Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

«Можно ли жить без межнациональных конфликтов в современном мире?» (Автор – Иванов В.М., учитель истории МОУ «Тузисярмусская ООШ» Вурнарского района)

Иванов Виталий Моисеевич

Учитель истории:

МОУ «Тузисярмусская ООШ»

E-Mail (школьный): tsyrm-vurnar@edu.cap.ru

E-Mail (личный): romanivanov21@mail.ru

Урок в 8 классе. Тема: «Можно ли жить без межнациональных конфликтов в современном мире?».

 

Цели занятия:

1.       Выявить причины возникновения национальных конфликтов в современном мире.

2.       Способствовать формированию терпимости к людям других национальностей, неприятию любой дискриминации, уважению другой культуры.

             3.Продолжить работу по развитию умений и навыков учащихся давать характеристику межнациональным конфликтам, анализировать их.

Данная тема изучается с учетом того, что учащиеся ранее ознакомились с естественными правами человека, с понятиями «равенство», «свобода», «дискриминация», «национализм», «расизм», «шовинизм», «толерантность».

Занятие целесообразнее поставить заключительным в цепочке тем, касающихся проблем различий и толерантности, используя уже известную им формулу: «все люди равны, но неодинаковы». Данная тема урока изучается в 8- ом  классе по обществознанию по теме: Межнациональные отношения. Я построил урок так, чтобы посвятить толерантности, чтобы учащиеся смогли лучше понять современную проблему общества.

 

План занятия:

1.       Вступительное слово учителя (национальный вопрос в современном мире):

2.       Паспорт – документ гражданина РФ;

          3. Истоки национального вопроса.

           4.   Игра «Можно мне внутрь?»;

                5. Работа с информацией периодических изданий в малых группах (3-5 чел.);

           6. Упражнение «Пейджер». Составление общих рекомендаций.

           7.Показ лучшую презентацию ученика 8-ого класса Никифорова Сергея ( учащиеся заранее получили задание подготовить презентации по теме: « Толерантность»).

Задачи урока:

1.       Воспитывать сплоченность и ответственность, умение отстаивать свою точку зрения;

2.       Воспитывать терпимость к мнению других;

3.       Продолжить обучать коллективным навыкам работы, умению вырабатывать коллективные решения с учетом компромиссов для достижения гуманной цели.

К уроку ученикам предложил   мини-опрос: «Чтобы избежать конфликтов на межнациональной почве, необходимо»:

·         выселить всех кавказцев и других народов Средней Азии из наших городов……

·         определить в городе их место проживания и строго контролировать территорию полицией……

·         запретить торговать на рынке……

·         пусть приезжают в наши город как туристы……

·         запретить браки с инородцами, чтобы у них не было повода оставаться в России …..

·         уважать культуру и традиции народа, их характер……

·         понять беду народа, тяжелое положение детей, женщин, стариков……

·         дружить с кавказцами с другими народами, учиться в одном классе……

Ход урока:

В начале урока я  не называть тему урока, так как представляю  учащимся самим сформулировать ее в результате пройденного материала в конце занятия как вывод заключение.

В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира).  В 25 государствах  (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %.  В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет  от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%)  едва ли половине населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

I.  Предлагаю сравнить два паспорта РФ – новый и старый.

Вопрос: Какую Вы заметили разницу? Дети называют в первую очередь внешние отличия (оформление, ламинирование). Самостоятельно или с помощью учителя переходят на структуру и замечают, что отсутствует графа «национальность».

Вопрос: Что такое «национальность?».

Учитель помогает учащимся сформулировать данное понятие. Национальность- это принадлежность людей к какой - либо нации. ( о нациях говорили на прошлом занятии ).

 

II. Для продолжения беседы  применяю следующий способ для выявления у учащихся предрассудков, стереотипов по отношению к другим нациям и национальностям.

Учащимся предлагаю составить на доске (стенде) следующую таблицу (смотри ниже), сопровождая ее следующим вопросом: «Какие человеческие качества, черты характера ассоциируются у Вас с разными народами?».

Народ (национальность)

-

+

цыгане

 

 

татары

 

 

евреи

 

 

чеченцы

 

 

индийцы

 

 

американцы

 

 

французы

 

 

эллины

 

 

русские

 

 

чуваши

 

 

* Чувашей следует помещать в конец списка.

Часто бывает, что в классе присутствуют дети этих национальностей, поэтому учитель должен сделать, чтобы характеристики не были обидными и оскорбительными.

В большинстве случаев наблюдается следующее: «плюсов» больше, чем «минусов». Попрошу учеников, если класс практически однороден, охарактеризовать друзей, знакомых других национальностей. Выяснился, что положительных эпитетов стало больше.

Вопрос учащимся: «Почему вдруг «плюсов» стало больше?». «А почему у чувашей и русских в начале работы с таблицей было больше «плюсов»?». «Почему часто в других людях видят только «минусы», а «плюсы» практически не замечают?» .Даю возможность выступить всем учащимся, которые желают.

III. Истоки национального вопроса. Учащимся задаю вопрос. Почему  и когда возник национальный вопрос? Ответы учащихся: Национальный вопрос исторически возник вместе с капитализмом, в период формирования буржуазных наций, национальных буржуазий с их стремлением закрепить за собой монопольное право национальными рынками сырья, сбыта ,рабочей силы. Именно тогда произошли первые конфликты на национальной почве.

VI. «Легко ли быть отвергнутым?» - спрашиваю у учеников и предлагаю сыграть в игру «Можно мне внутрь?»[1]

Применение этой игры самое широкое. В смоделированном контакте каждый сможет пережить чувство принадлежности к доминирующей национальности или чувство исключения из нее; узнать, каковы возможности «большой» группы при включении или исключении меньшинства.

Все, кроме одного добровольца, берутся за руки и встают в круг. Учитель вызывает добровольца, который должен попытаться попасть внутрь. Можно поставить условие, что силу применять нельзя. Все это происходит без слов. События могут развиваться самым различным образом. Чаще всего люди, стоящие в кругу держатся крепко, не давая ни малейшей возможности постороннему попасть в круг. Доброволец пытается протиснуться между ними, подлезть, умолять, чтобы его пустили. Некоторые применяют силу. Игра заканчивается, когда он будет внутри или сдастся. Если очевидно появление неприятных чувств, игру лучше не продолжать.

        Доброволец- Карибов Тагир ( азербайжанец ).

Дискуссия.

После игры  ставлю вопросы:

- Как чувствовал себя доброволец?

- Каково это – быть вне круга?

- Каково это – быть в кругу?

- Какую стратегию использовал доброволец?

- Чувствовал ли кто-то себя плохо в кругу из-за аутсайдера? Как уговорили самих себя оставить его вне круга?

- Говорили ли люди в кругу между собой? О чем?

- Какая группа в нашем обществе самая сильная, а какие «вне ее?»

- Какую стратегию нужно использовать меньшинствам (просить вежливо, унижаться, творить, применять силу)?

- Как привилегированные люди сохраняют свою власть и свои привилегии?

- Каким образом можно принять аутсайдера?

Итоги были различны:

1.       «Изгой» не попадает, даже если применяет силу;

2.       «Изгой» входит в круг силой;

3.       «Изгой» входит при помощи просьб и унижений;

4.       «Изгой» входит при помощи доказательств или даже без сопротивления «круга».

Вопросы для всех: «Легко ли войти в круг?»

Вопросы к группе: «Почему впустили?» или «Почему не впустили?»

Этим вопросы рекомендуется  задать каждому члену группы (можно использовать методику «микрофон»).

5. Следующий этап – работа в малых группах по 3-5 человек. Начинается серьезная работа с информацией.  Я раздаю по 2-3 фрагмента статей из периодической печати на тему межнациональных отношений. В классе с высоким интеллектуальным потенциалом можно раздать статьи с противоположными точками зрения, что усложнит работу, но и поможет поразмышлять над вопросом. Особенно много информации можно подобрать по чеченской тематике. На прочтение газетных фрагментов даю 5-6 минут. Затем учитель предлагает ответить каждому ученику в малой группе на один из вопросов (дается 4-5 вопросов на группу).

1.       Впечатление о прочитанной ситуации?

2.       Что особенно впечатлило, какие слова, эпитеты?

3.       Какой вывод можно сделать, прочитав статью?

4.       Каково личное отношение к ситуации?

Ответы записываются в группе, а затем зачитываются.

 

6. Заключительная часть урока – это выработка совместных, комплексных рекомендаций. Для этого учитель ставит перед учениками следующие вопросы.

1.          Как воспитать в себе и в других терпимость к людям иных национальностей?

2.          Что может сделать каждый из вас для решения этой проблемы?

(2-3 рекомендации)  

Так как группы состоят из учащихся с разными взглядами, это заставит их вырабатывать не только общие, но и компромиссные решения (на работу дается 5 минут).

Метод «Пейджер». Учащимся предлагаю представить, что у каждой группы – телефон, а у учителя (ведущего) - только пейджер. Поэтому связь только односторонняя – информация без ответов и комментариев идет к одному человеку, т.е. вывешивается на стенд. После этого каждый ученик может познакомиться с решениями других.

На следующем этапе работы группам даю задание выбрать один ответ на один вопрос и один ответ на два вопроса и снова сбросить на «пейджер».

В итоги на стенде появляются только 8 ответов, они многие дублировали друг друга, следовательно, оставляю  только разные. Можно жить без национальных конфликтов? Ответ:  да, если быть терпимыми  к разным народам, к их вере, культуре, традиции и т. д.. Что в современном мире мешает развитию национальных культур?  Ответ: сознание многих людей, что их культура лучше других, общая образованность некоторых народов.

           Зачитываю информацию, знакомлю учащихся с заключительными рекомендациями и прошу сформулировать тему урока. Ученики правильно сформулировали тему урока « Можно ли жить без межнациональных конфликтов в современном мире?».

Домашнее задание: Каждый ученик должен задать два вопроса разным людям, сформулированные в конце занятия, и зафиксировать ответы человека другой национальности.

Рефлексия может проводиться на следующем уроке: с комментариями, ответами и дополнением рекомендацией.

    7.Все ученики готовили презентации по теме: «Толерантность». Самую лучшую работу представил Никифоров Сергей. Его работу мы с вами  давайте сейчас посмотрим. Итак, на данном уроке мы проделали большую работу, которая, надеюсь, поможет вам в жизни.



[1] Описание игры приводится по книге «Преподавание прав человека в 5-9 кл. средней школы». М., «Звенья», 1997, стр.71

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика