Активизация учащихся и интеграция знаний
Ирина КУЗЬМИНА, учитель биологии и химии Туванской средней школы Шумерлинского района, финалист республиканского конкурса "Учитель года - 2005"
Ирина Геннадьевна
Кузьмина — эрудированный и классный специалист, хороший организатор, пользуется авторитетом среди коллег, является активным общественником, при этом обладает чувством юмора, весьма обаятельная женщина. Ее воспитанники занимают в районе призовые места не только на предметных олимпиадах, но еще и как «хозяева» образцового школьного учебно-опытного участка. Ирина Геннадьевна умеет проводить не только интересные и содержательные уроки, но и классные часы, диспуты, утренники, а также беседы с родителями на психолого-педагогические темы. Внимание, доброжелательность, творческий подход — вот что отличает эту учительницу.
Ольга НИКИТИНА
Диплом педагогического вуза — всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность нашего труда состоит в том, чтобы найти путь ко всем ученикам, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом ребенке. Учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, школой, обществом. От моей веры в возможности каждого ученика, от настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят его успехи на трудном пути познания.
Мы привыкли говорить: «Жизнь — борьба». Педагог вводит ребенка в жизнь, то есть в борьбу. С чем и против кого? Учитель должен и обязан формировать у учащихся об этом четкие представления. Я считаю, что глубоко знать свой предмет еще не значит быть профессиональным педагогом. Хорошо вести уроки и быть в стороне от жизни, от борьбы за переустройство мира и человека — значит плохо делать свое главное учительское дело — влиять на личность ученика. А чтобы иметь это влияние, учителю необходимо обладать таким важнейшим качеством, как способность проникать в духовный мир ребенка. Настоящая духовная общность учителя и ученика рождается там, где педагог становится другом, товарищем и единомышленником ребенка.
Электронно-вычислительная техника сегодня — неотъемлемая часть технического оснащения школы. Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Использование компьютерных программ делает процесс обучения наглядным; повышает объективность оценки ответов; позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению; сокращает время проверки знаний учащихся. На мой взгляд, не стоит опасаться всеобщей компьютеризации. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, наоборот, делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.
На уроках биологии я могу использовать компьютер при проведении лабораторного практикума, контроле знаний учащихся, изучении теоретического материала, в исследовательской деятельности. Но недостаточно работать только с готовыми информационными продуктами, например, с электронными учебниками, следует создавать свои. Простые слайдовые презентации на уроках биологии может создать любой учитель, тем более что в программе «Power Point» есть готовые шаблоны (фон, вставки). Такие материалы целесообразно использовать, во-первых, в качестве релаксации. Но они также важны и при проведении вводных уроков, где в ходе слайдовой «экскурсии» ученики знакомятся с материалом, который им еще предстоит изучать на последующих уроках. Уроки-презентации я широко использую при изучении раздела «Животные» в седьмом классе. Создание более обширных данных требует от учителя уже большего умения пользоваться компьютерной техникой и большего количества времени. Но это в итоге оправдывается повышением познавательного интереса у учащихся к предмету.
Новые информационные технологии активно входят и в исследовательскую деятельность учащихся. Многие школьники с удовольствием выполняют работы, сравнивая готовые таблицы, схемы, рисунки, диаграммы или делают их сами. Так, с помощью компьютерных программ Point и Imaging можно вырезать определенные фрагменты и предавать полупрозрачность фону. Учащиеся исследуют эволюцию различных систем органов хордовых. Поочередно накладывая фрагмент за фрагментом, идя от простого к сложному, ученики получают схему строения определенных систем органов млекопитающих. В ходе данной работы ученики не просто занимаются накладкой картинок, а исследуют развитие системы органов по мере ее усложнения.
Проведение лабораторных работ в сельской школе порой затруднено из-за отсутствия необходимого оборудования. Многие лабораторные работы требуют исследования натуральных объектов, которые можно найти только летом. Поэтому во время летней практики определенные лабораторные работы я записываю на видеокамеру. Затем видеозапись переносится на компакт-диск, оформляется как демонстрационная лабораторная работа и в соответствии с календарно-тематическим планированием проводится на уроке. Так постепенно создается школьная видеолаборатория. Использование компьютера дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов.
Остановлюсь еще на одном вопросе — как сделать урок более эффективным, а процесс познания — интересным. Особенностью сельской школы является тесная связь с природной средой. Оно выражено ярче, чем в городе, и требует активного использования межпредметных связей. Дополнительное использование сведений о географических открытиях, исторических событиях повышает интерес к предмету, способствует развитию практической деятельности, что крайне важно для сельских детей. Так, изучая в 7 классе моллюсок, дети знакомятся с таким фактом: до Великой Отечественной войны брюхоногий моллюск Рапана не обитал в Черном море, только в результате курсирования фашистских кораблей был завезен туда из Атлантики, при этом моллюск прикреплялся к днищам кораблей. А при изучении темы «Человек» в 8 классе не обойтись без взаимосвязи с валеологией. В структуру урока я добавляю этап «Познаю себя». Он представляет собой материал о здоровье и физическом развитии подростка. Ученики с интересом вычисляют по формуле «правильный» рост девочек и мальчиков (исходя из роста папы и мамы), рассчитывают свое нормальное артериальное давление.
Ученики выполняют творческие задания, составляют экологический паспорт села, собирают гербарии, составляют опорные схемы по теме, рисуют, сочиняют сказки и стихи о каком-либо биологическом объекте. Задаю на лето и логические задачи. Например, более трехсот лет назад ученый Ван-Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил ветку ивы, предварительно взвесив. В течение 5 лет он поливал ветку только дождевой водой, не содержащей минеральных солей. А потом обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г. Откуда же растение добыло себе питательные вещества? (разгадка кроется в процессе фотосинтеза)
В своей практике я использую различные формы уроков: путешествия (экскурсии на природу), деловые игры, семинары, конференции и много других. Мне самой запомнился урок в 9 классе по теме «Работа сердца». Он проводился после изучения темы «Строение сердца». Основным методом этого урока был проблемно-поисковый и построен он на самостоятельной работе учеников по поиску способов решения проблемы. Работая в группах, учащиеся учатся помогать друг другу. Тема «Строение сердца» как нельзя лучше подходит для этого. Работать самостоятельно не так уж и сложно, так как ранее были рассмотрены темы «Общее знакомство с организмом человека», «Общий план строения нервной системы», «Опора и движение», «Кровь».
Остановлюсь на основных этапах урока.
Цель: изучить материал о работе сердца и способах регуляции его деятельности.
Оборудование: таблица «Фазы работы сердца», электрокардиограммы учащихся после медосмотра. На уроке работаем по учебнику «Человек» А.М. Цузмера и О.Л. Петришина и «Книге для чтения по анатомии» И.Д. Зверева.
Класс делится на группы. В начале урока краткая беседа: Что вы знаете о строении и работе сердца, какие способы регуляций функций организма вы знаете? Что вы хотели бы узнать о работе сердца? Что вы знаете о работе сердца, истории изучения этого вопроса, его значении?
1. В организме клетки, ткани, органы работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется двумя способами: нервным и гуморальным. А происходит это с помощью химических веществ, которые поступают к органам через жидкие среды организма и с помощью нервной системы. Это касается всех органов. Но сердце лягушки продолжает биться, если его вынуть из организма. Более того, оно, разрезанное на кусочки, некоторое время сокращается. Наблюдали также бьющееся сердце зародыша цыпленка, помещенное в стакан с теплым физиологическим раствором. В этих условиях сердце пульсировало три месяца.
В другом случае пульсацию сердца обнаружили совершенно случайно в момент, когда хотели его выплеснуть из стакана, спустя 65 суток от начала опыта. Немецкий ученый Коррель поддерживал в питательной среде сокращение кусочка сердца куриного зародыша в течение 7 лет. Сердце собаки вне организма может сокращаться в определенных условиях в течение нескольких суток. Почему сердце все время сокращается даже вне организма? Используя учебник, учащиеся отвечают на поставленный вопрос (определение понятия «автоматия сердечной мышцы»).
2. Главным центром зарождения импульсов являются мышечные клетки, расположенные в правом предсердии. Автоматически работающее сердце выдает слабые биоэлектрические импульсы, которые распространяются по всему телу. Это дает возможность медикам регистрировать ритм работы сердца при помощи записи сигналов с поверхности тела человека. Как правило, электрические сигналы сердца регистрируются через провода с поверхности кожи рук, ног и грудной клетки и записываются в форме электрокардиограммы. Она отражает состояние мышцы сердца и служит важнейшим показателем его деятельности (закрепление понятия «автоматия сердечной мышцы»).
Задание: рассмотреть свои кардиограммы, проанализировать работу сердца. Это работа сердца здорового человека? (Слишком частое или редкое сокращение сердечной мышцы — признаки неполадок в работе сердца.)
3. Сердечный цикл. Фазы работы сердца. Мы выяснили, что сердце человека — неутомимый и всегда работающий орган. Человек еще не создал такую машину, которая могла бы беспрерывно работать 70 и более лет. Сердце — двигатель огромной работоспособности. Сердце взрослого человека, находящегося в покое, сокращается 60-80 раз в минуту. Простой подсчет показывает, что таким образом за одну минуту сердце прокачивает 5-5,5 литров крови, за сутки — 10000, а за 70 лет — 200000000 литров.
При физической нагрузке объем перекачиваемой крови увеличивается. В чем же причина такой неутомляемости и работоспособности сердца?
Задание: ознакомиться с текстом из учебника «Сердечный цикл», заполнить таблицу «Фазы работы сердца» (ключевые слова: фазы, предсердия, желудочек).
4. Регуляция деятельности сердца. На работу сердца влияет психическое состояние человека, различные переживания, физиологическое состояние организма. То есть на различные жизненные ситуации сердце реагирует по-разному. Какие же существуют способы регуляции работы сердца?
Практическая работа: составляется схема способов регуляции работы сердца, после того, как учащиеся выполнят задание из трех частей (в зависимости от времени и уровня подготовленности класса можно выполнить только первую часть) и анализируются результаты.
1) Подсчитайте пульс, сидя спокойно на стуле, за 1 минуту. Затем сделайте 25-30 приседаний в удобном для вас темпе и снова подсчитайте пульс. Ответьте на вопросы: почему частота пульса увеличивается; почему вскоре происходит возврат к прежней частоте пульса; о каком способе регуляции работы сердца можно судить?
2) Сосчитайте в спокойном состоянии свой пульс за 30 секунд и умножьте на 2. Продолжая сидеть, представьте себе, что вы делаете 20 приседаний в обычном темпе. После этого сосчитайте пульс за 30 секунд и также умножьте на 2. Сделайте вывод о роли головного мозга в регуляции деятельности сердца.
3) Влияние химических веществ на сердце лягушки.
Число сердечных сокращений сердца лягушки в норме — 12. Что изменится после действия солей кальция 21 за тот же промежуток времени; после действия солей калия 9 и после действия адреналина 23? Сделайте вывод о влиянии на работу сердца каждого из указанных веществ. О каком способе регуляции деятельности сердца можно судить по данному опыту?
5. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции (диалог с учащимися).
Используя полученные ранее знания о способах регуляции функций в организме, докажите на примере эмоционального срыва, что нервная и гуморальная регуляция сердца взаимосвязаны. (Учитель дополняет ответы учащихся.)
Мы все живем в обществе, и нам зачастую приходится сдерживать эмоции или, по крайней мере, их внешние проявления. Воспитанный человек — это тот, кто не топает ногами. Он не стучит кулаком, не разряжается яростной бранью, даже если ситуация дает для этого основания. Но даже если человек старается скрывать свои чувства, в момент злости и раздражения в его организме обязательно происходит настоящая вегетативная «буря». Сдерживание эмоций тяжелым грузом ложится на организм, в первую очередь на сердечно-сосудистую систему. Наиболее действенным способом предотвращения неблагоприятного влияния эмоциональных переживаний на сердечно-сосудистую систему является высокая двигательная активность. (Используя полученные знания о перераспределении крови в организме, учащиеся делают вывод о том, что лучше «питается» и развивается сердечная мышца у физически тренированного человека, ему сильно не грозят эмоциональные срывы, которые могут привести к болезням сердца.)
Учебный процесс в школе связан с большой эмоциональной нагрузкой и разрядиться вам поможет урок физкультуры. А как могут повлиять занятия физкультурой и спортом на работу сердца?
Тренированное сердце работает в более экономном режиме, чем нетренированное. Нетренированное вынуждено чаще сокращаться из-за малого ударного объема крови. За сутки оно совершает 10-15 тысяч лишних сокращений. Такой режим ведет к истощению сердца, снижению устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов, недостаточному функциональному резерву. В ситуации, когда тренированное сердце, как мотор мощной машины, набирает дополнительные обороты и уверенно справляется с нагрузкой, нетренированное сердце подобно слабосильному мотору. Таким образом, напрашивается вывод: уроки физкультуры пропускать не стоит.
6. Обобщение изученного материала по карте самоконтроля. Учащиеся самостоятельно выполняют проверочную работу: что такое автоматия сердечной мышцы; отчего она зависит; сколько раз в минуту сокращается сердце в состоянии покоя; что происходит с сердечными сокращениями под влиянием адреналина; что оказывает на сердце отрицательное влияние; какие факторы влияют на силу и частоту сердечных сокращений и чем иннервируется сердце.
7. Домашнее задание.
1) Как вы объясните, что заяц, воспитанный в опытных условиях в тесной клетке, умирает при первом же быстром беге? 2) Почему сердце дикой утки относительно больше, чем сердце домашней утки? 3) Как должно отразиться на работе сердца прорастание сердечной мышцы жиром? 4) Какое значение имеет обильное кровоснабжение сердечной мышцы?