Элективные курсы – это краткосрочные тематические курсы (модули), которые общеобразовательное учреждение предлагает учащимся на основе изучения их запросов и реализует за счет часов школьного компонента.
Элективные курсы призваны удовлетворить запрос к образовательному учреждению со стороны личности и местных сообществ. В контексте профильного обучения они реализуют компенсаторную функцию и являются объектом, позволяющим организовать регулярную процедуру выбора: избыточный список элективных курсов, рассчитанных на полугодие, формируется заново и предлагается учащимся для выбора в начале каждого полугодия. Процедура выбора, обеспеченная педагогическим консультированием, позволят сформировать один из результатов обучения на старшей ступени: готовность делать ответственный выбор.
По своему содержанию элективные курсы могут представлять собой:
- профессиональные пробы
(позволяют старшекласснику получить опыт деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений в реальных и \ или модельных условиях с тем, чтобы он смог примерить на себя профессиональную и социально-профессиональную роль),
- социальные практики
(позволяют старшекласснику получить опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя социально-профессиональную роль),
- (пред)профессиональная подготовка
(позволяют получить предпрофессиональную или профессиональную подготовку),
- пропедевтика вузовских спецдисциплин
(предоставляют старшекласснику возможность оценить степень своей готовности к обучению по данной специальности через опыт изучения специализированных дисциплин в рамках выбранного направления),
- расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору
(дают возможность удовлетворить в отдельных частях запрос на такое направление изучения предмета, которое не было включено в учебный план, например, из-за малочисленности запросов),
- расширение границ дисциплин из числа обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору, изучаемых по программам, предусматривающим прикладную направленность, академическое расширение и углубление (предназначаются для учащихся со сформировавшимися представлениями о будущей образовательной траектории и планами в области профессионального самоопределения, которые могут достаточно узко формулировать свой образовательный запрос),
- общеразвивающие тренинги
(позволяют эффективно решать вопросы функциональной готовности учащихся к какой-либо деятельности, формировать ключевые компетентности),
- удовлетворение познавательных интересов
(курсы, имеющие своей целью реализацию познавательных интересов учащегося, могут быть направлены на самые разнообразные предметы, далекие как от базового содержания общего образования, так и от социально-профессионального самоопределения),
- удовлетворение запросов местных сообществ, основанных на этнокультурной специфике.
Каждый элективный курс представляет собой завершенную дидактическую единицу, нацеленную на получение одного-двух образовательных результатов. К образовательным результатам элективных курсов могут быть отнесены:
- знания учащихся, сформированные на определенном уровне освоения,
- предметные умения,
- предпрофессиональные умения,
- элементы функциональной грамотности,
- навыки,
- отдельные аспекты ключевых компетентностей,
- полученный опыт деятельности.
Элективные курсы должны быть рассчитаны на 17, 34 или 51 учебных часов.
Требования к оформлению программы элективного курса.
Структура программы включает следующие разделы:
- Название программы.
- Пояснительная записка.
- Содержательный блок: тематическое или учебно-тематическое планирование, последовательный перечень тем с тезисным изложением, перечень изучаемых/ формируемых понятий, список литературы, рекомендуемый для педагогов и учащихся.
- Методический блок: краткое описание методики преподавания, рекомендуемые формы проведения занятий (с указанием списка работ), описание материального обеспечения курса, требования к уровню подготовленности (компетенции), формы и методы оценивания, ожидаемые педагогические результаты, методы оценки эффективности.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Учебный проект или исследование – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Выделяют следующие типы исследовательских работ:
Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы.
В процессе работы над проектом или исследованием должны быть сформирована следующие элементы проектной и исследовательской деятельности:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Требования к программам проектной и исследовательской деятельности.
Структура материалов включает следующие разделы:
- пояснительная записка;
-требования, критерии и описание процедуры оценки уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся в рамках работы над проектом;
- учебно-тематический план;
- содержание программы;
- список литературы для учащихся.
Социальная практика – это вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.
Объект социальной практики – способы жизнедеятельности людей. Последние не зависят от биологической природы индивидов. Они определяют место больших групп людей в обществе, их интересы, характер взаимодействия с другими социальными группами. Поэтому развитие общества – это всегда изменение той системы отношений, в которую включены люди, и которая, будучи создана их собственной деятельностью, выступает вместе с тем регулятором этой деятельности.
Прохождение учащимися социальной практики может осуществляться в рамках часов компонента образовательного учреждения вариативной части Базисного учебного плана, а также во внеурочное и каникулярное время.
1. Задачами социальной практики являются:
o формирование социальных компетенций на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности;
o повышение коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
o знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
o приобретение умений применять теоретические знания в конкретной ситуации;
o формирование представлений учащихся о возможностях современных социальных технологий.
2. Социальная практика учащихся может проводиться на базе учреждений и организаций системы здравоохранения и социальной защиты населения, в учреждениях культуры и спорта, в системе объектов местных органов самоуправления и подразделений службы занятости населения, предприятий, имеющих и реализующих благотворительные программы, социально-ориентированные акции, на основе взаимодействия с общественными организациями и движениями, осуществляющими гуманитарную и просветительскую деятельность, а также в средствах массовой информации и в службах, занимающихся социологическими исследованиями.
Данный перечень является примерным, и может быть дополнен и изменен.
3. Объектами социальной практики могут быть следующие формы общественно значимой деятельности учащихся:
o участие в волонтерских движениях различной направленности;
o занятость общественно-полезным трудом по благоустройству и озеленению города (района);
o в рамках патроната совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи социально незащищенным слоям населения своего района (города) (престарелым, инвалидам и ветеранам в учреждениях социальной защиты населения и на дому, многодетным семьям, неполным семьям);
o участие в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений культуры и спорта, оказание помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных площадок и стадионов;
o участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга и занятости во внеурочное время;
o практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих социально значимую ценность;
o работа в качестве интервьюеров при проведении опросов общественного мнения и социологических исследований средствами массовой информации и специализированными службами;
o осуществление помощи в работе молодежных бирж труда, подразделений городских и районных комитетов по делам молодежи, органов местного самоуправления жителей микрорайонов.
4. Конкретные сроки и формы прохождения учащимися социальной практики определяет администрация общеобразовательного учреждения, в том числе, на основе двухсторонних договоров с принимающими предприятиями, учреждениями и организациями.
5. Продолжительность рабочего времени учащихся во время прохождения социальной практики определяется трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами.
6. В ходе сформировавшихся и устоявшихся взаимоотношений общеобразовательного учреждения с учреждениями и организациями, в которых учащиеся проходят социальную практику, возможно закрепление в уставе школы в качестве локального акта положения о прохождении учащимся образовательного учреждения социальной практики.
Требования к описанию программ социальных практик.
В программе социальной практики должны быть изложены основные положение, формы и методы ее проведения и включать следующие разделы:
- пояснительная записка;
- план прохождения практики;
-пакет нормативных и методических материалов, обеспечивающих прохождение учащимися социальной практики;
- требования к результатам прохождения практики (требования к содержанию и оформлению отчета по результатам прохождения практики).
В программе должны быть предусмотрены подготовительный этап, этап проведения и этап подведения итогов практик.
Требования к описанию модели психолого-педагогического сопровождения.
Структура материалов включает следующие разделы:
- модель психолого-педагогического сопровождения;
- пакет нормативных и методических материалов, обеспечивающих реализацию предлагаемой модели;
- критерии и показатели эффективности реализации модели и методик отслеживания результативности;
- аналитический отчет об апробации модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях профильного обучения в конкретном общеобразовательном учреждении (если образовательное учреждение уже реализует предпрофильную подготовку и профильное обучение).
Предоставленная на конкурс модель должна содержать программу и учебные материалы (разработки мероприятий, справочную информацию, диагностический инструментарий и др.).