Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Р. Иванова "О методике проведения семинара в старших классах"

О методике проведения семинара
в старших классах

Римма Иванова,
учитель чувашского языка и литературы Алгазинской средней школы
Вурнарского района


Сейчас, когда идет процесс обновления содержания образования и его модернизация, особое внимание уделяют вопросам, относящимся к общему среднему образованию. От современного учителя требуют активизации форм обучения. В этих условиях существенную роль играет литературное образование учащихся, т.  к. уроки литературы открывают широкие возможности для активизации деятельности школьников. Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, короче говоря, творческим трудом учителя и учащихся. В этом плане эффективной формой обучения литературе является школьный семинар.
Каким должен быть
семинар в школе?
Для начала легче сказать, каким он не должен быть, поскольку самым распространенным его недостатком является формализм. Избежать этого можно, если рефераты и доклады будут результатом самостоятельного творческого мышления, а не только самостоятельного списывания и чтения вслух. Желательно, чтобы, готовясь к семинару, ученик овладел новыми умениями: работа с книгой, анализ прочитанного, отбор главного для доклада, связное изложение мысли, рассказ без бумаги.
С первым недостатком школьного семинара связан второй: пустозвонство, т. е. обилие в выступлениях учащихся фактов, тезисов, не относящегося к теме информации. Словесная парадность не воспитывает, а приучает старшеклассников ко лжи и лицемерию. Конечно, учитель не может все это поощрять.
Слабым местом в организации школьного семинара бывает неверное определение учителем главной его цели. Например, ученики могут долго спорить о том, кто прав — Нарспи или Пинерби, совершившие опрометчивый проступок. В этом случае учителю не надо ставить проблему «кто прав», важнее выяснить: почему К.В. Иванову дорог Нарспи, а П.Н. Осипову — Пинерби. Хорошо было бы, если учитель предложит учащимся подумать: какой смысл приобретает поступок каждой героини в контексте художественного произведения? Как проявляется каждая в своем идейном и смысловом выборе? И тогда окажется, что обе они проявили силу характера, человеческое достоинство и просто не могли поступить иначе.
При таком подходе ученик с семинара вынесет не наставления, а представление о сложности и многообразии жизни, в которой приходится за все отвечать самому. В противном случае, я думаю, воспитательный эффект от семинара будет наименьшим.
В чем специфика семинара?
Уроки-семинары имеют специфическое содержание: их целесообразно проводить по таким темам, в ходе обсуждения которых ученик не просто усвоит определенные знания, но и находит решение проблемы. В моей практике семинар часто имеет место в следующих случаях:
— при обращении к художественным произведениям с ярко выраженной гражданской, нравственной проблемой (Ю. Скворцов. «Красный мак»; А. Артемьев. «Саламби»; поэзия Сеспеля, Ухсая, Хузангая);
— при обсуждении героев, стоящих в ситуации выбора (С. Элкер. «Черное и белое»);
— при анализе гражданской и философской лирики (лирика В. Митты, Я. Ухсая, А. Воробьева).
Проблемы, предложенные для обсуждения, должны быть актуальными, интересными, причем и для учеников, и для учителя. Вот тогда становится возможной педагогика сотрудничества.
Уроки-семинары отличаются и особым характером деятельности учащихся. Семинару предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера. При подготовке к нему учитель может прибегнуть к «разумному распределению труда», конечно, при этом учитываются интересы и способности учащихся. К уроку-семинару готовятся все учащиеся, но каждый вносит свою долю участия. Здесь широко применяются:
— фронтальные задания (составление плана, чтение справочной литературы);
— групповые задания (подготовка доклада, стенда, поиск литературы, интервью со специалистом);
— индивидуальные задания (подготовка выразительного чтения и комментария, обдумывание собственного мнения о проблеме, доклад, анализ эпизода).
На семинаре каждый отвечает за какой-то участок общей работы, поэтому возрастает ответственность ученика за подготовку домашнего задания. С этим связаны и цели семинаров: определение собственной позиции ученика, его личного мнения; выявление способностей учащихся. А главная цель такова: формирование умения самостоятельно трудиться, искать решения проблемы.
Семинарская форма занятий создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самопознания и творчества.
Разновидности семинаров и организация их проведения
По характеру деятельности выделяют три разновидности семинара:
1) развернутые выступления учащихся по заранее поставленным вопросам и обсуждение проблем и выступлений;
2) обсуждения докладов или рефератов учащихся;
3) семинары-диспуты.
При организации семинара целесообразно создавать рабочие группы, поручая им различные задания. В группах учащиеся между собой распределяют обязанности. При такой форме деятельности может найтись посильная работа для учеников разного уровня знаний. Семинар пройдет интереснее, когда, кроме докладчиков, имеется и группа оппонентов. Она заранее знакомится с основными положениями выступлений учащихся, готовит вопросы, рецензирует выступления.
Семинар обычно начинается вступительным словом учителя, где ставятся проблемы, которые надо решать на уроке. Затем идет главная часть урока — обсуждение проблемы. В заключительном слове учитель делает выводы о достижениях учащихся, оценивает их работу.
В ходе подготовки к семинару учитель, как и ученики, проделывает предварительную работу: продумывает форму участия каждого, подготавливает вопросы, разрабатывает сценарий.
Семинары желательно проводить начиная с 9 класса, т. к. к этому моменту у учащихся накапливаются определенные умения и навыки, необходимые для проведения подобных мероприятий. При разумном проведении семинарская форма работы открывает самые разные пути для вовлечения школьников в духовные искания, для роста их мышления. Привожу примерную схему проведения семинара:
- начало (может быть самым разным): 1) вступительное слово учителя; 2) обсуждение эпиграфа; 3) чтение наизусть стихов по проблеме; 4) работа по стенду;
- обсуждение вопросов: 1) выступление учащихся; 2) вопросы к выступающим; 3) выступления оппонентов;
- обсуждение доклада, реферата: 1) письменные и устные ответы по составленному плану; 2) составление тезиса по докладу; 3) рецензирование доклада и реферата;
- заключительное слово учителя: 1) высказывание мнений об уроке; 2) извлечение уроков нравственности; 3) подведение учащихся к выводу.
- домашнее задание (на выбор): 1) письменная работа (сочинение); 2) подготовка ответов на поставленные вопросы; 3) выпуск стенгазеты; 4) решение тематического кроссворда.
Универсальной формы плана быть не может, предложенная структура урока-семинара является наиболее распространенной.
Какие умения необходимы
для работы на семинаре?
До появления семинаров в средних классах, в соответствии со школьной программой, идет выработка у учащихся умений, которые необходимы на семинарских уроках. Это: 1) умение анализировать художественный текст; 2) умение работать со справочной литературой; 3) умение владеть монологической и диалогической речью; 4) умение создавать устные и письменные сочинения.
Начало всей работы над лирическим произведением — его прочтение в классе. На уроках мы готовим учащихся, умеющих сопереживать, думать, делать выводы. Анализ может начаться и с размышления над словом, т. к. в нем содержится эмоциональная окраска и символическое значение. Обращаем внимание на тропы, выявляем ассоциации. При анализе важно услышать звучание текста: это облегчает поиск аллитераций, ассонансов, консонансов. Разбор лирического произведения может начинаться и с определения ритма, интонации. А к пафосу можно прийти через рассмотрение композиции: сопоставление образов, движение мыслей и чувств. Я не буду вдаваться в углубленный анализ стиха, т. к. пути его осмысления многообразны.
При чтении прозаических произведений важно уметь целостно воспринимать эпизод, видеть в нем выражение авторской концепции мира. Причину своеобразия писателя надо научить искать в его творческом методе, в изображении и оценке явлений жизни. Когда на уроке нет поиска главной идеи, объединяющей все в единое целое, изучение подменяется рассмотрением отдельных сторон жизни, тогда произведение предстает как иллюстрация к истории.
Умение работать с книгой — это умение выделить основные мысли прочитанного. В 5 классе начинаю эту работу с рассмотрения одного абзаца, потом переходим к работе с текстом. Наряду с такой формой деятельности идет формирование критического взгляда на прочитанное (что было интересного, а что не понравилось), умение доказывать или опровергнуть положение.
Выразить свою мысль по проблеме учащиеся могут как в устном, так и в письменном сочинениях. По предложенной мною схеме ученики составляют доклады, рефераты, тезисы, конспекты. В 7—8-х классах они учатся построению развернутого ответа, самостоятельно составляют отзыв о прочитанном. Если постоянно проводится такая работа, можно сформулировать умение сопоставлять суждение критика с текстом произведения.
Уроки-семинары в 11 классе
В самом начале изучения темы «А.С. Артемьев. Повесть «Саламби» учитель объявляет следующее: «По этой теме у вас будет урок-семинар». Ребята знают, что это особый урок, на котором они будут решать какую-то проблему и сами оценивать свою работу. Данный семинар — размышление о национальных чертах в характере чувашской девушки.
Тема семинара: «Саламби — идеал чувашской девушки». На доске — план семинара, задания для учащихся по ходу семинара, основные вопросы для обсуждения, цитаты для чтения по теме, список справочной литературы, эпиграф к уроку: «Красота спасет мир».
Урок начинается с чтения наизусть одного из стихотворений Г. Ефимова о чувашской девушке, о женской красоте. Это придаст всему уроку эмоциональный настрой. Для достижения понимания главной идеи стиха перед классом ставится вопрос: «Какие национальные черты проявляются в характере лирического героя?» Далее основную идею стиха связываем со строками эпиграфа для раскрытия содержания обсуждаемой проблемы семинара: «Слияние национальных и общечеловеческих черт в образе чувашской девушки».
В своем вступительном слове учитель говорит о том, в каком аспекте изображали красоту чувашской девушки чувашские поэты (К.В. Иванов, П. Хусанкай, Г. Айхи). Это подводит учащихся к пониманию того, что нового открывает нам в этом плане произведение А.С. Артемьева «Саламби». Далее идет обсуждение основных вопросов, которые даны заранее для подготовки к выступлению. Вопросы, например, могут быть такими:
1. Проследите по повести портретные характеристики героини. Какие изменения и по каким причинам произошли? (Подготовить выразительное чтение отрывка с описанием портрета героини.)
2. Найдите 2-3 эпизода, ярко характеризующие героиню. Какие черты, присущие чувашскому народу, отражены в них?
3. Что вы думаете по поводу содержания главы «Мама!» Обоснуйте его эпиграф.
4. Как выражено отношение автора к героине в главе «Незаживающие раны»? Какие общечеловеческие черты в характере Саламби являются преобладающими в названных двух главах?
5. При помощи каких персонажей А. Артемьев осуждает отрицательные черты в человеческом характере? Сопоставьте их с образом Саламби.
6. Объясните, какое значение имеет идеал женщины А. Артемьева для наших дней. В ходе выступления по вопросам весь класс получает задание: составить план развернутого ответа по проблеме.
В своих выступлениях оппоненты анализируют глубину раскрытия проблемы, оценивают речевую культуру выступавших (правильность, богатство, выразительность), опираясь на текст, вносят уточнения.
Заканчивается семинар чтением наизусть непрограммных стихотворений молодых чувашских поэтов, воспевающих женщину.
Учитель подводит итоги, говорит о находках и недостатках семинара. По итогам семинара предлагаю учащимся домашнюю работу (письменно или устно — выбор за учеником): «Мой женский идеал».
Задача учителя на уроке-семинаре — затронуть важнейшие вопросы, жизненные интересы взрослеющей личности. И если он — человек творческий, то поставленной цели обязательно добьется.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика