Забота о здоровье - основа успешной учебы
Валентина Аверина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №59 г. Чебоксары
Для поддержания здоровья детей в процессе обучения в сентябре 2002 года на базе школы № 59 г. Чебоксары был открыт реабилитационный центр, являющийся своеобразной моделью образовательного учреждения нового типа — школы здоровья. В его структуре два отделения: психолого-педагогическое и медицинское, деятельность которых в ходе образовательного процесса взаимосогласование, т. е. это единый функциональный комплекс.
Школа работает в режиме эксперимента по проекту «Взаимодействие школы и реабилитационного отделения детской городской больницы № 1 как условие создания здоровьесберегающей среды». Условно проект делится на 3 основных раздела:
1) образование, которое призвано обеспечить высокий уровень базовых знаний с учетом индивидуальных особенностей ребенка и возможности получить образование в вузах и средних специальных учебных заведениях;
2) в помощь основному виду деятельности выступает оздоровление, которое призвано создать условия для успешного освоения базового образования без ущерба для здоровья детей. Обучить детей здоровьесберегающим технологиям — вот наша задача;
3) блок дополнительного образования представлен двумя центрами: художественно-эстетическим и физкультурно-оздоровительным. Это третье звено, которое успешно помогает обучению детей и адаптации их в огромном мире, развитию творческой личности.
В содержании образования особенностью школы является интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс, личностно-ориентированный подход к обучающимся.
На сегодняшний день в школе остра проблема сохранения здоровья учащихся, так как здоровый образ жизни не стал еще правилом в большинстве семей, не занимает пока ведущее место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем на личном примере демонстрировать преимущества здорового образа жизни, то есть надежда, что будущие поколения будут более развиты не только в плане интеллекта, но и духовно, физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле — здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: педагогика оздоровления. В ее основе лежат представления о здоровом ребенке, который рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Нами проведена большая организационная работа по координации деятельности педагогов и медицинских работников. Это были совместные заседания педагогических советов, семинары, практические конференции. Особо хочется отметить семинар, проведенный главным научным сотрудником научно-исследовательского института Российской академии медицинских наук Н.Н. Куинджи, автором учебника «Валеология. Пути формирования здоровья школьников».
Мастер-класс Н.Н. Куинджи «Особенности умственной работоспособности школьников разного возраста и приемы контроля за ней» вызвал интерес и учителей и медицинских работников. Высокую оценку получил районный семинар психологов на тему «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей: мероприятия по профилактике и коррекции дезантационных расстройств здоровья». На нем представлен был современный проект «Учитель—врач—психолог».
Успешной была работа по объединению усилий в деятельности всех центров школы по формированию у учащихся здорового образа жизни. Итогом стал проект «Главное — взаимодействие», это были открытые занятия, работа в секциях. Потом состоялся обмен мнениями («перекресток мнений»).
В рамках творческого отчета «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе» прошли встречи учителей, врачей и медсестер реабилитационного центра. Работу по научно-методическому обеспечению проекта, несомненно, будем продолжать.
По графику проводится медосмотр и реабилитация учащихся в медицинском отделении. В соответствии с выявленными заболеваниями определяется система медицинских и педагогических мероприятий. Они имеют конкретную цель: восстановление утраченного здоровья ребенка. Вместе с тем у всех разные задачи и средства. Задача медработников — своевременное выявление причин заболевания и определение способов лечения, а также профилактика болезней. Что касается школы, то ее основная задача — создание здоровьесберегающих условий, отвечающих укреплению здоровья школьников. Иными словами, если задача медицины — воздействовать на причины болезни, то задача педагогики — подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий, что и стало приоритетным направлением деятельности нашей школы. Это выражается в непосредственном обучении детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), профилактическим методикам: оздоровительная гимнастика (пальцевая, корректирующая, дыхательная для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах).
В нашем арсенале здоровьеразвивающих технологий также имеются следующие приемы: использование оздоровительных и подвижных перемен, проветривание и влажная уборка помещений, ароматерапия, витаминотерапия, функциональная музыка, чередование занятий с высокой и низкой активностью, специально организованная двигательная активность ребенка, спортивно-оздоровительные праздники. Традицией стали в нашей школе фестивали здоровья, которые проводятся в несколько этапов.
Работая с семьей, пропагандируем ЗОЖ через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории. Конечно же, основное внимание уделяется работе с педколлективом. Провели интересную конференцию «Здоровый учитель — залог психологического комфорта на уроке. Выводы таковы: одним из серьезных факторов здоровья школьников является состояние здоровья и самоуважение учителя. План профилактики и реабилитации после перенесенных заболеваний: фитобар, ингаляторий, физиокабинет, кабинет охраны зрения, кабинет психологической разгрузки, лечебная физкультура. Желающие посещают бассейн, пользуются услугами медпункта. Психологические проблемы учителей нарастают с возрастом и связаны с профессиональной деятельностью, поэтому мы уделяем им пристальное внимание. Ведь состояние здоровья школьников находится в прямой зависимости от учебной нагрузки и квалификации учителя.
Образовательная функция школы является ведущим аспектом нашей деятельности. Важным фактором в повышении качества обучения становится состояние здоровья школьника. Установление гармоничной связи между образовательным процессом и здоровым образом жизни обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Мы ввели дополнительные уроки физической культуры. Проводятся часы здоровья, реализуем профилактические образовательные программы. Организована кафедра охраны здоровья детей, есть психолого-педагогическая служба.
Уроки здоровья ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление, физического и духовного расширения знаний и навыков по гигиене. И жить в согласии с законами природы и бытия.