Пути формирования здоровья школьников младшего возраста
Тамара Григорьева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №59 г. Чебоксары
Мы живем в двадцать первом веке. Какие современные дети приходят к нам в школу! Любознательные, информированные (телевидение, компьютер), раскрепощенные. Но в то же время с нарушенной психикой и имеющие слабое здоровье. Жизнь сама подводит нас к необходимости создавать в школе более надежную базу для сохранения здоровья школьников, используя для этого все педагогические средства.
Особенностью нашей начальной школы являются интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, то есть мы создаем условия, гарантирующие формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, хотим приблизить наше образовательное учреждение к здоровому стилю жизни. Одним из педагогических средств сохранения здоровья считаем применение в школе здоровьесберегающей технологии — программы «Сообщество». В этой программе обучение личностно-ориентированное, постоянно изучаются и учитываются индивидуальные особенности ребенка. Данные наблюдений хранятся, по их результатам корректируется обучение, составляется план дальнейших действий. В программе «Сообщество» все области развития — физическая, социальная, эмоциональная и познавательная — интегрированы. Этим целям служат открытые в классах центры развития: математики, науки, чтения и письма, изобразительного искусства. При обучении применяются интерактивные формы. Для этого подготовлены специальные карточки (по русскому языку, математике, окружающему миру). Дети при работе по этим карточкам свободно «передвигаются» по классу в центры для выполнения заданий, при этом они сами выбирают сложность задания, характер работы (индивидуальный или групповой), центр и продолжительность работы. Все это — способы сохранения психологического здоровья (возможность завершить работу, удовлетворение от результата своего труда, развитие навыков общения друг с другом).
Важным аспектом программы является вовлечение родителей в учебный процесс. Они часто бывают в классе, помогают учителю как ассистенты, организуют экскурсии, участвуют в сборе информации по теме, которую выбирают дети, помогают им в проектной деятельности. Это придает детям чувство уверенности, психологического комфорта. Так что родители — наши партнеры в обучении и воспитании, создании атмосферы любви и уважения к детям, по рождению и воспитанию здоровых и счастливых детей.
Наши учителя твердо осознают: вооружение знаниями — не конечная цель программы. Они также в ответе за воспитание души ребенка, понимают и значимость социализации личности. На ежедневных утренних сборах, где оценивается поведение каждого за день, при выборе «Звезды недели», обсуждении игровых ситуаций ученики чувствуют, что каждый из них нужен классу, что все вместе они — большая школьная семья. А это помогает сохранять психологическое здоровье. Внедрение программы позволило снизить количество часто болеющих детей, создать в классах психологический климат, комфортный для детей, повысить уровень социализации, снизить тревожность на уроках, повысить интерес семьи к обучению и воспитанию в школе.
Программа «Сообщество» построена на индивидуализации обучения и направлена на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных и функциональных возможностей, а это главный педагогический резерв валеологического воздействия на ученика.
Двигательная активность является необходимым условием полноценной жизни человека, так как она сохраняет здоровье, поддерживает работоспособность, обеспечивает долголетие. Для начальной школы мы составили рационально-двигательный режим: ежедневная утренняя зарядка, утренние сборы на ковре, применение коллективных способов обучения (работа в группах, смена позы на уроках), ежедневные динамические музыкально-танцевальные 20-минутные паузы (в это время классные помещения проветриваются), динамически насыщенная прогулка с подвижными играми после уроков в группах продленного дня. Максимально используем возможности уроков физической культуры и занятий в спортивных секциях — классами, группами, индивидуально. Во всех классах проводятся часы здоровья, занятия по ритмике.
Большое внимание уделяем санитарно-гигиеническому воспитанию. Занятия проводим по программе Г.К. Зайцева «Уроки Айболита», по книге «Расти здоровым». На этих занятиях ребенок получает знания о гигиене, о значении здорового образа жизни, занятий физкультурой, о методах укрепления здоровья.
После осмотра учеников врачами школьного реабилитационного центра выявляются наиболее часто встречающиеся болезни. Учителя проводят их профилактику.
Для профилактики нарушений осанки ведется постоянный контроль за позой во время уроков. Проводятся физкультминутки с упражнениями для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, снятия напряжения с мышц туловища, а также упражнения для мобилизации внимания, специальные корригирующие упражнения для нормализации осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, пальчиковая и дыхательная гимнастика. Для профилактики близорукости проводятся упражнения для больших мышц глаза. С этой целью в каждом классе висят 5 воздушных шариков: два красных и по одному желтый, синий, зеленый. Все эти упражнения учителя разучили на семинарах-тренингах, которые провели врачи школьного центра реабилитации.
В профилактике школьных неврозов нам помогает работа по социализации, проводимая в рамках программы «Сообщество». В одном из классов психолог с учителем Г.В. Картушиной третий год работают по программе «Жизненные навыки». Цель — развитие эмоционального интеллекта детей.
Важной составляющей здорового стиля жизни является рациональное питание. Между тем острые и хронические болезни желудочно-кишечного тракта в структуре заболеваний учащихся нашей школы встречаются у 21,1% детей. В связи с этим в начальном звене организовали двухразовое питание: завтрак и обед. Также работает фитобар, где каждый ребенок при посещении центра реабилитации получает рекомендованный ему врачами фиточай.
В школе хорошо налажена система совместной работы учителей начальных классов и педагогов художественно-эстетического центра. Во время работы группы продленного дня дети посещают кружки и секции. Каждый класс посещает 2-4 кружка. Хоровое пение, фольклорные занятия помогают развивать легкие, избавиться от заикания, самовыразиться и самоутвердиться. Для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата во всех классах проводятся занятия по ритмике, на выбор — студии современных и народных танцев. Посещая студии мягкой игрушки, вологодского кружева, ковроткачества, изобразительного искусства, уроки игры на музыкальных инструментах, бумажной пластики, дети развивают мелкую моторику рук.
В конце хочется сказать, что наш педколлектив осознает важность изменения всего учебно-воспитательного процесса в школе с тем, чтобы урок по любому предмету способствовал не только интеллектуальному развитию обучающихся, но и сохранению их психического и соматического здоровья, чтобы школьные занятия не растрачивали функциональные резервы детского организма. А для этого стараемся следовать не только по пути соблюдения санитарно-гигиенических требований к условиям обучения учащихся, но и совершенствуем педагогические технологии и режим школьного обучения.