Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

И.Патраева "Кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег (урок-исследование в 10 классе)"

Кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег
(урок-исследование в 10 классе)

И.Г. Патраева,
учитель истории и экономики школы №3 г. Алатыря

Цель данного урока — выяснить, как действует экономическая модель общества. Учебно-методические задачи, которые я поставила перед собой: научить анализировать, понимать существующие взаимосвязи; сформировать научное представление об экономической системе в теории и жизни; развитие исследовательских, предпринимательских и творческих способностей ребят.
Урок должен положить начало более глубокому изучению новых понятий. Он соответствует программным требованиям, основывается на материале школьного учебника. Особенность данного урока я вижу в том, что использовала самые разные методы и приемы, в основе которых была игра-модель и уровень рефлексии. Упор делается на аналитическую деятельность учащихся, организацию беседы с опорой на схему.
В ходе урока используются разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в команде; применяются формы учебного воздействия «ученик — ученик», «ученик — учитель», «ученик — схема», «ученик — знаковый образ». Структура урока построена от простого к сложному: от моделирования на практике к теоретическому обобщению.
Базовые понятия:
производственные ресурсы (труд, земля, капитал);
экономические стимулы (заработная плата, прибыль, рента, процент);
рынок товаров и услуг;
рынок факторов производства;
кругооборот товаров, услуг, ресурсов и денег;
роль государства.
Основные этапы урока
I. Экономические агенты — потребители и производители.
II. Деловая игра «Заработать на жизнь».
III. Действие экономической модели в теории и жизни.
IV. Кто заработал больше? Итоги игры.
Урок начинается с объяснения того, что экономическая система создает «правила игры», в соответствии с которыми человек играет различные роли. Мы являемся потребителями, когда потребляем различные товары и услуги. Когда мы продаем имеющиеся у нас ресурсы (знания, информацию, умение и навыки, результаты труда), мы играем роль продавцов. А когда тратим полученный от продажи ресурсов доход на покупку товаров и услуг, являемся покупателями. Производители (фирмы) являются продавцами, когда они продают произведенный ими товары и услуги, и покупателями, когда покупают у домашних хозяйств произведенные ресурсы. Учитель предлагает определить роли, которые люди играют в следующих ситуациях (раздаются карточки с заданиями).
Задание.
Определите роли людей, которые они играют в следующих ситуациях:
а) получают свидетельство предпринимателя;
б) идут в магазин;
в) устраиваются на работу;
г) смотрят телевизор.
Придумайте сами подобные примеры.
Учитель. Давайте исследуем, как связаны потребители и производители. Для этого проведем игру «Заработать на жизнь».
Инструкция к игре. В этой игре вы будете выступать в роли домашнего хозяйства или фирмы. Внимательно изучите ваши функции в качестве предпринимателя или потребителя. Какая именно роль достанется вам, определит учитель.
ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА. В ваши функции входит продажа фирмам человеческих ресурсов, природных ресурсов и капитала, которые фирмы будут использовать для производства продукта. Вы будете использовать доход, полученный от продажи ресурсов, на приобретение у фирм товаров и услуг, необходимых вам. Эти товары и услуги в игре называются Эконо. Вы можете удовлетворить все ваши потребности, покупая Эконо, продукт, производимый фирмами в игре.
Успех домашнего хозяйства будет оценен исходя из того, какое количество Эконо вы смогли собрать в течение игры. Вам дадут 15 карточек ресурсов. Для того чтобы купить Эконо, вы должны продать ваши ресурсы фирмам и после использовать доход для приобретения Эконо. Не храните карточки ресурсов, потому что лишь приобретенные вами Эконо будут учтены при подсчете результатов игры.
ФИРМЫ. Вашей функцией является обеспечение домашних хозяйств товарами и услугами, в которых они нуждаются. В результате своей деятельности фирмы должны получить прибыль. В этой игре единственным продуктом, который хотят купить домашние хозяйства, является Эконо.
Чтобы сделать одно Эконо, вы должны действовать как предприниматель и приобрести одну единицу человеческих ресурсов, одну единицу природных ресурсов и одну единицу капитала. Ваша фирма должна купить их в домашних хозяйствах по наиболее приемлемой для вас цене. Когда в вашем распоряжении окажется по единице каждого ресурса, вы можете отправиться на фабрику, которая произведет для вас Эконо (вы получите там карточку Эконо в обмен на набор из трех разных карточек ресурсов). После этого вы можете продать Эконо домашним хозяйствам по выгодной для вас цене.
Для получения прибыли вы должны продать Эконо за сумму, превышающую стоимость вашего производства, которая в этой игре складывается из заработной платы (ее вы платите за труд), процента и ренты, которые вы платите за использование капитала и природных ресурсов. После этого вы можете использовать полученные от продажи деньги на покупку дополнительных ресурсов. Это позволит вам произвести дополнительные Эконо.
У вас будет 1000 руб. для того, чтобы начать игру. Успех бизнеса будет зависеть от того, какую прибыль вы получите. Спланируйте свое время таким образом, чтобы удалось распродать все Эконо за время игры. Если вы остались без денег, и у вас нет больше Эконо на продажу, вы должны крикнуть «банкрот» и выйти из игры.
Время проведения игры — 10—12 минут.
Учитель. Проанализируем, используя опыт игры, созданную экономическую модель. Для этого введем понятия рынок товаров и услуг и рынок факторов производства. (Для организации беседы используется схема 1.)
Предлагаемые вопросы
для обсуждения
А. Для команды «Домашние хозяйства»:
1. Что получали, продавая факторы производства? Как назывались ваши доходы?
Делается вывод: доходы в результате продажи факторов производства называются экономическими стимулами.
2. На что были потрачены заработанные деньги и где истрачены?
Б. Для команды «Фирмы»:
1. Можете ли вы теперь объяснить происхождение той денежной суммы, которой вы владели с начала игры?
2. Каким образом вы как производитель участвуете в этой экономической модели? На что тратятся полученные деньги? Какие экономические стимулы вы получаете?
Для ответов используется вышеприведенная схема.
Вывод. В экономической системе производители предъявляют спрос на факторы производства и предлагают товары и услуги. В то же время домашние хозяйства создают предложение факторов производства и предъявляют спрос на товары и услуги. Таким образом, каждый человек сталкивается с двумя рынками (товаров и услуг; факторов производства). В экономике существуют два разнонаправленных круговых потока: поток денег (сплошная линия на схеме) и поток товаров и услуг (пунктирная линия).
Учитель. Однако, такая модель существует лишь в экономической теории. Интересно, как она действует в реальной жизни? (Представляется схема.)
Выясняется роль государства. Обращается внимание на схему № 2. Здесь отражены такие функции государства, как производство и потребление товаров и услуг, осуществляемые на средства от сбора налогов и перераспределение доходов (трансфертные платежи). Попросите школьников привести примеры, соответствующие каждому из потоков на схеме.
Обратите внимание учащихся на эпиграф урока (какую связь он имеет с данной схемой?). Можно включить региональный материал о том, какие налоги считаются федеральными, а какие налоги фирмы и домохозяйства выплачивают в республиканский бюджет; какое место занимает республика в кругообороте.
Чтобы подвести итоги урока предлагается сделать выводы с использованием новых базовых понятий, полученных в ходе изучения темы.
Вывод для команды
«Домашние хозяйства»
1) … и … вступают во взаимоотношения между собой, это выгодно каждой стороне.
2) Домашние хозяйства заинтересованы в получении … и …, а фирмы — в получении …
3) Однако домашние хозяйства не производят все необходимые им блага и могут получить их только в обмен на …, вырученные от продажи имеющихся у них …
Опорные слова: деньги, фирмы, товары, услуги, домашние хозяйства, ресурсы, прибыль.
Вывод
для команды «Фирмы»
1) Фирмы могут получить прибыль, лишь продав произведенный …
2) А на полученные … приобрести … для производства так необходимых потребителям благ.
3) Создание богатства в условиях рыночной экономики окончательно завершается только в процессе …
4) Благосостояние … зависит от благосостояния … и наоборот.
Опорные слова: домашние хозяйства, деньги, продукт, фирмы, торговля, ресурсы.
В конце урока целесообразно подвести итоги игры «Заработать на жизнь», наградить победителей.

 

Ирина Патраева - учитель года Чувашии

Итак, кто же она — очередная покорительница педагогического Олимпа Чувашии? Ирина Геннадьевна Патраева, учитель истории и экономики алатырской средней школы № 3. После окончания школы год проработала пионервожатой в средней школе № 9, позднее — методистом во Дворце детского творчества. В 1996 году окончила Ульяновский педагогический университет по специальности «преподаватель социально-политических дисциплин» и начала трудиться в школе № 4 родного города, а с 1998-го в 3-й школе. Педагогический стаж — 16 лет.
Это скупые строчки из короткой биографии Ирины Геннадьевны. А что за человек, что за личность кроется за ними? И.Г. Патраева преподает два предмета — историю в 5—8 классах и основы рыночной экономики в 9—11 классах. Как видите, работать приходится с детьми разного возраста, но для нее это не трудно: общительность, внимательность к проблемам детей помогают ей легко наладить контакт со всеми.
На уроках Ирина Геннадьевна не ограничивается учебным материалом, дает детям информацию, выходящую за рамки программы, рекомендует дополнительную литературу. Активное использование дидактического материала — характерные черты проводимых ею занятий. Для итогового контроля знаний учащихся часто прибегает к творческим формам: например, игра-экзамен по истории Древней Греции для 5 класса или же тематические зачеты для учащихся среднего и старшего звена.
Особое внимание И.Г. Патраева уделяет подготовке и проведению уроков экономики. Здесь во главу угла она ставит интерактивные методы, отсюда и уроки в виде семинаров, защиты идей, рефератов.
Можно сказать, визитной карточкой замечательного учителя стали разработанные ею внеклассные мероприятия — презентация предмета экономики для 8 класса и «Помощницы Клио» для 5 класса. Целенаправленная исследовательская работа, проводимая с учащимися, также приносит положительные результаты: под ее руководством составлены и размножены два сборника задач (по истории и экономике), авторами которых являются учащиеся. Успехи воспитанников Патраевой на всевозможных предметных олимпиадах — тоже свидетельство высокого уровня ее работы.
Вот что пишет победитель конкурса в своем эссе «Моя педагогическая философия»: «Бесталантных детей не бывает. Каждый ребенок может проявить себя хотя бы в одной из сфер деятельности: интеллектуальной, художественной, спортивной и т.д. Поэтому свою задачу как учителя я вижу в раскрытии содержания детского опыта, умении максимально задействовать его, обогатить и при необходимости преобразовать в ходе обучения». И здесь же она приводит выработанные ею правила, которых придерживается в своей работе:
1. Учение должно быть успешным.
2. Прививать учащимся навыки самостоятельной работы, организуя деятельность по самообразованию.
3. Формировать на уроках дисциплину труда.
4. Использовать в своей работе принципы личностно-ориентированного обучения.
5. Опираться на педагогику сотрудничества.
6. Пропагандировать нравственные ценности.
Надо отметить, что вышесказанное с успехом было продемонстрировано И.Г. Патраевой на конкурсе. Как итог — она была названа лучшей в номинациях «Учитель-предметник» и «Учитель-лидер» и стала абсолютной победительницей финала.
Из короткого интервью с конкурсанткой после проведенного ею урока.
— Преподаватели экономики редко попадают в финальную часть конкурса. Как Вам это удалось?
— Я думаю, тут многое зависело не только от меня самой, но и от того предмета, который я веду. Экономика — очень интересная дисциплина. Сейчас многие выпускники школ нацелены на выбор экономических профессий. Интересы ребят и мое желание помочь им разобраться в премудростях нового предмета совпадают.
— Это было заметно и во время Вашего конкурсного урока. Какие задачи на нем ставили?
— Основных учебно-методических задач было три: научить учащихся анализировать и понимать существующие в обществе экономические взаимосвязи; сформировать научное представление об экономической системе — в теории и повседневной жизни; развить исследовательские, предпринимательские и творческие способности ребят. Все они были выполнены.
— В чем своеобразие урока?
— Старалась использовать разные методы и приемы учебно-методической деятельности, в основе которых была игра-модель и уровень рефлексии. При этом учитывался возраст детей, который позволил развернуть аналитическую деятельность. Организовали беседу с опорой на схемы, формы работы были самые разные — индивидуальная, фронтальная, в парах, в команде. На уроке учащиеся шли от простого к сложному: от того, что моделировали на уроке, приходили к обобщению, теории.
— Были ли в ходе урока какие-то сложности?
— Скорее в ходе подготовки к нему. Дело в том, что в данной школе, в отличие от моей, специального предмета экономики нет, она изучается интегрированно — в курсе обществознания и географии. Учащиеся и учебника такого не видели. Все это приходилось учитывать.
— Какова цель вашего участия в конкурсе?
— Сначала я просто хотела посмотреть на других. Потом, посмотрев на них, я решила показать себя. Ну а итог — какой он уж есть. В любом случае бесследно этот конкурс для меня не пройдет.
В своей анкете участника конкурса в графе «Ваши пожелания победителю». И.Г. Патраева (еще не задумываясь о своей победе) написала: «Бесконечного творческого энтузиазма!» Пожелаем же ей, чтоб этого энтузиазма хватило не только для участия в российском финале конкурса «Учитель года», но и на долгие годы плодотворной деятельности.
Олег КУЛЬЕВ

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика