Сюрпризы и досадные огрехи конкурса
Очередной конкурс педагогических талантов Чувашии стал частью истории. Был он десятым по счету, юбилейным. В связи с этим можно подвести и кое-какие предварительные итоги, хотя, конечно же, они будут промежуточными, ибо педагогическая мысль не стоит на месте, и то, что сегодня мы считаем передовым опытом, инновацией, завтра станет обыденностью, рядовым явлением. Говоря бухгалтерским языком (а это очень даже к месту — ведь в нынешнем конкурсе победила преподаватель экономики), что же в активе этого конкурса? Во-первых, он расшевелил, взбудоражил профессиональную среду учителей, заставил их по-новому взглянуть на творческую сторону своей работы, как бы взвесить свой педагогический багаж. Во-вторых, конкурс — отличный шанс зарекомендовать о себе молодым учителям, ознакомить коллег с творческими заготовками, а заодно и повысить свои разряды, категории, что, в принципе, при нынешней системе оплаты труда бюджетников тоже немаловажно. И этой возможностью очень многие воспользовались. В-третьих, учительство Чувашии смогло заявить о себе в полной мере на уровне страны. Сегодня в Чувашии живут и работают два маленьких Пеликана — Александр Семенов и Владислав Волков, имена их, а также лауреата Всероссийского конкурса Ирины Львовой хорошо известны не только в их родных школах и нашей республике, но и далеко за ее пределами. Есть на кого ориентироваться в своих профессиональных устремлениях преподавателям республики.
Все это — скажем так, положительные моменты конкурса. А в пассиве? В общем-то, особенно и назвать нечего. Разве что организационные накладки при их проведении в первые годы и некоторое однообразие творческих заданий (например, набившая оскомину написание эссе на тему «Моя педагогическая философия»).
И все же после десяти лет своего существования конкурс «Учитель года», чувствуется, себя немного изживает, он, как бы, приелся. Какие-то изменения, нововведения были нужны, и они не заставили себя ждать. Например, в прошедшем весной состязании конкурсанты вместо привычных внеклассных мероприятий проводили мастер-классы. Правда, под это определение многое из того, что продемонстрировали учителя, подходило с большой натяжкой. Еще одно серьезное решение: конкурс лучших учителей республики в дальнейшем будет проводиться один раз в два года. И это тоже правильно. Нельзя сказать, что чувашская земля совсем оскудела педагогическими талантами, наоборот, победы на российском уровне говорят об обратном, но и искусственно «выращивать» и «вытягивать» их на конкурс в Москве — тоже не дело. А это было заметно в последние годы. Решение проводить конкурс пореже, очевидно, только поднимет его престиж. Кстати, было бы неплохо принять аналогичное решение в отношении конкурса «Школа года», а то скоро в республике не останется школ, не ставших его лауреатом.
Ну а что касается творческого состязания учителей республики в этом году, местом его проведения, нарушив традицию последних лет, выбрали Новочебоксарск, и, думается, не ошиблись. Школа № 20, возглавляемая Матвеевым Александром Ивановичем, прекрасно подготовилась к приему лучших учителей городов и районов республики, членов жюри и иных гостей. Удобные, оснащенные современной аппаратурой кабинеты для проведения конкурсных уроков и мастер-классов, постоянная готовность помочь со стороны педколлектива школы и доброжелательность учащихся создавали атмосферу всеобщего и долгожданного праздника.
Все дни конкурса участников «опекал» физико-математический 9а класс 20-й школы. Его ученики были лицом школы: брали интервью у учителей и членов жюри, фотографировали, готовили информационную газету и ежедневно вывешивали новые номера для обозрения. Не случайно после окончания конкурса руководство школы услышало в свой адрес массу благодарностей — и от участников, и от судейской комиссии.
А что касается непосредственно конкурсных уроков, то первой прошла испытание учитель истории и культуры родного края (а по совместительству и директор 10-й школы Чебоксар) С.В Кумалькова. На ее уроке учащиеся знакомились с архитектурными памятниками столицы республики и узнали для себя очень много нового. Прежде всего о таких зданиях, как Введенский собор, Свято-Троицкий мужской монастырь, Успенская церковь, дом братьев Таланцевых, родовой дом купцов Ефремовых. Использование мультимедиапроектора позволило детям еще раз убедиться в их архитектурно-художественных достоинствах и почувствовать своеобразие каждого. Урок прошел живо, интересно, правда, не хватило времени на более близкое знакомство с памятниками зодчества XX века.
На уроке английского Л.И. Квашниной (Козловская средняя школа № 3) превалировали игровые методы, что, впрочем, неудивительно: урок проходил в третьем классе. Использование раздаточного материала помогало поддерживать нужный темп. В том же духе провела занятие И.Н. Идутова из Яльчикского района: сказочные герои в виде игрушек, игровые фрагменты. А тема была «Растения нашей местности». Вспомнила и про Год парков и садов.
Кстати, учителей начальных классов на этом конкурсе было как никогда много, восемь человек из 28 участников. Троим из них удалось пробиться в десятку (Е.В. Заниздра, Т.Ю. Васильева, А.В. Михайлова). Это неплохой результат, если учесть, что конкуренция со стороны учителей-предметников была нешуточной.
Были на конкурсе запоминающиеся надолго уроки, хотя учителя, проводившие их, и не попали в десятку лучших. На мой взгляд, многим учащимся запомнится урок по теме «Музыка Японии», проведенный в четвертом классе О.М. Михайловой из Таутовской средней школы Аликовского района. Ее чудесный голос, чарующий рассказ о культуре далекой страны, трагедии японского народа (вспомнили Хиросиму и Нагасаки) не могли не затронуть ребячьи души. А когда Ольга Михайлова под собственный аккомпанемент исполнила песню-легенду о больной японской девочке, делавшей бумажных журавликов, чтобы выздороветь, у многих на глазах стояли слезы. И пусть жюри до конца не оценила этот урок (кто-то усмотрел спекуляцию на чужой трагедии, кто-то не увидел новизны), Ольге Михайловне нечего стыдиться за свое выступление.
Заинтересовала своим мастер-классом учительница истории Ядринской средней школы № 2 Л.Г. Миронова. На суд коллег она вынесла практические вопросы методического обеспечения классного руководства: четко и скрупулезно, с использованием таблиц и другой наглядности рассказала о сути опыта, так что участники сразу захотели скопировать с файла ее материалы. А лучший мастер-класс оказался у Сергея Антонова, учителя технологии Староурмарской школы, победившего в номинации «Учитель учителей». Жюри отметило его умение держать себя перед аудиторией, харизматичность манер.
В формате российского конкурса проводилось творческое состязание в номинации «Учитель-лидер», в которой на первое место вышла И.Г. Патраева, ставшая главным учителем года республики. По традиции ее наградили компьютером и путевкой на всероссийский учительский конкурс.
Незаурядные профессиональные и другие способности продемонстрировали многие участники конкурса. Они легко использовали информационные технологии, работали в группах, искусно применяли активные и интерактивные методики. Объективности ради, однако, надо сказать, что на конкурсе имели место и проходные, блеклые уроки, без блеска и вдохновения. Некоторые допускали досадные промахи.
Учительница М., к примеру, провела в четвертом классе урок на тему «Наши предки — славяне», который, впрочем, прошел динамично, с живым интересом детей. Но у слушателей к концу урока сложилось недоумение: кто же наши предки — славяне, тюрки? А класс-то многонациональный. Учительница не провела четкой градации — о каком народе идет речь (русских, чувашах), наоборот, проводя определенные параллели в характере, нравственных качествах представителей этих двух народов, окончательно сбила с толку часть учащихся. Еще: так ли важно было акцентировать, что прародиной славян являются предгорья Гималаев (для четвероклассников!), что оттуда они переселились на побережья Днепра, Волхова, Оки? (Это научная гипотеза, но в ней речь идет об индоевропейцах, а не о собственно славянах. Если речь зашла об индоевропейцах, доскажи, что и славяне, и тюрки (чуваши) индоевропейцы по происхождению.)
Следовало бы вспомнить о национально-региональном компоненте, которая разрешает до 20% учебного времени урока выделить местным вопросам.
Конкурсант И. давал урок в 11 классе. Тема была озаглавлена «А в чем истина-то?..» (по рассказу В. Шукшина «Дядя Ермолай»). Автор ставил целью урока раскрытие идейно-художественного своеобразия рассказа через диалог и поиски ответа учащимися. Дискуссии в рамках школьного урока по существу не получилось, разговор был расплывчатый. Мешало этому расширительное понимание синонимики русского языка. В лексической системе языка и речи синонимы обычно выполняют смысловую, оттеночную, экспрессивную или стилистическую роль. Обычные слова, как и эквиваленты их синонимов, нередко изменяют свое значение, что связано с изменениями общественного сознания. В выпускном классе следовало отметить, что полными синонимами являются «истина», «правда», хотя бы «справедливость»; что смежные по смыслу понятия «честность», «порядочность», «нравственность», «естественность», «доброта» и другие названные учащимися на уроке слова, можно принять в качестве синонимов лишь в авторском преломлении, в метафорическом смысле.
Надо заметить, что в ходе кулуарного обмена мнениями члены жюри критично высказывались о замеченных недостатках общего и частного характера, но в официальном подведении итогов не хотели замечать те и другие недостатки научно-методического характера. Следовало бы отказаться от двойного стандарта, елейного подхода в оценке такого серьезного факта, как показательные уроки и конкурсные мероприятия. После конкурса портфолио (материалы) участников внимательно были просмотрены в редакции в целях публикации в журнале. Нужно сказать, что почти половина предлагаемых статей представляет собой разрозненные конспекты (планы) уроков вне связи с системой работы учителя или, в крайнем случае, скомпилированные из разных источников поверхностные методические рассуждения. Нет собственного лица автора, личного опыта!
В рамках традиционного конкурса в этом году впервые проводился конкурс для психологов-педагогов, работающих в школах, училищах и социальных учреждениях республики. А их в названных учреждениях более 250. Около 30 претендентов на титул «Психолог года 2005» представили на тур конкурса свои авторские работы о том, как научить детей учиться, помочь наладить отношения со взрослыми, снять стресс в трудных случаях. По итогам трех этапов победила А. Конькова, психолог центра «Развитие» Московского района столицы.
Редактор журнала О.Г. КУЛЬЕВ
беседовал в ходе конкурса со многими участниками. Приведем некоторые
из блиц-интервью с ними.
О.М. МИХАЙЛОВА, учитель музыки Таутовской средней школы Аликовского района
— Что главное для Вас на уроках музыки? К чему стремитесь, что хотите донести до детей?
— На мой взгляд, главное не нотной грамоте научить или дать вокально-хоровые навыки, хотя это тоже нужно. Это мы делаем, но намного важнее, чтоб дети научились осмысленно, осознанно воспринимать музыку. Ее воспитательный эффект очень велик. Музыка — она сама наша жизнь, музыкальный образ — частичка нашей жизни. Я хочу, чтоб дети это поняли.
Поэтому на своих уроках музыки учу их и сопереживать чужому горю, и радоваться успехам других.
— Почему Вы для конкурсного урока выбрали именно эту тему — «Музыка Японии»?
— Данный урок является логическим продолжением темы «Музыка моего народа», с которой учащиеся ознакомились в предыдущей четверти. Я считаю, что между музыкальным творчеством разных народов мира не существует непреодолимых границ. Япония своей самобытной культурой всегда притягивала мое внимание и я не упустила момента, чтоб заинтересовать этой далекой страной, с японской пентатоникой.
— Все ли Вам удалось сделать из запланированного на уроке?
— Нет, к сожалению. Из-за нехватки времени многое пришлось сократить, импровизировать по ходу. Но, как мне кажется, главное удалось — затронуть души детей.
В.В. ВАСИЛЬЕВА, учитель географии Атлашевской средней школы Чебоксарского района
— Вы можете назвать три качества человека, без которых не может состояться настоящий учитель?
— Прежде всего это гуманность. Работать с детьми без этого невозможно.
Второе качество — толерантность. Мы должны принимать детей такими, какие они есть, понимать, почему они так или иначе поступают, корректировать их поведение. И еще я бы назвала такую черту, как профессионализм.
— Вы сами обладаете такими качествами?
— Думаю, что да. Попадание в республиканский финал конкурса, наверное, о чем-то говорит. Хотя, может, это звучит нескромно.
— Что бы Вы пожелали участникам будущих конкурсов?
— Не надо бояться. Это хороший путь для профессионального роста. На конкурсе видишь, как работают твои коллеги, что-то перенимаешь у них. А сидя в своих школах, варясь в собственном котле, мы зачастую останавливаемся в творческом росте.
А.В. МИХАЙЛОВА, учитель начальных классов Батыревской средней школы № 2
— Алевтина Валерьевна, среди 28 финалистов конкурса восемь учителей начальной школы. Это, кажется, много. Вы не задумывались над этим фактом?
— Я думаю, что учителя начальных классов — люди по природе своей творческие, инициативные, легкие на подъем. Поэтому их не надо уговаривать, они сами рвутся в бой.
— Вы — учительница сельской школы, нынче конкурсный урок провели в городской. Почувствовали какую-то разницу?
— Сельские дети как-то попроще, а здесь, как мне показалось, у них более высокая самооценка.
— В этом году впервые для конкурсантов ввели такое ис-пытание, как проведение мастер-классов. Ваше отношение к этому?
— Начну с того, что у нас не было полного представления, что такое мастер-класс. И показывали кто что может: кто-то отрывок урока, свои приемы работы, кто-то посчитал себя мастером в организации конкурса учителей, кто-то показал внеклассную работу. Наверное, надо было вначале все объяснить. А может, это даже и к лучшему: все имели возможность показать те качества, которые не всегда заметишь на уроке: артистизм, творческие способности…
— А у Вас есть какое-то увлечение?
— Это хореография. Я даже учу детей хореографии после уроков. Это помогает мне быть увереннее, раскрепощеннее на людях. Хочу, чтоб мои ученики были такие же.
Т.Б. ИВАНОВА, учитель русской литературы Тувсинской средней школы Цивильского района
— Какие впечатления от конкурса?
— Я в нем участвую впервые. Организация конкурса превосходная: замечательная школа, доброжелательные ученики, приятные учителя. Одним словом, я довольна.
— Не сожалеете, что втянулись в это дело?
— Нет, теперь уже нет. Вначале было страшно. А теперь, после знакомства со своими коллегами, с их опытом, поняла: участие в конкурсе дает большой импульс для творческого роста. И хочу сказать тем, кто только задумывается над тем, участвовать в конкурсе или нет: будьте смелее! Конкурс «Учитель года» для того и проводится, чтобы открывать новые имена. Пусть лучшие учителя покажут то, что мы до сих пор не видели, а потом мы уже можем использовать на своих уроках.
— Если б Вам заново пришлось выбирать свою профессию…
— Я б не сомневаясь выбрала профессию учителя, и именно два своих любимых предмета — русский язык и математику.
М.В. КОЗЛОВА, учитель начальных классов Вурнарской средней школы № 2
— Помог ли конкурс Вам открыть в себе какие-то новые качества?
— Да. Мне всегда казалось, что я не столь организованный человек, но, оказывается, я могу и в непредвиденных ситуациях быстро сориентироваться.
— Какие отношения сложились у Вас с остальными участниками конкурса?
— Самые теплые, дружеские. Этому способствовало и то, что все мы проживали в одном месте, гостинице спорткомплекса. Каждый вечер мы устраивали что-то типа пресс-конференции, или «диван-компании», как мы их называли. Делились своими впечатлениями о конкурсе, заданиях, жюри.
— Вам, кажется, немного не повезло с расписанием: пришлось проводить занятие седьмым уроком в начальных классах.
— Да нет, дети ни при чем. Я думаю, что мне не хватило чуть-чуть мастерства. Если учитель где-то недорабатывает — на детей сваливать бесполезно.
Н.Я. БОРОВКОВА, учитель русского языка и литературы Комсомольской средней школы № 2
— Что значит для Вас участие в конкурсе?
— Для меня это, прежде всего, шаг по пути самосовершенствования, повышения квалификации. Я приехала сюда учиться, посмотреть на других и как-то сравнить себя с ними. Считаю, что это важный этап в моей жизни, который бесследно не пройдет.
— Какова роль учителя-филолога в современной школе?
— На первом месте, я думаю, воспитание души ученика: и словом, и делом. Если есть ответная реакция — радость ли это или сопереживание — уже хорошо. За отведенные 40 минут конкурсного урока мне, кажется, этого удалось добиться. Да и класс, чувствуя ответственность, меня не подвел. Я видела в глазах учащихся понимание, живую мысль — все это здорово помогло мне провести урок на должном уровне.
Ю.Б. ЛЕБЕДЕВ, доцент кафедры истории ЧРИО, председатель жюри конкурса в номинации «Учитель учителей»
— Юрий Борисович, в этом году впервые в список конкурсных испытаний для учителей было включено проведение мастер-классов. Что это за задание, как Вы относитесь к этому?
— В рамках этого конкурса учителя показывали те наработки, которые считали своей изюминкой. Тут полная свобода действий: это мог быть урок, если учитель так считал, или же внеклассное мероприятие, наконец, какая-то интеграция — такие примеры были. В общем, каждый показывал то, в чем он считает себя мастером.
Это новое дело и, конечно, некоторые накладки возникали. Еще не совсем отработана система критериев оценки, по ходу приходилось вносить уточнения. Мы думаем, что в следующий раз все это будет более тщательно прописано. Оценки выводились совокупным мнением экспертов. Их 7 человек, представляют они республиканский институт образования и педагогический университет. Надо сказать, что некоторые учителя показали просто замечательные мастер-классы.