III.
10
минут
IV.
15
минут
Физ.
пауза
|
Слово учителя.
(Переход к новой теме).
Учитель озвучивает новую тему урока, говорит о цели и задачах.
Пояснение: учащиеся 8а класса участвовали в опросе по данному исследованию.
Учитель представляет план урока.
1.Этносы и нации.
Слово учителя.
1) работа с новыми понятиями: этнос, нация.
(в мини группах с информационными ресурсами сети Интернет – программой «Словарь школьника».
Учитель ставит перед учащимися задачу выяснить значение понятия этнос, адресует к программе « Словарь школьника».
2) Сравнительный анализ текстов в словарях понятий: этнос, нация и текста параграфа 25 учебника.
Учитель адресует к тексту учебника и просит найти значение этого понятия по тексту параграфа, назвать признаки этнических групп.
3) Работа сопровождается комментариями учителя и практической помощью в работе со словарями
Учитель делает пояснение:
2.Отношения между нациями.
Работа с текстом документа, сопровождение комментариями учителя.
Учитель обращает учащихся к тексту Конституции РФ.
3.Межнациональные отношения в современном обществе. Причины межнациональных конфликтов.
Работа с социальными сервисами WEB. 2.0.
Учитель напоминает учащимся о проводимом в школе исследовании «Межнациональные конфликты в современном обществе и их причины». Ученики класса принимали в нём участие. Учитель разделяет учащихся условно на две группы.
Следующее задание учащиеся выполняют по группам: одни по ссылке – диаграммы, другие по ссылке – статистические данные.
Работа с дидактическим материалом сопровождается помощью учителя каждой минигруппе в нахождении фактов, для формулирования выводов.
Работа с геоинформационными ресурсами сети Интернета.
Учитель просит выйти на ссылку – Мои карты.
Учитель предлагает учащимся встать со своих рабочих мест,выбрать на стенде «Материал к уроку» подготовленный заранее информационный материал об очагах межэтнических конфликтов на территории РФ.
Учитель предлагает посмотреть обзорно на всю карту территории РФ и сделать вывод. |
“Мы продолжим разговор об общностях….”
Предметом изучения будет общность людей по национальному признаку – этносы, нации, национальности.
Мы поговорим о социальных конфликтах в обществе, узнаем, как складывались отношения между нациями и каковы они в современном обществе.
Поработаем в группах, обсудим проблемные задания, обратимся к геоинформационными материалам интернета, к тексту Конституции РФ, к программе “Словарь Школьника”, к учебнику, проанализируем результаты исследовательской работы “Межнациональные конфликты в современном обществе и их причины”.
1. Этносы и нации.
2. Отношения между нациями.
3. Межнациональные отношения в современном обществе. Причины межнациональных конфликтов.
4. Пути решения проблем межнациональных отношений.
Вам предстоит самостоятельно:
1.найти значение слов: этнос, нация в различных словарях программы сети Интернета «Словари школьника»
2.выяснить значение понятия этнос, национальность по тексту параграфа 25 учебника.
3.назвать признаки этнической группы.
этническая” нация. На Земле около 2 тыс. наций и народностей, состоящих из многочисленных племён и малочисленных этнических меньшинств, проживающих на территории 200 государств. Многие, из которых являются многонациональными. Такой страной является – Российская Федерация.
Выбрать из текста статей Конституции РФ пункты, характеризующие положение представителей разных национальностей в РФ.
(Приложение 1. Дидактический материал к уроку, подборка статей указана на слайде).
Что означает «народ» согласно тексту конституции?
Каково положение каждой отдельно взятой нации?
Какой общий вывод можно сделать?
Сайт Chrio Wiki (информация на слайде) -
Портфолио «Межнациональные конфликты в современном обществе и их причины» -
дидактические материалы – диаграммы, статистические данные.
Рассмотрите диаграммы о национальном составе учащихся МОУ «СОШ №56 г. Чебоксары», отношении к другим нациям, проанализируйте их и сделайте выводы.
Другой части учеников – проанализируйте статистические данные – ответы на вопросы анкеты.
В разделе дидактический материал:
1.выйдите на ссылку - Мои карты.
2.найдите условные знаки, при помощи которых можно делать метки.
В паре с соседом по рабочему месту, вы должны:
1.найти информационный материал о каком-то межэтническом конфликте на территории РФ.
2.на карте, с помощью метки, обозначить этот населенный пункт. |
Учащиеся переходят к работе с компьютерами (2-3 чел.), используют установленную программу «Словари школьника» (http://delphi-soft.ru), находят значение понятия по разным словарям, затем работают с текстом учебника.
Словарь Ожегова: Этнос – исторически сложившаяся этническая общность, племя, народность, нация.
Словарь Ефремовой: Этнос – название национальных образований, наций, народностей.
По учебнику: Этнос – народ, этническая общность.
Ученики называют признаки этнической группы:
Ø культурные традиции
Ø общий язык
Ø религия
Ø общее в материальной и духовной культуре
Ø общность происхождения и исторической судьбы
Ø общие черты психологического склада
Национальность – осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности.
Учащиеся работают с текстом Конституции РФ.
Отмечают - народ - многонациональный
-ст.13.п.5. По конституции не может быть разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
ст.19.п.2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения…
ст.26.п.1..2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
ст.29.п.2. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
с.69. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов…
По Конституции РФ, все народы -единое целое, все нации равны. Межнациональных конфликтов быть не должно.
Ответы данные учащимися:
состав учеников многонациональный, у многих многонациональный состав семей и родственников. По данным ответов на вопросы анкеты есть ученики положительно оценивающие скинхедов.
То есть отношения между людьми разных национальностей – не бесконфликтные, многие были свидетелями конфликтных ситуаций.
Учащиеся встают, находят информационный материал о каком-то межэтническом конфликте на территории РФ и возвращаются за компьютер выполнять задание с картой, предварительно вслух для всех называют населенный пункт, где произошел конфликт.
Вывод. Конфликтов достаточно много. |
Слайд
1
тема
урока
Слайд
2
цель
урока
Слайд
3
план
урока
Слайд
4
Слайд
5
статьи
Слайд
6,7
адрес
Слайд
8
адрес |
VI.
5 минут
VII.
|
4.Пути решения проблем межнациональных отношений.
Постановка проблемного вопроса и поиск ответов на него.
Учитель обобщает выводы, сделанные учащимися во время урока.
Учитель предлагает подумать, обсудить и предложить свои возможные пути решения конфликтных ситуаций. Предлагает оставить свои комментарии в блоге учителя.
Рекомендует записать адрес блога,
Итог урока.
Учитель предлагает вспомнить :
Диктует домашнее задание (запись в тетради). |
2.Что делать?
«Нас много. Мы все – разные. Как законопослушные граждане, мы не должны конфликтовать. Однако конфликты и неприязнь – есть.
Вам предстоит подумать, обсудить и предложить свои возможные пути решения конфликтных ситуаций.
Кто-то это может сделать уже сейчас на уроке, кто с домашнего компьютера.
Что узнали…?
С чем работали…?
1.параграф 25 учебника.
2.Выйти на блог учителя:
- написать собственный комментарий,
- посмотреть комментарии других учеников, дидактические материалы Сайта Chrio Wiki- Портфолио «Межнациональные конфликты в современном обществе и их причины». 3.Написать эссе по выбранной теме.
«Самая лучшая нация - человечность».
Г. Уэльс.
«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный и свой собственный» Н.Добролюбов. |
Учащиеся обсуждают в минигруппах, оставляют комментарии в блоге.
Нации, национальность. Много конфликтов. Есть причины. Что надо сделать, что бы общество было толерантным?
С текстом учебника, с конституцией РФ, с компьютером.
Записывают домашнее задание в тетради. |
Слайд
10
блог
Слайд 11
темы эссе |