Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

«Нации и национальные отношения» (Автор – Токарева Т.А., учитель МОУ «СОШ № 56 города Чебоксары»)

Урок «Нации и национальные отношения»

 

Данный урок входит в  раздел «Социальная сфера» как продолжение  изученных раннее подтем «Социальная структура общества» и «Социальные статусы и роли» и посвящён рассмотрению этнических общностей.  Урок соответствует рабочей программе по обществознанию, составленной учителем на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования  и авторской программы  "Введение в обществознание. 8-9 классы" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.(«Просвещение» 2007 г.)

Элементы содержания урока: понятия - этнос, нация, межэтнические конфликты.

Требования к  уровню подготовки учащихся: учащиеся должны:

1)      знать и различать  понятия – социальный статус,  социальные роли, социальный конфликт;

2)       уметь давать оценку происходящим в современном обществе событиям.

 Тип урока - урок изучения новой темы

Форма  урока – ИКТ практикум. Урок построен на основе возможностей социальных сервисов сети интернета.

 Цель: продолжить работу по формированию знаний учащихся о нациях, межнациональных отношениях в обществе.

Задачи:

1.Обучающие: сформировать понятия: этнос, нация, национальность и их признаки; дать представление о проблемах современных межнациональных отношений;

2.Развивающие: формирование навыков работы с геоинформационными материалами интернета,  с текстом  (статьи Конституции РФ, учебник), программой “Словарь Школьника”; развитие умений чтения диаграмм, анализа статистических данных, формулирование выводов.

3.Воспитательные: способствовать воспитанию у подростков культуры отношений между людьми различных национальностей; воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

План изучения нового материала:

1.    Этносы и нации.

2.    Отношения между нациями.

3.    Межнациональные отношения в современном обществе. Причины межнациональных конфликтов.

4.    Пути решения проблем  межнациональных отношений.

Методическое обеспечение урока:

       Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Л.Ф. Иванова и др., - М.: Просвещение, 2010. Академический школьный учебник.

       Обществознание. Поурочные разработки, 8 класс: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Л.Ф. Иванова и др., - М.: Просвещение, 2010. Академический школьный учебник.

       Конституция Российской Федерации.

       Раздаточный материал о межэтнических конфликтах в современном обществе / По материалам сайтов интернета.

       Результаты исследования межнациональных конфликтов и их причин в современном обществе / Исследование Иванова Т, Федорова А, учащихся 10 М класса МОУ «СОШ № 56 города Чебоксары».

       Оборудование урока: комплект мультимедийного оборудования с  интерактивной доской, подключение к интернету, презентация «Нации и национальные отношения».

       Место проведения: кабинет информатики (выход в интернет), локальная сеть с использованием установленной программы «Словари школьника» (http://delphi-soft.ru), дидактических материалов, расположенных в портфолио «Межнациональные конфликты в современном обществе и их причины» сайта Социальные сервисы WEB 2.0 в деятельности учителя – предметника. Сайт Wiki Чувашия (http://chrio.edu.cap/wiki),  блога учителя (www.tokarevata.blogspot.com).

Предполагается выполнение учащимися опережающего задания к уроку – найти в сети СМИ, новостных порталах на сайтах сети Интернет факты  межнациональных конфликтов.

 

 

 

 

этапы

урока

методические комментарии к уроку

Ход урока

УМО

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный  момент.

 

Проверяют свои рабочие места (у компьютера –учебник, тетрадь…)  и располагаются в центре класса перед интерактивной доской.

 

II.

5 минут

Предварительная беседа учителя с классом. (Актуализация имеющихся знаний).

Учитель озвучивает вопросы:

 

 

ü       На какие социальные группы делится общество?

ü       Что может вызвать социальный конфликт?

ü       Какова роль социальных конфликтов в обществе?

ü       Какие позиции определяют социальные статус человека?

 

Фронтальный опрос  по вопросам пройденных тем.

 Ответы, данные учащимися:

- классы,  социальные слои, профессиональные группы.

- социальное расслоение.

- доход, власть, образование, престиж.

- разное  положение людей и социальных групп означают их различные интересы. Социальные группы-общности.

 

 

 

 

III.

10

минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.

15

минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ.

пауза

 

 

Слово учителя.

 (Переход к новой теме).

Учитель озвучивает новую тему урока,  говорит о цели и задачах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснение: учащиеся  8а класса участвовали в опросе по данному исследованию.

 

 

Учитель представляет план урока.

 

 

 

 

 

 

1.Этносы и нации.

Слово учителя.

1)      работа с новыми понятиями: этнос, нация.

  мини группах с информационными ресурсами сети Интернет – программой «Словарь школьника».

Учитель ставит перед учащимися задачу выяснить значение понятия этнос, адресует к программе « Словарь школьника».

2)      Сравнительный анализ текстов в словарях понятий:  этнос, нация  и текста параграфа  25 учебника.

Учитель адресует к тексту учебника и просит найти значение этого понятия по тексту параграфа, назвать признаки этнических групп.

3)      Работа сопровождается комментариями учителя и практической помощью в работе со словарями

Учитель делает пояснение:

 

 

 

 

2.Отношения между нациями.

  Работа с текстом документа, сопровождение комментариями учителя.

Учитель обращает  учащихся к тексту Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Межнациональные отношения в современном обществе. Причины межнациональных конфликтов.

Работа с социальными сервисами   WEB. 2.0.

Учитель напоминает учащимся о проводимом в школе исследовании «Межнациональные конфликты в современном обществе  и их причины». Ученики  класса принимали в нём участие. Учитель разделяет учащихся условно  на две группы. 

Следующее задание учащиеся выполняют по группам: одни по ссылке – диаграммы,  другие по ссылке – статистические данные.

  Работа с дидактическим материалом сопровождается помощью учителя каждой минигруппе  в нахождении фактов, для формулирования выводов.

Работа с геоинформационными ресурсами сети Интернета.

Учитель просит выйти на ссылку – Мои карты.

Учитель предлагает учащимся  встать со своих рабочих мест,выбрать на стенде «Материал к уроку» подготовленный заранее информационный материал об очагах межэтнических конфликтов на территории  РФ.

Учитель предлагает посмотреть обзорно на всю карту территории РФ и сделать вывод.

“Мы продолжим разговор об общностях….”

 Предметом изучения будет общность людей по национальному признаку – этносы, нации, национальности.

  Мы поговорим о социальных конфликтах в обществе, узнаем, как складывались отношения между нациями и каковы они в современном обществе.

 

Поработаем в группах, обсудим проблемные задания, обратимся к геоинформационными материалам интернета, к тексту Конституции РФ, к программе “Словарь Школьника”, к учебнику, проанализируем результаты исследовательской работы “Межнациональные конфликты в современном обществе и их причины”.

1.      Этносы и нации.

2.      Отношения между нациями.

3.      Межнациональные отношения в современном обществе. Причины межнациональных конфликтов.

4.      Пути решения проблем  межнациональных отношений.

 

 

Вам предстоит самостоятельно:

1.найти значение слов: этнос, нация в различных словарях программы  сети Интернета «Словари школьника»

2.выяснить значение понятия этнос, национальность  по  тексту параграфа  25 учебника.

3.назвать признаки этнической группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

этническая” нация. На Земле около 2 тыс. наций и народностей, состоящих из многочисленных племён и малочисленных этнических меньшинств, проживающих на территории 200 государств. Многие, из которых являются многонациональными. Такой  страной является – Российская Федерация.

Выбрать из текста статей Конституции РФ пункты, характеризующие положение представителей разных национальностей в РФ.

(Приложение 1. Дидактический материал к уроку,  подборка статей указана на слайде).

 

Что означает «народ» согласно тексту конституции?

 

Каково положение каждой отдельно взятой нации?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой  общий вывод можно сделать?

 

 

 

 

 

Сайт Chrio Wiki (информация на слайде) -

Портфолио «Межнациональные конфликты в современном обществе  и их причины» -

дидактические материалы – диаграммы, статистические данные.

Рассмотрите  диаграммы о национальном составе  учащихся МОУ «СОШ №56 г. Чебоксары», отношении к другим нациям,  проанализируйте их   и сделайте выводы.

 Другой части учеников – проанализируйте статистические данные – ответы на вопросы анкеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В разделе дидактический материал:

1.выйдите на ссылку - Мои карты.

2.найдите условные знаки, при помощи которых можно делать метки.

В паре с соседом по рабочему месту,  вы должны:

1.найти информационный материал о каком-то  межэтническом конфликте на территории  РФ.

2.на карте, с помощью метки, обозначить этот населенный пункт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся переходят к работе с компьютерами (2-3 чел.), используют установленную программу «Словари школьника» (http://delphi-soft.ru), находят значение понятия по разным словарям, затем работают с текстом учебника.

Словарь Ожегова:   Этнос – исторически сложившаяся этническая общность, племя, народность, нация.

Словарь Ефремовой:   Этнос – название национальных образований, наций, народностей.

По учебнику: Этнос – народ, этническая общность.

Ученики называют признаки этнической группы:

Ø       культурные традиции

Ø       общий язык

Ø       религия

Ø       общее в материальной и духовной культуре

Ø       общность происхождения и исторической судьбы

Ø       общие черты психологического склада

Национальность – осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности.

Учащиеся работают с текстом Конституции РФ.

Отмечают - народ - многонациональный

-ст.13.п.5. По конституции не может быть разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

ст.19.п.2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения…

ст.26.п.1..2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

ст.29.п.2. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

с.69. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов…

По Конституции РФ, все народы -единое целое, все нации равны. Межнациональных конфликтов быть не должно.

Ответы данные учащимися:

 состав учеников многонациональный, у многих многонациональный состав семей и родственников. По данным ответов на вопросы анкеты есть ученики положительно оценивающие скинхедов.

То есть отношения между людьми разных национальностей –  не бесконфликтные, многие были свидетелями конфликтных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся встают, находят информационный материал о каком-то  межэтническом конфликте на территории  РФ и возвращаются за компьютер выполнять  задание с картой, предварительно вслух для всех называют  населенный пункт, где произошел конфликт.

 

 

Вывод. Конфликтов достаточно много.

Слайд

1

тема

урока

Слайд

2

цель

урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

3

план

урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

4

 

 

 

 

 

 

Слайд

 5

статьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

6,7

адрес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

8

адрес

V.

10

минут

 

 Закрепление  изученного материала.

Беседа учителя с учащимися.

Постановка проблемного вопроса и поиск ответов на него.

1.Почему конфликтов достаточно много?

Были ли вы свидетелями конфликтных ситуаций? Где вы чаще встречаете людей других национальностей? И др.вопросы помогающие вывести учащихся на осознание социально-экономических причин, проблем в воспитании, территориальных споров, ущемлении прав.

 

Фронтальная беседа.  Ответы учащихся:

Да. На рынке. В кафе. Приезжают работать. Родители уезжают  в поисках работы. Дети часто предоставлены себе, много времени проводят за компьютером, играют в стрелялки.  И др.

Слайд

9

Вопросы

VI.

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.

 

 

4.Пути решения проблем  межнациональных отношений.

Постановка проблемного вопроса и поиск ответов на него.

 Учитель обобщает выводы, сделанные учащимися во время урока.

Учитель предлагает подумать, обсудить и предложить свои возможные пути решения конфликтных ситуаций. Предлагает оставить свои комментарии в блоге учителя.

Рекомендует записать адрес блога,

Итог урока.

Учитель предлагает вспомнить :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диктует домашнее задание (запись в тетради).

2.Что делать?

«Нас много. Мы все – разные. Как законопослушные граждане, мы не должны конфликтовать. Однако конфликты и неприязнь – есть.

Вам предстоит подумать, обсудить и предложить свои возможные пути решения конфликтных ситуаций.

Кто-то  это может сделать уже сейчас на уроке, кто с домашнего компьютера.

 

 

 

 

 

Что узнали…?

 

 

 

С чем работали…?

1.параграф 25 учебника.

2.Выйти на блог учителя:

-  написать собственный комментарий,

- посмотреть  комментарии других учеников, дидактические материалы Сайта  Chrio Wiki- Портфолио «Межнациональные конфликты в современном обществе  и их причины». 3.Написать  эссе по выбранной теме.

«Самая лучшая нация - человечность».

Г. Уэльс.

«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный и свой собственный»                                                   Н.Добролюбов.

 

 

 

Учащиеся обсуждают в минигруппах,  оставляют комментарии в блоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нации, национальность. Много конфликтов. Есть причины. Что надо сделать, что бы общество было толерантным?

С текстом учебника, с  конституцией РФ, с компьютером.

 

 

 

Записывают домашнее задание в тетради.

     

 

 

Слайд

10

блог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

темы эссе

 

 

Приложение 1.

 

Приложение   представляет  собой выборку из статей, относящихся к характеристике положения представителей разных национальностей. На уроке, в качестве раздаточного материала учащиеся получают  полный текст названных  статей  Конституции РФ.

 

Статья 13

          5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 19

           2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

            Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 29

           2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 69

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. 1

_________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                                                                                                                       Приложение 2.

Образец опережающего задания учащимся - найти в  СМИ,  новостных порталах на сайтах сети Интернет факты  межнациональных конфликтов. Материал к уроку, по которому учащиеся будут выполнять задание по работе  с геоинформационными материалами.

- 23 марта 2005 года в Новороссийске 150—200 казаков избили несколько десятков армян и разгромили несколько принадлежавших им магазинов и кафе. Причиной стало ранение казака в произошедшей накануне драке.

- 29 августа — 3 сентября 2006 года произошёл межэтнический конфликт в Кондопоге, Карелия. Поводом для начала конфликта стал спор администрации ресторана с его посетителями, завязалась драка. После драки к ресторану подъехала группа чеченцев, которые убили двух русских рядом с рестораном «Чайка». Возмущённые местные жители сожгли ресторан и разгромили другие заведения, принадлежавшие выходцам с Кавказа

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика