Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Т.Кузьмина "В школу с улыбкой"

В школу с улыбкой

Татьяна Кузьмина, директор средней школы №2 г. Цивильска, заслуженный учитель Чувашской Республики, депутат Государственного Совета ЧР

 Несколько лет назад Европейская комиссия открыла в России проект ТАСИС, финансируемый Европейским Союзом. Этот проект под названием «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ» реализуется в пяти пилотных регионах: в Москве, Пскове, Ростове, Татарстане и Чувашии. Из нашей республики в нем участвуют пять образовательных учреждений, в том числе и наша средняя школа. Основная цель проекта — объединение усилий педагогов, медиков и управленцев всех уровней для создания условий, способствующих сохранению здоровья детей.
Работу над проектом мы начали с организации школы здоровья, понимая, что образование и здоровье неразделимы. Какая она, здоровая школа? Это школа, в которой доверительная и творческая атмосфера, в которой каждому ребенку комфортно, а дети и педагоги являются соучастниками образовательного процесса. В прошлом году на республиканском конкурсе «Школа года» мы заняли третье место в номинации «Школа здоровья». Хотелось бы коротко рассказать о проделанной работе и ее результатах.
При вступлении в проект администрация школы разработала мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий. Была создана специальная команда здоровья, педагоги школы прошли обучение. Проведены много акций, анкетирования, лекции, беседы, встречи с врачами. Все это было направлено на то, чтобы у детей формировался культ здорового образа жизни, здоровых привычек, чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Мы активно вовлекали учащихся в процесс обучения здоровью, ибо без этого больших изменений не произойдет. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не делающий для его укрепления, а только позволяющий заботиться о себе другим людям, не сможет быть по-настоящему здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимыми знаниями позволит достичь целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика. Сформирована команда здоровья из числа школьников, они принимают участие в учительском проекте «Сверстник — сверстнику» (дети обучают детей бесконфликтному поведению). Ребята и учителя из таких пилотных школ, как наша, встречаются друг с другом на семинарах-тренингах. Так что наша школьная жизнь не замыкается в стенах здания.
Прежде чем участвовать в программе, мы анализировали результаты медицинского осмотра за последние пять лет и выявили причины роста или снижения уровня различных заболеваний. К сожалению, состояние здоровья детей повсеместно в стране не становится лучше. Эта проблема сейчас у всех на слуху. Наша школа взяла на себя ответственность за здоровье школьников. Педагогический коллектив осознал, что именно учитель может сделать для здоровья школьника не меньше, чем врач. Наибольшее количество детей страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы. У многих наблюдается нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, заболевания щитовидной железы, пониженное зрение, встречаются даже инфекционные заболевания. Исходя из этого проводим профилактические и лечебные мероприятия.
Главная часть нашего опыта состоит в том, что педагоги поняли: посещение школы не должно быть стрессом для ребенка. Ученик, для которого учеба — тяжкое и непосильное испытание, тратит свое драгоценное здоровье. Изменилось отношение учителей к самому процессу преподавания. Если знания для детей интересны, тогда видна их значимость. Именно поэтому мы стали уделять особое внимание такой форме обучения, как проектная деятельность. Образовательно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы у каждого ученика была своя траектория развития, чтобы каждый мог проявить свои способности, пусть не во всех мероприятиях подряд, но хотя бы в какой-то сфере, смог бы почувствовать себя успешным, способным.
Мы пробуем свои силы и в других проектах. Например, вошли в федеральный проект «Мир школьника и его друзья». Он направлен на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. На специальных занятиях дети учатся быть внимательными к инвалидам, старшим, ко всем людям. В рамках проекта «Здоровые города» Цивильская центральная районная больница выпустила сборник «Профиль здоровья Цивильского района». В его составлении приняла участие и наша школа. Кроме того, мы включились в реализацию республиканской программы «Формирование установок толерантного сознания в ЧР». Наши педагоги поделились своими приемами по здоровьесберегающим технологиям на страницах журнала «Народная школа» (спецвыпуск, лето 2004 года).
Поскольку школа является пилотной в вопросах обучения здоровью, то педагогический коллектив, естественно, решил выявить школьные факторы риска для здоровья детей. Педагоги не претендуют на роль медиков в школе и браться за лечение детей не собираются. В этом нам помогают компетентные профессиональные врачи. Мы понимаем, что многие заболевания полностью искоренить за несколько лет невозможно. Но обучать детей надо так, чтобы факторы риска не усугубляли и без того неблагоприятное положение по здоровью, а, наоборот, могли бы максимально ослабить их влияние. При тематическом планировании уроков каждый учитель предусматривает не менее 25% учебного времени отводить на изучение вопросов сохранения здоровья. Для учителей проводятся психолого-педагогические семинары. Ведется диагностика профессиональной направленности учителей, их типологических особенностей, творческого потенциала. Помимо авторских программ мы используем другие всевозможные методические пособия.
Что же относится к школьным факторам риска? Это и учебная нагрузка, и режим дня, и качество мебели, и человеческие взаимоотношения. Так, в зависимости от заболевания используются компенсирующие приемы. Если у детей наблюдается пониженное зрение, то в течение урока проходит смена искусственного и естественного освещения. Для осанки — подбор парт по росту, динамические паузы, игровые упражнения, беседы о правильной осанке. Среди школьников сейчас наблюдается снижение заболеваний желудочно-кишечного тракта. Этому способствовало улучшение качества питания: горячие блюда, витаминизация блюд, профилактика йодной недостаточности. Работа школьного логопеда помогла исправить дефекты речи у большинства детей. В школе работают также врач-педиатр и медицинская сестра. Специально разработанные упражнения для тренировки мышц глаз, физкультминутки во время уроков способствовали тому, что глазные заболевания у наших учащихся стали встречаться реже. У учеников есть возможность задать интересующие вопросы о своем здоровье врачам на специально организованных встречах. В школе функционирует лечебно-физкультурный кабинет.
Мы учитываем то, что кроме уроков дети дополнительно занимаются в музыкальной и художественной школах, в различных кружках. Поэтому в 1—2 классах мы не даем домашнее задание, а в 5—11 классах объем домашнего задания находится под контролем. Привычными стали для нас уроки здоровья. Спортивный зал работает с восьми часов утра до девяти часов вечера. Увеличено количество часов на занятия физической культурой, ритмикой, хореографией. К вопросам здоровья мы стараемся привлечь внимание не только детей, но и родительской общественности. Дни здоровья («Олимпиада здоровья», «Ярмарка здоровья»), спортивные праздники (слет юных туристов и другие) стали традиционными и не обходятся без участия родителей. Организуются родительские беседы по темам: «Режим дня школьника», «Телевидение в жизни семьи», «Современное этноздоровье».
Популярной стала в школе конференция отцов, ведь роль отца в воспитании ребенка очень важна. Проводим ток-шоу о здоровье, фестивали открытых уроков здоровья, тренинги, лектории, акции «Твори добро» (озеленение города, встречи с ветеранами, поездки в подшефные сельские школы). А также школьные мероприятия «День без сигареты», «Учитесь властвовать собой», «Лавка психологического здоровья», «Наш почтовый ящик» (переписка с другими пилотными школами). Проводим выставки рисунков «Здоровье и труд рядом идут», конкурс сочинений «Наука не обижать людей», среди них вы можете встретить очень интересные и оригинальные работы. Кроме этого, стены школы украшают слоганы о здоровье.
В воспитании учащихся важен личный пример педагогов: привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек самими учителями. К другим так называемым мини-проектам, специально разработанным в рамках общего проекта по обучению здоровью, можно отнести «Мир гармонии, красоты и согласия», «Здоровое питание», «Я — гражданин». В рамках тематических недель, посвященных различным темам здоровья, наши ученики побывали в гостях в детском саду № 2 и поделились с малышами тем, что узнали сами (элементарные сведения о режиме дня, правильном питании).
Активное участие в проектах по здоровью у нас сочетается с хорошей учебой. В прошлом учебном году наши учащиеся заняли около 70 призовых мест на районных предметных олимпиадах и 5 — на республиканских. Школа выпустила 5 золотых и 7 серебряных медалистов, 72% выпускников поступили в вузы. Система дополнительного образования в школе чрезвычайно разнообразна. Она включает в себя десятки объединений и секций, является не только важным звеном в системе непрерывного школьного образования, помогает упрочить профильные направления, но и укрепляет здоровьесберегающее направление. В организации кружковой деятельности учитывается умение педагога быть с ребенком на равных, а это — залог оптимального раскрытия таланта каждого ученика.
В школе десять лет работает студия танца (руководители Н.В. Николаева, А.В. Александрова). Дети неоднократно становились призерами многочисленных конкурсов. Одно поколение танцоров сменяется другим, но все дети и руководители всегда верят в то, что движение — это жизнь. Поэтому и изучают жизненную энергию здоровья, разучивая танцы. Покорить спортивные вершины учащимся помогают углубленные занятия физической культурой. Секция спортивного ориентирования и туризма под руководством В.А. Исаева — бесспорный лидер на соревнованиях любого уровня. Спортивное направление включает в себя также секции бадминтона, волейбола, легкой атлетики, юных инспекторов движения и другие.
Популярной стала во всем мире экология. С 2001 года на базе нашей школы работает эколого-краеведческий центр «Маленькая планета». Ребята с удовольствием проводят экологические исследования родной школы, города, результаты докладывают на научных конференциях. В экологическом воспитании немаловажна роль таких школьных объединений и кружков, как «Зеленая аптека», «Школьная аспирантура», «Мое здоровье» и секции краеведения «Цивиль». Младшие школьники познают мир здоровья на занятиях в кружке Г.В. Мануйловой «Румяные щечки», а также в кружках естественно-научного направления «Неболейка», «Юный медик», «Доктор Айболит».
Душевный комфорт — тоже неотъемлемый компонент физического здоровья. Художественные студии под руководством учителей И.Г. Васильевой, Н.В. Грачевой воспитывают в детях сочувствие, сопереживание, умение общаться с миром языком песни, стиха, театра. Социальному компоненту здоровья также отводится большая роль, на каждого ученика составляем социальный паспорт, из них складывается социальный паспорт класса (школы). Библиотеку в школе называют «кабинетом № 1», ведь без нее не обходится ни одно мероприятие. Библиотекарь М.А. Михайлова организует выставки книг «Здоров будешь — все добудешь!», «Дорога к здоровью — нам по пути», тематические подборки газетных и журнальных статей и папки-досье для развития интереса учащихся к литературе о здоровом образе жизни, участвует в организации праздников «Мойдодыр».
Основной задачей психологической службы является создание благоприятных социально-психологических условий для жизнедеятельности учащихся в школе. Она помогает дирекции в таких вопросах: благоприятна ли школьная среда для обучения и развития конкретного ребенка, может ли он в настоящий момент успешно развиваться в ней, а если нет, то в чем причины. Для этого необходимо иметь четкое представление об уровне развития школьника, его потенциальных возможностях. Служба обеспечивает психолого-педагогическую поддержку всех первоклассников в период их первичной адаптации, помощь в адаптации учащихся пятых классов к обучению в среднем звене. Проводится диагностика интеллектуального развития и особенностей мышления младших школьников. Опробована одна из экспериментальных программ по психологии, цель которой — развитие эмоциональной сферы детей. В рамках этой программы педагог-психолог в небольших группах изучает коммуникативные качества детей, вопросы мотивации к учению.
Особое место в школьной жизни занимает своя газета. Редакторы «Белой вороны» — школьные психологи. Любой ученик может написать записку с просьбой о помощи, задать волнующий его вопрос. При этом каждый школьник получает полный и грамотный ответ и добрые пожелания. Для общей информации у нас издается газета «Вестник школьной галактики». Мы все делаем для того, чтобы дети приходили в школу с улыбками.
Опрос, проведенный психологом, показал, что большинству школьников комфортно в нашей школе. Им приятно встречаться с учителями, друзьями, делать уроки, придумывать внеклассные мероприятия, работать над собой. Это и есть школа здоровья. Мы стараемся создать атмосферу, которую можно сформулировать так: в нашей школе каждый в чем-то лучше всех. «Для меня здоровье — это мера для определения счастья человека. Это база для реализации идей, надежд, для строительства своей собственной жизни. Это ничем не заменимый компонент человеческого существования, важность которого человек порой не замечает. А ведь здоровье всегда в большей мере зависит от нас же самих!» — так ответил один из наших старшеклассников на предложенную анкету.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика