Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Внеклассное мероприятие на тему « Какие мы – подростки XXI века?» (Автор – Баркова Е.Ф., учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №6» г. Канаш)

Внеклассное мероприятие на тему: « Какие мы – подростки XXI века?»

(интеграция проекта и внеклассного мероприятия).

Цели:

1         Самопознание учащимися своего «Я» и формирование стремления к нравственному, гражданскому и личностному самовоспитанию  подростков и старших школьников в МОУ «СОШ №6»;

2         Сформировать у учащихся представление о толерантности;

3  Познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать  себя и других людей.

Задачи:

1 Формирование у учащихся уважения к общечеловеческим нравственным ценностям;

2 Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межличностного общения,

3 Научить правильно разрешать конфликты и содействие в выборе правильной модели поведения на основе анализа полученной информации.

Основные понятия: толерантность, различия между людьми, терпение, компромисс.

Участники: учащиеся класса, классный руководитель, родители учащихся, приглашенные гости.

Оформление: плакат “Цветок мира”, на котором изображены названия тех национальностей, которые есть в нашем классном коллективе; плакат с темой классного часа; плакат с гимном Республики на двух языках.

План проведения классного часа:

I. Учитель:

Провинциальный городок,

Где жизнь моя течёт неспешно.

Как в океане островок

Стоит в России он безбрежной.

 Здравствуйте дорогие дети, гости. Все мы с вами живем в Республике Чувашия, единой многонациональной семьей.  В нашей республике проживает почти  100 национальностей и малых народностей. Но, несмотря на то, что в нашей стране проживает такое количество людей разных национальностей, все мы живем в мире, дружбе и согласии.  Благодаря толерантной обстановке  в Чувашии нет межнациональных конфликтов. И в нашем классе учатся дети более 4 разных национальностей.

Толерантность. У этого определения есть своя история. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей, и при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам. Толерантность – понятие достаточно новое:  «Способность без протеста воспринимать личность или вещи» (англ.) «Позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других» (китайск.). «Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим» (арабское).  В русском языке нет равнозначного термина, наиболее близким по значению является терпимость.

 Государства - члены Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной ассамблеи 25 октября – 16 ноября 1995 года, памятуя о том, что Устав ООН гласит: «Мы, народы  Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствия войны…вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности… и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». А также в целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе провозгласили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности.
            
Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества.

           Что волнует и интересует каждого из нас больше всего? Мы сами. Наша собственная неповторимая личность. Какие мы? Зачастую мы не можем посмотреть на себя со стороны и оценить свои качества объективно. Есть важные качества человека, которые необходимо развивать в школьные годы, чтобы добиться осуществления поставленных жизненных целей и успешно продвигаться в будущем по карьерной лестнице. Поэтому очень важно определить качества личности, которые необходимо в себе развивать.

 Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.

Сегодня мы с вами ответим на вопросы: «Что мы знаем и  думаем о себе и других?»

Знаем ли мы себя? Как вы считаете: «Обладают ли наши подростки культурой межнациональных отношений, способны ли они искать и находить возможности взаимопонимания с людьми другой веры?

Учитель: Какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)

А что у нас общее? ( отвечают дети)

а) учёба;

б) цель – получить образование

в) класс, т.е. коллектив;

г) возрастные интересы

 

Черты толерантной личности.

Инструкция: сначала в колонке «А поставьте знак «+» напротив тех трех черт, которые по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех качеств, которые у Вас наименее выражены.

Затем в колонке  «В»  поставьте знак «+» напротив тех трех черт, которые по Ваш взгляд , наиболее характерны для толерантной личности.

Черты толерантной личности

«А»

  «В»

1

Расположенность к другим

 

 

2

Снисходительность

 

 

3

Терпение

 

 

4

Чувство юмора

 

 

5

Чуткость

 

 

6

Доверие

 

 

7

Альтруизм

 

 

8

Терпимость к различиям

 

 

9

Умение владеть собой

 

 

10

Доброжелательность

 

 

11

Умение не осуждать других

 

 

12

Гуманизм

 

 

13

Умение слушать

 

 

14

Любознательность

 

 

 

Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:

1«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет  препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего».

2 « Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность».

Разбор проблемных ситуаций.

Ситуация 1. В классе появился новый ученик и Вы…

А подойдете к нему, поздороваетесь, представитесь и завяжете знакомство;

Б спросит, кто он, откуда, кто его родители;

В  не станете проявлять к нему интереса: пусть сам проявит инициативу.

Ситуация 2. Вам сказали, что Ваш одноклассник несправедливо обижен. Вы…

А немедленно вступитесь за товарища;

Б сочтете свое участие в конфликте ненужным ( сами разберутся»);

В  попробуете поговорить с обеими сторонами и понять причину обиды.

Ситуация 3 я стараюсь…

А всегда говорить то, что думаю;

Б  держать свое мнение при себе;

В  понять, почему я думаю так, а не иначе.

 

Упражнения тренинга толерантности: «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».

Цель тренинга: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Приведенная ниже система тренинговых процедур может быть использована не только при работе с детьми но и при работе со взрослыми.

1 упражнение «Комплименты».

Форма работы: коллективная, в кругу.

Каждому человеку нравится, когда ему говорят  приятное – комплимент.

Задание. По очереди мы  говорим друг другу что-нибудь приятное – комплимент.

2 упражнение  « Мои лучшие качества»»

Форма работы: индивидуальная, в кругу.

Подготовка. Нарисовать на доске таблицу.

            У каждого из людей бывает плохое настроения,  когда  кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим  достоинствам, положительным характеристикам личности.

Задание. Перенесите к себе на листки,   приведенную на доске таблицу и заполните самостоятельно ее графы следующим образом.

Мои лучшие качества

Мои способности и таланты

Мои достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)

3 упражнение: «Учимся ценить индивидуальность»

 Оборудование: листы бумаги и ручки                                   

Форма работы: индивидуальная,  коллективная, в кругу.

Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.

 Задание. Напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.

Индивидуальная работа

Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием.

Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.

        Анкета «Толерантность».

1.Как вы понимаете понятие толерантность?

А) Негативное отношение к окружающему миру.

Б) Умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других.

В) Не знаю                     

Г) Свой вариант

2. Укажите, какое понятие, на ваш взгляд, является синонимом слова толерантность

А) Терпимость     Б)  Эгоизм    В) Великодушие                  Г) Свой вариант

3. Встречались ли вы ранее с понятием толерантность?

А) Да                                        Б) Нет

4. Как вы понимаете слово терпимость?

Свой  вариант ответа

5. Что, по вашему мнению, воспитывает в человеке терпимость, уважительное отношение к людям?

А) Семья             Б) Общество             В) Школа                   Г) Свой вариант

В школе важны благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение ее членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты. Конфликтные учащиеся наиболее агрессивны, и зачастую не оттого, что им так хочется, а оттого, что они не умеют управлять своими эмоциями.

Необходимо научиться оценивать конфликты и свое участие в них. Для этого был проведен тест.

Тест « Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Возможные ответы:

- мне такое поведение свойственно -3балла;

- мне такое поведение свойственно в малой степени- 2 балла;

- мне такое поведение не свойственно -1 балл.

Утверждения теста.

1 Угрожаю или дерусь.

2 Стараюсь принять точку зрения оппонента.

2         Ищу компромиссы.

3         Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

4         Избегаю противника.

5         Желаю, во что бы то не стало, добиться целей.

6         Пытаюсь выяснить, с чем я не согласен, а с чем категорически нет.

7         Иду на компромисс.

8         Сдаюсь.

9         Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

10     Меняю тему.

11     Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

12     Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

13     Предлагаю мир.

14     Пытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

Баллы указали тип поведения учащегося в конфликтной ситуации.

А- « жесткий тип разрешения конфликтов и споров».Это тип человека, который считает себя всегда правым.

Б- « демократический стиль поведения». Всегда стремится договориться.

Г – « мягкий стиль». С готовностью встает на сторону противника, отказываясь от своей..

Д-  «уходящий стиль». Ваше кредо – вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

 

Анкета « Толерантность – часть нравственной культуры человека».

Родина для меня - это _______________________

Быть патриотом – это значит _________________

Толерантность – это _____________________

Толерантность я проявляю в том, что ___________

Я считаю, что все народы мира имеют право _______

Я не считаю, что один народ ______________________

Мне никогда не запретят ______________________

Мне могут запретить _____________________________

Выводы сначала делают учащиеся. Что включает понятие «толерантность» – это равноправие  независимо от расы, пола, религии,  взаимоуважение, доброжелательность; сохранение и развитие культурной самобытности; свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; сотрудничество, солидарность; позитивная лексика, несклонность обсуждать других, умение слушать, способность к сопереживанию и т.д. Люди не могут быть одинаковыми, и надо считаться с чужим мнением и интересами. Очень часто друзьями становятся совершенно разные люди.

 Вывод учителя: « Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Римский философ Сенека.

Итогом совместной работы учителя и учащихся является подготовка проекта « Какие мы – подростки XXI века» ( презентация работы прилагается ).

Для изучения   толерантности личности   у обучающихся 5-10 классов  МОУ « СОШ№:6» были использованы следующие методы:

1.Анкетирование с целью выявления понимания школьниками изучаемой проблемы

2 Опрос учащихся.

   Краткая аннотация проекта.   Исследование проводилось в апреле 2011 года. В исследовании приняли участие обучающиеся 5-10 классов МОУ « СОШ №6». В наше время мы часто сталкиваемся с непониманием, недоброжелательностью, озлобленностью. К сожалению, мы часто наблюдаем такие отношения среди подростков и детей. Но это не их вина, главная причина такой ситуации, на мой взгляд, это, конечно же, семья. Родители должны вовремя объяснить ребенку, что человек не похожий на него - другой расы, религии, убеждений ни чем не хуже его. Не сделав этого, родители рискуют воспитать эгоистичного человека. Учащиеся подготовили сообщение для родительского собрания.

             Не только семья влияет на развитие толерантности в ребенке. Огромное влияние на становление личности оказывают СМИ, школа, круг общения, политическая и экономическая обстановка в стране, возникающие националистические настроения. Но нельзя воспитать в человеке толерантную личность, если человек сам не захочет этого. В современных детях очень силен эгоцентризм, им трудно понять, что окружающие его люди абсолютно разные и не похожи на него.

 

Список литературы:

1 Андреева Н.Н. Первый шаг к идеалу совершенного человека: его национальные и общечеловеческие аспекты. Тренинг для учащихся .Чебоксары Использованы материалы сети Интернет:             

2.Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства. М., 2004                                                                                                                    

3.Кондаков А.М. Формирование установок толерантного сознания. М.,2005

4.Степанов С. Да не судимы будете. Классное руководство и воспитание школьников. 2008, №14,с.12-14.

5  Преподавание истории и обществознания в школе. Научно – методический журнал. 2002 №8.

6 Новые родительские собрания. М., 2006.

 

Приложение

 

 Описания использованных инновационных  методов и технологий воспитания и обучения.

 Были использованы  инновационные  методы  и технологии  воспитания:  игровые технологии, метод творческих заданий, ролевая игра, технология мозгового штурма, проектная технология, метод тренингов.

Технология « Мозгового штурма».

Правила» Мозговой атаки»:

1 Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.

2 Свобода воображения.

3 Оптимизм и уверенность.

4 Свобода от некоторых педагогических стереотипов.

5 Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе  «штурма»

Этапы и методика « мозгового штурма»

1 Определение учебной проблемы, обоснование задач ее решения. Определение условий и правил коллективной работы.

2 Экспресс – разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера.

3  Штурм поставленной  проблемы. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов.

4 Обсуждение итогов работы.

5 Отбор ими и оценка наилучших идей.

Проектная технология

Проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями,  целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности индивидуальной  и групповой  деятельности.

Главные условия организации работы над проектом:

  1 Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.

2         Обучение учащихся и овладение ими технологий проектной деятельности ( умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей.)

3         Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владениями знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями.

4         Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем.

5         Доступность информации о ходе проекта.

Методика проектной деятельности.

1 Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результатов.

 2 Определение цели и поэтапных задач.

3         Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели.

4         Формулировка гипотезы, идеи реализации.

5         Выбор исполнителя или команды для осуществления проекта.

6         Планируя проект, необходимо продумать его общую модель и ее структуру.

7         Выбрать двух учащихся, отвечающих за информационное обеспечение проекта.

8          Требования учителя.

 

 

Требования:

1  Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем.

2 Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся.

3 Работа по проекту носит исследовательский характер

4 Проект педагогически значим,  т.е. учащиеся в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения.

5 Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся.

6         Проект рекламируется в рамках класса, параллели, школы с целью повышения мотивации участия в его реализации.

7         Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость.

Этапы проектирования:

1 Исходный.

Разработка основных идей, сбор, анализ данных, обоснование актуализации, формулировка гипотезы.

2 Этап разработки.

Выбор исполнителя, формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов.

3 Этап реализации проекта.

Интегрирование и аккумулирование все информации с учетом темы, цели.

4 Завершение проекта.

Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели. Оценка и подведение итогов.

Описание организации творческой деятельности учащихся;

В процессе деятельности учение создает новый творческий продукт. Ученик самостоятельно может добиться высоких результатов. В процессе деятельности происходит его саморазвитие. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.

         Учитель создает благоприятные условия для творческой деятельности учащихся. Организованная совместная творческая деятельность педагогов и учащихся дает положительный результат. Преподаватель должен свободно ориентироваться в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения; уважать личность ученика; уметь дифференцировать  объем и сложность заданий; побуждать  обучающихся к постановке познавательных вопросов, уметь  одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса; учитель должен развивать  ребенка, педагог содействовать  формированию  положительной  Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления.

Основные задачи педагогов:

1 Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.

2 Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

3 Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.

Данные задачи учителя решают через уроки, включая задания на развитие логического мышления, памяти, воображения, а также через внеурочную деятельность. Нами выделены наиболее эффективные формы, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности: предметные недели, олимпиады, день “погружения” в предмет

конкурсы (на лучшее сочинение, сборник задач, страница учебника), интеллектуальные игры.

Описания использованных психолого-педагогических идей и концепций;

Были применены опросные методы  исследования (беседа, тесты, интервью, анкетирование).

  Методы опроса (беседы, интервью, анкетирование) использованы в самом

начале крупного психолого-педагогического исследования с целью ориентировки при

выборе возможных проблем, в середине – с целью уточнения и координации, в конце – для сопоставления полученных результатов с мнениями самих участников эксперимента.

Метод наблюдения проводился непрерывно на протяжении длительного периода времени, его результаты помогают отразить динамику изменения поведения испытуемых.         

        Описание приемов и методов использования информационных технологий;

Внедрение компьютерных технологий на уроках истории и обществознания  позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок, внеклассное мероприятие интересным.

 Методика оценки эффективности уроков.

1. Оценка общей структуры урока.

Тип внеклассного  мероприятия – комбинированный. Место  – тема по обществознанию:  «Молодежь в современном мире».

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Требования программы по теме: « Толерантность» получили отражение во внеклассном мероприятии. Учащиеся были активны, высказывали свои точки зрения. Проверка знаний была индивидуальная и групповая.

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Учащиеся были вовлечены в основные мыслительные операции, были осуществлены внутрипредметные и  межпредметные связи  ( история, обществознание). Были использованы средства развития творческого мышления  (творческие задания, упражнения творческого характера). Во внеклассном мероприятии сообщалась информация для общего развития. Обеспечена практическая направленность учебного материала, связь с личным жизненным опытом учащихся.

4. Воспитание в процессе урока. Тема « Толерантность» является ценной сегодня и потом, на протяжении развития человеческого общества. Тема является важной для формирования мировоззрения молодежи, т.к. усиливается в обществе экстремизм. Личностный смысл изучаемого материала раскрыт.

5. Соблюдение основных принципов дидактики.  Соотношение  принципов дидактики (научность и доступность были соблюдены).

6. Выбор методов обучения.

Были соблюдены  общие требования к выбору методов обучения, возраст и индивидуальные  особенности учащихся.

7. Работа учителя на уроке.

Были использованы виды деятельности учителя : речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.) Был  достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся на уроке. Активность учащихся на всем протяжении внеклассного мероприятия. Виды деятельности учащихся: слушание, работа с анкетой, выполнение упражнений тренинга.

9. Гигиенические условия урока были соблюдены.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика