гарантию безопасности» и напоминает, что принятию закона на заседании Государственной Думы предшествует длительная и очень сложная работа, которую ученикам и предстоит смоделировать. Затем ставит цель: создать такие правила (нормы права), которые бы в комплексе максимально защитили потребителя от вредных продуктов, и желает школьникам проявить свою гражданскую ответственность.

1.       Участники делятся на три рабочие группы. Первая группа подводит итоги опроса школьников; анализирует на основе статистики уровень заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей и подростков в г. Шумерля и Шумерлинском районе, подсчитывает процент детей, которые состоят на диспансерном учёте (статистику заболеваний предоставляет учитель). Вторая группа изучает состав продуктов питания на этикетках и упаковках, выделяя опасные пищевые добавки (перечень опасных пищевых добавок представлен инициативной группой). Третья группа изучает законы «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О защите прав потребителей», информацию о законодательстве различных стран в отношении продуктов питания; собирает доказательную базу о вредных пищевых добавках (материалы для третьей группы представлены учителем). По окончании обработки данных рабочие группы докладывают результаты своих изысканий. 

Первая группа: Вот результаты опроса учеников нашей школы. Вопрос был такой: «Что вкусненькое вы регулярно покупаете на карманные деньги?» Лидерами стали следующие продукты: чипсы (100%), шоколад «Snickers» (75%), шоколад «Mars» (43%), шоколад «Twix» (55%), шоколад молочный пористый «Воздушный» (80%), карамель на палочке (60%), жевательные резинки (70%), напиток «Sprite» (75%).

Статистические данные города Шумерля и Шумерлинского района.

 

На год X

На год Y

Численность жителей г. Шумерля и Шумерлинского района

53969

46841

Численность жителей г. Шумерля и Шумерлинского района от 0 до 18 лет (детей)

11911

8837

Число детей (от 0 до 18 лет), которые состоят на диспансерном учёте с заболеваниями желудочно- кишечного тракта

312

470

%  детей (от 0 до 18 лет), которые состоят на диспансерном учёте с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

2,6

5,3

Можно сделать вывод, что наблюдается рост заболеваний.

Вторая группа:  В составе продуктов названных в ходе опроса школьников имеются следующие ингредиенты:

Чипсы «Leys», «Московский картофель» - Е621 (опасный). Карамель на палочке «Фрутти» - Е330 (ракообразующий), Е160а (возможно, вреден для кожи). Шоколад «Воздушный» - Е476 (не разрешён к применению в РФ). Напиток «Sprite» - Е951 (вреден для кожи), Е211 (ракообразующий). Самый «детский» продукт – это мороженое. И вот что в нём содержится: мороженое «Загадка» и «Забава» - Е407, Е466 (нарушают пищеварение). Жевательные резинки: «Stimorol» - Е171 (вреден для кожи), Е321 (содержит холестерин); «Eclipse» - Е965,951 (опасные), Е171 (вреден для кожи), Е102 (сомнительный), Е320 (содержит холестерин). На упаковках с жевательной резинкой имеются противопоказания и предостережение. Но шрифт – меньше 1мм!

Третья группа:     Особо надо сказать об опасности, которую представляют генетически модифицированные продукты. По данным Института питания, в 1998 году случаи использования ГМИ при производстве продуктов были единичными. Однако в настоящее время на российском рынке наблюдается настоящая экспансия генетически модифицированных продуктов. Она объясняется, прежде всего, тем, что транснациональные корпорации потеряли за эти годы рынки сбыта в европейских странах и Канаде. Согласно российскому законодательству, продукция, содержащая от 5% компонентов ГМИ, должна иметь соответствующую маркировку. По информации Института питания и НИИ мясной промышленности, в настоящее время в России не существует ГОСТ-ированных методик количественного определения ГМИ в готовых продуктах питания. Уполномоченные лаборатории СЭС могут проводить лишь качественный анализ пищи.

     Кстати, в 2000 году «Гринпис» США был опубликован список компаний, использующих ГМ-ингредиенты. В него попали шоколадные изделия компаний Hershey's, Cadbury (Fruit & Nut), Mars (M&M, Snickers, Twix, Milky Way (телевизионная реклама преподносит эту шоколадку, как очень полезную детям)), безалкогольне напитки от Coca-Cola (Coca-Cola, Sprite), PepsiCo (Pepsi, 7-Up), шоколадный напиток Nesquik (и здесь реклама использует детскую тему) компании Nestle, рис Uncle Bens (производитель - Mars), сухие завтраки Kellogg's, супы Campbell, соусы Knorr, чай Lipton, печенье Parmalat, приправы к салату Hellman's, детское питание от компаний Nestle и Abbot Labs (Similac).  

     В мире все чаще отказываются от модифицированной еды. Самый показательный случай - Замбия. Эта африканская страна, несмотря на острый продовольственный кризис, отказалась от гуманитарной помощи ООН, состоящей из генетически модифицированного зерна. Как заявил высокопоставленный дипломат Замбии, «Если люди голодают, это не значит, что их можно кормить неизвестно чем». Франция и Италия ограничили использование генетически модифицированной продукции. Мировая практика законодательного регулирования использования ГМ-продуктов и применения пищевых добавок существует, но не может в полной мере являться примером для нашей страны. С апреля 2004 года в Германии и других европейских странах разрешены геномодифицированные продукты питания. В Испании есть закон, запрещающий какие-либо добавки, но в других странах они разрешены. Например, по американским законам, в масло можно добавлять любой жир до 2% от общего веса, не объявляя о том потребителю. Сообщение, напечатанное на этикетке, о том, что масло не содержит животного жира, еще не означает, что в нем нет рыбьего жира, дешевого и широко распространенного; к тому же надо выяснить, из какой рыбы оно сделано. В Израиле и заграничных еврейских общинах действуют организации, осуществляющие "наблюдение", "надзор", (по-еврейски ашгаха), т.е. проверку ингредиентов и всего технологического процесса. О проведенном "наблюдении" эти организации сообщают потребителю с помощью своих фирменных знаков и печатей (называемых эхшэр), фигурирующих на коробках и этикетках. В США обязательное нормирование требований не является основным способом обеспечения безопасности продукции и защиты потребителей. Поэтому в законодательстве США основной упор делается не на установление требований к продукции, а на жесткое регулирование требований к информации о ней. Тем не менее, в ограниченных масштабах практика нормирования требований к продукции существует как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. В Евросоюзе действует система директив, определяющих требования к пищевой продукции, основанная на принципах директив "Нового подхода". Основной принцип "Нового подхода" в пищевой отрасли заключается в следующем: если продукты производятся из разрешенных веществ и материалов и их смесей, перечисленных в Директивах, то они выпускаются на рынок свободно и не требуют никаких дополнительных дорыночных разрешений и проверок со стороны государственных органов.    

     Кроме национальных законодательных актов, действует международная система стандартов -  Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius), целью которого является обеспечение безопасности пищевых продуктов и снятия барьеров в мировой торговле ими.     Российское законодательство в области защиты прав потребителей не отстаёт, а по некоторым показателям превосходит мировую практику.

            Федеральный закон № 29 от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г.,31 марта 2006 г.)» в главе IV. Общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в статье 15. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов указывает (пункт 1): Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений. На первый взгляд, проблему вредных веществ в продуктах каждый потребитель может решить сам: внимательно знакомиться с их составом и не покупать опасный товар. Но: на расфасованных товарах не указан состав (он написан на коробках, которые лежат где-то на складе). Состав чаще всего напечатан очень мелким шрифтом, даже человек с хорошим зрением с трудом может его прочитать. Далеко не каждый потребитель знает, как влияют те или иные пищевые добавки на организм человека.

            Таким образом, нарушаются права потребителя, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей»:

     Статья 7. Право потребителя на безопасность товара. Пункт 1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования…был безопасен для жизни и здоровья.

     Статья 10. Информация о товарах. Пункт 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Пункт 2. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания – сведения о составе,…о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний.

2.       Участники вносят предложения по трём позициям: как потребителю облегчить выбор «правильного» продукта; как заинтересовать производителя создавать «правильный» продукт; как воспитать грамотного потребителя.

3.       Участники делятся на три рабочие группы (в соответствии с названными в предыдущем пункте позициями), которые обобщают и дополняют предложения, прозвучавшие в ходе обсуждения; формулируют правовые нормы.

 

Предложения первой группы:

a)      Ценники на продукты питания, которые абсолютно безопасны для здоровья человека (не содержат вредных пищевых добавок и генетически модифицированных элементов), должны быть в обязательном порядке маркированы (например, зелёным цветом). Цвет маркировки должен быть единым на всей территории России. Разрешение на маркировку продукта должно содержаться в документах, на основании которых продукт реализуется (Реквизиты товарно-денежной накладной, Качественное удостоверение).

                              В этом случае родители, доверяя ребёнку, самостоятельное приобретение сладостей (мороженное, шоколад и т.п.), могут предупредить, что можно купить товар только по зелёному ценнику. Специальная маркировка ценника упростит выбор безопасного продукта питания. Её отсутствие, мы надеемся, заставит покупателя заинтересоваться составом продукта.

b)      Торговые организации, реализующие продукты питания, обязаны располагать документом, в котором содержится полный перечень пищевых добавок, разрешённых на территории России, и их влияния на здоровье человека. В магазинах этот документ должен находиться на стенде «Уголок покупателя».

c)      В торговом зале обязательно должна присутствовать информация о том, что полностью безопасные продукты питания имеют специально маркированные ценники.                                                                                                                                 

Предложения второй группы: Для предприятий, производящих безопасные продукты питания, можно предусмотреть налоговые льготы. Предприятиям АПК, которые заявляют о своём намерении создавать (производить и перерабатывать) безопасные продукты питания, Сбербанк России может предоставлять кредиты на льготных условиях.

Предложения третьей группы: Учебные планы средних образовательных учреждений по биологии и основам безопасности жизнедеятельности должны содержать темы: «Здоровое питание», «Современные продукты питания и их влияние на здоровье человека». В школьных учебниках по биологии и ОБЖ в разделе «Справочный материал» должен присутствовать полный перечень пищевых добавок и их влияния на здоровье человека. (Изучение таких тем позволит на научной основе формировать у детей культуру пищевого поведения. Велика вероятность, что родителей заинтересует материал в учебниках о продуктах питания и это    позитивно отразится на семейной продуктовой «корзине»).

            Учитель сообщает участникам, что завершена подготовка законопроекта, которому в реальности пришлось бы пройти в Госдуме три чтения, одобрение Совета Федераций, утверждение Президентом РФ и опубликование. В заключение основного этапа можно предложить участникам провести голосование.

            Заключительный этап. Данный этап в определённой степени является практическим. Инициативная группа (и все желающие) проводит общественную акцию «Внимание – продукты!». Участники выходят на улицы города с плакатами и листовками, призывающими выбирать безопасные продукты питания.  После проведения акции обязательно нужно обменяться впечатлениями, обращая внимание на значимость гражданской инициативы учащихся, отметить их стремление активно участвовать в решении общественно значимых проблем.

 

Список использованной литературы.

  1. Журнал «Вокруг света». №2. 2007.
  2. Районы и города Чувашии в цифрах. Социально-экономические показатели. 2007: Статистический сборник / Чувашстат – Чебоксары, 2007. С.88.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика