Самостоятельная работа учащихся на уроках литературы
Надежда БОРОВКОВА, учитель русского языка и литературы Комсомольской средней школы №2, финалист республиканского конкурса "Учитель года - 2005"
Надежда Яковлевна Боровкова самостоятельно разрабатывает комплект наглядных пособий (раскладные книги, альбомы по творчеству писателей и др.), которые повышают интерес учащихся к классической литературе. На школьных и районных олимпиадах ее учащиеся занимают призовые места. Надежда Яковлевна ведет классное руководство, организует недели русского языка и литературы, является членом комиссии по проведению районных олимпиад по этим предметам. Сама она человек общительный, отзывчивый и трудолюбивый.
Ольга НИКИТИНА
Одно мудрое изречение гласит: «Учитель — профессия жертвенная. Это способность человека с высоты своего знания опуститься на уровень знания ученика и вместе совершить восхождение».
Вот именно — восхождение к высотам музыки и архитектуры, литературы и живописи, восхождение к Пушкину, Толстому, Достоевскому, Булгакову, Лихачеву. И все это вместе с детьми. Я думаю, каждый педагог, который неравнодушен к внутреннему миру своих воспитанников, строит это восхождение по мере своих сил. Сейчас наблюдается обилие разного рода инноваций. Это вовсе не означает, что современный школьник обязательно будет чувствовать себя уверенно и комфортно в своей школе да и вообще в обществе. Разбирая стихи своих учеников, я ожидаю найти в них радость, новые открытия. Но строки, написанные детьми, нередко звучат как-то пессимистически. Это «взрывающееся одиночество» детей, которым «так не хватает тепла», а вокруг них — огромная «воюющая» Россия. Наверное, не случайно психологи ввели термин «угнетенное поколение». Да и как не быть угнетенным, когда на словах одно, а в жизни совсем другое, когда вконец измотанные родители ругают свою страну, когда день и ночь в рекламных роликах расхваливают заморские товары с астрономическими ценами, а средства массовой информации обрушивают на нас потоки безграмотной речи.
Поэтому часто приходится говорить с ребятами о духовном наследии русской литературы, о живой душе русского народа, о вечных ценностях. Безнравственно оставлять молодое поколение без идеалов. Нужно все-таки постараться объяснить им, что не все в жизни покупается и продается. Стараюсь, чтобы ребята задумались, привлекаю их к самостоятельной работе, чтобы они отвечали на поставленные вопросы без подсказки учителя. Например, читаем «Матренин двор» А.И. Солженицына. Обсуждаем с ребятами проблему «праведности». Вместе начинаем понимать, что Матрена — образ символический, зла ни на кого не держит, вся она не для себя, а для людей. Ее «животворящий дух», который по И. Шмелеву «не поддается всесокрушающему камню», приводит нас к желанию изменить мир к лучшему. А это самое главное. Поэтому долой угнетенность!
Очень часто в конце таких уроков учащиеся самостоятельно проводят итоговую творческую работу: пишут эссе, четверостишия, мини-сочинения.
Вообще же самостоятельная работа должна стать неотъемлемой частью процесса обучения, если вы хотите активизировать познавательную деятельность школьников. Перед преподавателем стоит задача не просто вложить в головы ребят «готовые» факты и сведения об окружающем мире, а научить их учиться: вооружить необходимыми умениями и навыками, чтобы самостоятельно приобретать знания. Включение в самостоятельную работу не может быть стихийным. Нельзя полагать, что, усвоив знания, школьники сразу смогут перенести их в сферу индивидуальных действий. К самостоятельной работе необходимо приучать постепенно.
Прежде чем предложить ученикам самим выполнить какое-то задание, учитель проделывает подобную работу перед ними, а потом и вместе с ними. Следующий шаг — относительная самостоятельность ученика при выполнении задания. Однако задания поначалу должны носить тренировочный характер: учащиеся используют полученные знания в сходных условиях, выполняя их уже известным им способом. Например, при знакомстве пятиклассников с жанром басни учитель сначала вместе с классом анализирует одну басню И.А. Крылова, показывая особенности жанра (содержание басни, ее иносказательный характер и нравоучительный смысл; использование аллегорий). Обратит внимание на форму произведения: небольшой объем, рифма, выделяемая автором мораль. Затем учащиеся смогут уже самостоятельно проанализировать другие басни. Используя данную модель, им под силу отметить иносказательную форму басен, их мораль, раскрыть аллегорию, в своем выразительном чтении передать характеры героев. Такая самостоятельная деятельность может быть организована в форме фронтальной беседы, когда ответы одних учащихся дополняются ответами других. Еще больше творчества учащиеся проявляют в сравнении стихов М. Исаковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова (тексты читаются на уроке). Я даю задание найти среди них басни, показать их отличительные признаки в сравнении с лирическими и сатирическими стихами. Правда, это больше подходит для сильных классов. Ученики также сопоставляют басни С. Михалкова, С. Смирнова, Ф. Кривина, находят в них ведущие признаки, отмечают различие и художественное своеобразие. Таким образом, самостоятельная деятельность учащихся проходит несколько этапов — от копирования образца учителя до переноса в новую ситуацию.
Наконец, самостоятельными являются творческие работы, в которых анализируются художественные произведения, не разбиравшиеся учителем в классе. Школьники совершенно самостоятельно постигают идейно-художественную сущность произведения, дают ему собственную оценку, определяют жанр, сравнивают с другими произведениями. Такие работы обычно носят поисковый, исследовательский характер. Так, в восьмом классе при изучении «Слова о полку Игореве» уже на первом уроке возможны самостоятельные выступления школьников по темам: «История и культура Киевской Руси», «Памятники древнерусского зодчества IX-XII вв.», «Рукописные книги и летописи». Руками ребят могут быть подготовлены плакаты-таблицы с переводом и объяснением древнерусских слов, а также карта Древней Руси и походов Святослава и Игоря в XII веке. Отдельные ученики подготовили отрывки из Ипатьевской и Лаврентьевской летописей, которые прозвучали перед чтением «Слова» для знакомства с исторической основой произведения. После прослушивания отрывков учитель обращается к классу: «Значит, эти походы не были новостью, открытием. Чем же тогда удивило и потрясло современников Мусина-Пушкина найденное в конце XVIII века «Слово о полку Игореве»?»
После прочтения произведения в целом следуют вопросы: почувствовали ли вы разницу между «Словом о полку Игореве» и летописным повествованием о тех же событиях? Какое произведение произвело на вас большее впечатление, чем вы можете это объяснить? Заметили ли вы близость «Слова о полку Игореве» к произведениям устного народного творчества? Какой жанр фольклора больше всего напоминает «Слово»?
На уроке, посвященном разбору третьей части поэмы, учащиеся думают над таким вопросом: Что же позволило А.С. Пушкину так высоко оценить последнюю часть «Слова»? До заучивания наизусть плача Ярославны ученики получают возможность познакомиться с стихотворной интерпретацией «Слова» разных авторов: А. Майкова, Н. Заболоцкого, Н. Рыленкова, А. Прокофьева. Мы обращаем внимание на эпитеты, олицетворения, сравнения, на построение фраз, повторы, доказываем близость плача к произведениям устного народного творчества.
Хотелось бы отметить также другой вид исследовательской работы в старших классах — самостоятельное изучение отдельных этапов творчества писателя, о которых не рассказывал в классе учитель. Школьников может заинтересовать творческий путь кого-то из поэтов пушкинской поры или наших современников. Эта работа потребует привлечения дополнительной литературы в виде популярных изданий, литературоведческих монографий и статей. Не следует пренебрегать мемуарами и перепиской писателя. Ученикам необходимо поставить перед собой ряд вопросов: особенности эпохи, в которой жил данный писатель, что из этого отразилось в его творчестве, основные идеи произведений, особенности стиля и художественного своеобразия, единомышленники писателя.
Важный аспект в совершенствовании структуры урока я вижу в предпрофильном обучении учащихся, когда каждый учитель вынужден будет пересмотреть систему своей работы. Переход к модульному обучению видится мне во внедрении элективных курсов, предполагающих блочное планирование уроков. Опыт работы подсказывает, как это эффективнее сделать. Считаю необходимым и важным систематизировать учебный материал в соответствии с предполагаемым результатом. Поэтому в тематическое планирование уроков вношу определенные изменения, цель которых — углубленное изучение данной темы. Например, изучение творчества М.Ю. Лермонтова можно разнообразить эффективным блочным планированием. Например, тема первого урока — «М.Ю. Лермонтов — «демон» русской поэзии» (слово учителя, доклады учащихся). Здесь возможна самостоятельная работа учащихся. На втором уроке изучается поэма «Мцыри» (идея, композиция, кульминация). Один из учеников делает доклад об отражении в поэзии собственной личности поэта. А третий урок — интеграция фактов литературы, истории, музыки, живописи на тему «Мцыри» и устное творчество грузинского народа». Таким образом, творческое освоение литературы в школе не продуктивно без постоянного повышения уровня самостоятельности учащихся. Чем активнее ученик включается в процесс познания художественной литературы, тем эффективнее она воздействует на формирование его личности.
Попытаюсь показать элементы такого подхода на примере урока в 7 классе по теме «Самые уязвимые на войне».
Цель урока: привлечь внимание учащихся к проблеме уязвимости тех, кто прямо не участвует в военном конфликте, но оказывается в него вовлеченным, расширить представление учащихся о контрасте как способе организации художественного текста.
Вопросы для самостоятельного размышления:
Как вы понимаете значение слова «уязвимый»?
Кого в ситуации вооруженного конфликта можно считать самым уязвимым?
Что означает выражение «гражданское население»?
Когда человек может назвать себя неуязвимым?
Оборудование: мультимедийный проектор (фотографии времен Второй мировой войны (из учебников), известного памятника в Берлине, а также материалы о современных вооруженных конфликтах из газет и журналов), магнитофон.
1. Слово учителя, сопровождаемое показом картины с изображением монумента воину-освободителю в Трептов-парке Берлина.
Кто же этот герой? (Краткий рассказ из истории создания монумента скульптором Вучетичем. Затем обращаемся к словам американского молекулярного биолога Джона Робертса: «Благородно сражаться, если нужно умереть за свое отечество. Не менее благородно и честно проявлять гуманность к поверженному противнику или к застигнутому врасплох гражданскому лицу. Право войны показывает, как это должно быть сделано».)
Вопрос классу:
Кого мы называем гражданским лицом или гражданским населением? (Мирных людей, которые не входят в состав вооруженных сил.) Именно мирное население является самым уязвимым.
Как вы понимаете значение слова «уязвимый»? Толковый словарь дает два значения: тот, кого легко обидеть; слабый, мало защищенный.
Составление кластера:
После обсуждения кластера учитель задает вопросы:
Когда человек может ощутить себя уязвимым? (в ситуации вооруженного конфликта)
Что может испытать человек при этом? (физические и психологические страдания)
Что же является условием неуязвимости людей? (мир, покой, здоровье)
Вывод, подведение к основной теме: значит, мы правильно определили ключевое слово нашего урока (уязвимость).
2. Сегодня я хочу предложить вам для чтения и обсуждения рассказ В. Катаева «На даче», героями которого являются маленькие ребятишки, подвергнутые страданиям в условиях Великой Отечественной войны. Какие же страдания приносит война мирному населению? И кто должен встать в его защиту?
Чтение учителем рассказа «На даче» методом «двойного дневника»: полностью, но с остановками. Во время остановок учитель обращается к учащимся с вопросами, нацеливающими учеников на выявление ключевых слов и предложений каждого эпизода текста (см. табл.).
3. Вопросы классу:
Какие чувства вы испытали, читая рассказ «На даче»? (жалось, желание помочь)
Какие страдания приносит война мирному населению? Население какого возраста страдает больше? Кто должен встать на его защиту? На эти и другие вопросы мы сможем ответить, выполнив задание по группам (работа с пособием «Вокруг тебя мир»):
1 группа — Самые уязвимые. (Необходимо описать последствия, которые может испытывать мирное население в ситуации вооруженного конфликта.)
2 группа — «Комитет международного гуманитарного права по защите мирных жителей» (описать нормы и права мирных жителей).
Вопросы классу:
Как вы думаете, имели ли место в истории гуманное обращение с мирным населением?
(Еще в Древней Греции, Риме, Египте, Индии, Китае, Хеттском царстве при капитуляции городов противника воины не проявляли насилия по отношению к горожанам. Даже если города оказывали сопротивление, то резня и обращение в рабство чаще всего не допускались. Хотя история помнит и случаи жестокого обращения с мирным населением. Можно вспомнить трагедии украинских и белорусских деревень в годы Второй мировой войны, печальный опыт эпохи Золотой Орды.)
Сохраняется ли угроза войны сейчас, в XXI веке?
(Мы не можем не вспомнить трагедию детей Беслана. Утро 1 сентября 2004 года стало для них роковым. Это незабываемые страницы нашей истории.)
4. Учитель: Тему войны не обошла не только литература и история. Она широко затронута и в живописи, и в скульптуре. Вглядимся в лица людей, которым довелось испытать эти страдания. Вспомним «немигающие», «понимающие», «светлые, немного зеленые» глаза пятилетней девочки из рассказа «На даче».
(Показ иллюстраций, картин, скульптурных зарисовок, фотографий с изображением жертв Беслана с использованием мультимедийного проектора под музыкальную заставку.)
Ребята, вы увидели, как трудно сопоставлять два понятия: уязвимость (беззащитность) и война. Те, кто не принимает участия в вооруженном конфликте, могут испытывать тяжелые последствия. Так пусть никогда и никому не доведется испытать этих последствий.
Нахождение и запись ключевых слов и выражений. Составление так называемого синквейна.
Беззащитность.
Слабая. Робкая. Душевная.
Обижает. Душит. Ранит.
Беззащитность —
символ войны.
Страдание.
Подведение итогов урока учащимися.