Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Т.Ибрина "Сочетая сердечность с мудростью"

Сочетая сердечность с мудростью

Татьяна Ибрина,
учитель биологии и химии Ибресинской средней школы №1, победитель в номинации "Самопредставление" республиканского конкурса "Учитель года - 2005"

Зодчий строит храмы и дворцы. Композитор создает музыкальные произведения, художник — живописные полотна, драматург — произведения для театра. А учитель, если он не «урокодатель», создает урок как произведение педагогического мастерства для детей и вместе с детьми. Хороший урок имеет свое лицо, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства, в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя.
И еще. Великий педагог В. Сухомлинский говорил: «Искусство и мастерство педагога заключается в умении сочетать сердечность с мудростью». Как же порой не хватает нам этих качеств. Печально видеть на уроке скучающего ребенка. Нет худшей оценки работе учителя. Конечно, причины этого могут быть разные, но чаще всего — отсутствие творческого подхода. Несколько лет назад я пришла работать в школу с мыслью, что моим ученикам на уроке скучно не будет.
Способов активизировать учебную деятельность много. Это инновационные, интерактивные методы обучения, применение информационных технологий, модульное обучение, лекции, семинары, лабораторные и практические занятия. Одним из них является исследовательский метод. Его можно использовать на уроке в качестве средства формирования новых знаний, средства закрепления, углубления и применения усвоенного, как средство организации самоподготовки домашнего задания. При этом задача учителя заключается не только в наблюдении за деятельностью учащихся, но и оказании необходимой помощи детям, чтобы направлять внимание и вызывать у них интерес к предмету исследования.
Эти и другие методы я применяю с первых лет своей работы. Сначала, конечно, были трудности. Мне казалось все ясным, а ребята не понимали, что я от них требую. Но анализ собственных ошибок меня кое-чему научил, например, тому, что прежде чем начать работу, необходимо не только четко сформировать проблему, но и дать понять, что ее решение существует. Не менее важно подготовить учеников к этой работе так, чтобы они владели достаточным количеством знаний для решения этой проблемы.
Большое внимание я уделяю на уроках, классных часах здоровью и воспитанию школьников. Мои дети участвуют в проведении внешкольных мероприятий, таких как неделя биологии и экологии, праздник урожая, день птиц. Участвуют в республиканских олимпиадах по биологии.
«У кого мало знания, — писал Чернышевский, — тот невежа, у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной». А чтобы таких людей было меньше, нужно больше внимания уделять образованию и воспитанию. И именно учителю отводится главная роль в формировании образованного человека. А что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что знаешь сам?


— Татьяна Евгеньевна, Вы впервые участвуете в подобном конкурсе?
—     Да, и в районном, и в республиканском впервые.
— Как Вам понравилась организация конкурса?
—  Тяжело было в первые дни. В воскресенье заехали, еще чемоданы не распакованы, а в понедельник уже пришлось давать уроки. А в остальном все было замечательно.
— Ваше отношение к появлению новой номинации — мастер-класс?
— Возможно, не все мы поняли его основную суть. Я как могла — провела. Выбрала тему, посчитала, что каждый из конкурсантов может что-то взять из моей работы для себя. Соответственно и я ищу новые идеи и методические приемы в их опыте. Все это нужно, чтобы не топтаться на месте.
— В качестве мастер-класса Вы провели тренинг под названием «Дело — табак». Какую цель преследовали?
— Не секрет, что многие учащиеся школ курят. Как бороться с этим? Как уберечь молодые умы от дурного влияния? Задавшись этими вопросами, я выработала цель своей работы: выяснить, о чем говорит реклама и о чем она умалчивает. Каждая группа учащихся в конце работы должна была создать свою антирекламу табака.
— Какие источники Вы использовали при подготовке к мероприятию?
— Во-первых, очень большая информация шла от самих детей. На уроках анатомии они писали рефераты по определенным темам, потом их защищали. Во-вторых, у меня дома свой компьютер, на котором я готовлю все раздаточные материалы. Старалась максимально использовать аудиовизуальные методы работы, проектную деятельность, анкетирование.

 


Генетика на службе человека

Татьяной Евгеньевной Ибриной разработан элективный курс «Генетика на службе человека», предназначенный для 10—11 профильных классов школ, гимназий и лицеев естественно-научного и медико-биологического направления. Базой для его апробации является школа № 1 пос. Ибреси. Первые результаты обнадеживающие. Печатая программу курса, редакция имеет в виду возможность ее практического использования. Приложения «Генетика и голуби» — конспект урока о законах наследственности, установленных Г. Менделем на примере селекционной работы московских голубоведов, и конспект семинара «Этические и юридические аспекты применения генных технологий» не публикуются.


Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Б. Пастернак


Пояснительная записка


Я не могу забыть фантастический рассказ Рэя Бредбери «И грянул гром» — раздавленная подошвой незадачливого охотника бабочка изменила весь ход мировой истории. «Фантастика», — скажете вы. Что же, как не вспомнить тут мудрого Пушкина: «Сказка — ложь. Да в ней намек…»
А что же будет с биологией? Она наверняка станет одной из самых почитаемых наук, судьба каждого из нас так или иначе зависит от ее достижений.
Опыты по клонированию идут уже сейчас. Вскоре вполне реальным станет использование запасных органов взамен больных, создание банка клеток и тканей даст человеку шанс преодолеть идущий из глубины веков страх смерти. Исследователи ответят наконец-то на вопрос: почему здоровые клетки становятся со временем вялыми и больными, а значит, мы сможем отсрочить старость, продлить нашу быстротечную земную жизнь. Канут в Лету болезни и вирусы, уносящие миллионы жизней, благодаря открытиям в иммунологии и онкологии станут анахронизмом рак и СПИД. Ученые расшифруют механизм опознания антигенов, проникнут в работу мозга человека и животных, откроют секрет зарождения жизни и таких свойств организма, как наследственность, изменчивость, память, эмоции и мышление. Расшифровка генома человека позволит исправить генетические дефекты, значит можно будет бороться с наследственными болезнями и самыми странными из них — шизофренией, гемофилией, болезнью Дауна. Станут понятными нейробиологические и генетические механизмы поведения животных и человека.
При всей грандиозности этих задач нельзя забывать о школе. Известно, что на старшей ступени школы предусматривается профильное обучение (10—11 классы). Ставится задача специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся.
Предлагаемый элективный курс «Генетика на службе человека» предназначен для учащихся профильных классов (10—11 классы) средних школ, гимназий и лицеев естественно-научного и медико-биологического направления, а так же учащихся, проявляющих интерес к генетике. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предусматривается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.
Ведущими формами занятий являются интерактивные методы, применение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Продолжительность обучения 34 часа.
Цели и задачи курса.
Основная концепция
Цель курса: создать условия для развития творческого мышления учащихся, умения самостоятельно пополнять знания через содержание курса и применения новых педагогических технологий.
Задачи:
— провести коррекцию, обобщение и систематизацию знаний и основных понятий, включение фрагментов новой информации в целостную систему представлений и понятий;
— овладение умениями решения генетических задач, постановки, проведения и анализа экспериментальных работ;
— дать возможность учащимся осознать мировоззренческое и практическое значение генетических знаний;
— подвести учащихся к формулированию диалектического вывода о всеобщем характере взаимосвязей в природе, влиянии идей дискретности развития естествознания, единстве практики и познания, о связи между случайностью и необходимостью;
— формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся биологией (генетикой).
Основная концепция курса заключается:
— в комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации;
— сравнительно-эволюционной направленности курса;
— в использовании современных молекулярно-биологических данных;
— историко-патриотическом акценте при изучении биологии;
— экологической направленности курса;
— в большом объеме практических и семинарских занятий.
Методические подходы и организация
занятий в элективном курсе «Генетика
на службе человека»
1. Курс может быть представлен как отдельный элективный предмет для профильного обучения в старших классах, войти в содержание общей биологии (если она имеется в рамках национально-регионального или школьного компонента) или стать основой для проведения учебной практики, выполнения проектов в системе профильного обучения на старшей ступени школы.
2. Все работы предполагают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовят их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Учитель может использовать проблемные ситуации и мотивацию учащихся для самостоятельной исследовательской деятельности.
3. На занятиях целесообразна групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. При такой организации реально предоставить право выбора работ согласно запросам учащихся; можно охватить значительный объем биологического материала; развить общеучебные и специальные знания (работа с приборами, постановка опытов и др.), научить эффективно работать в команде.
4. Многие задания представляют собой исследовательские проекты, рассчитанные именно на групповую форму деятельности. Каждое задание может иметь продолжение в самостоятельной работе школьников, в подготовке олимпиадных работ по биологии, участии в конкурсах.
5. Учащимся предоставляется широкая возможность использования компьютера и интернета.
6. На уроках генетики есть возможность получить знания, связанные с сохранением и укреплением своего здоровья.
Планируемые результаты
— Навыки, приобретенные при изучении курса, могут рассматриваться и как один из промежуточных этапов профессиональной карьеры.
— Формирование свободной, самостоятельной, физически и духовно развитой личности, способной к адекватным взаимоотношениям с природой и социальным окружением.
— Улучшение качества знаний о закономерностях изменчивости и наследования, о генетических, цитологических, биохимических, микро-биологических методах исследования; понимание вклада генетики в разгадку тайн онтогенеза, микроэволюции, селекции, медицины.
— Освоение методов решения генетических задач, методики проведения опытов с плодовой мухой дрозофилой или другими животными и растениями позволит глубже проникнуть в сущность генетических явлений, убедиться в реальности и материальности происходящих в живой природе процессов.
— Знакомство с заболеваниями человека, передающимися по наследству; возможность их предупреждения.
Литература
Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов. М.: Просвещение, 1983.
Дубинин Н.П. Генетика человека. М.: Просвещение, 1978.
Гуляев Г.В. Генетика и селекция растений. М.: Знание, 1972, №1, серия «Биология».
Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.: Мир, 1974.
Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике. М.: Просвещение, 1979.
Медведев Н.Н. Практическая генетика. М.: Наука, 1966.
Сэджер Р. Цитоплазматические гены и органеллы. М.: Мир, 1975
Сойфер В.Н. Молекулы живых клеток. М.: Знание, 1975.
Соколовская Б.Х. 100 задач по генетике и молекулярной биологии. Новосибирск: Наука, 1971.
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989.
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. М.: Оникс. 21 век, 2004.
Парфанович М.И., Тодд Ф. Еще один губительный вирус. II Международный ежегодник «Наука и человечество», 1990.
Пуговкин А. Практикум по общей биологии: пособие для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002.
Реймес Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: Наука, 1990.
Рис Э., Стернберг М. От клеток к атому (иллюстрированное введение в молекулярную биологию). Перевод с английского. М.: Мир, 1988.

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика