Об эксперименте по введению предпрофильного обучения
Анатолий НИКИТИН, проректор Чувашского республиканского института образования
В соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 19 августа 2003 года «О проведении эксперимента в школах республики по введению предпрофильного и профильного обучения» Чувашским республиканским институтом образования было организовано научно-методическое сопровождение данного эксперимента. Его организаторы — руководители 32 общеобразовательных школ и члены рабочей группы — с самого начала работы рассматривали предпрофильную подготовку как системную подготовительную работу и фактическое включение девятиклассников в процесс профилизации. «Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности», — отмечено в концепции профильного обучения. Таким образом, эксперимент направлен на подготовку подростков к этому выбору.
На последнем этапе работы появились определенные результаты. Ныне практически всеми признается, что предпрофильная подготовка необходима для успешной организации профильного обучения в старшей школе. В ходе эксперимента апробированы основные формы предпрофильной подготовки, её содержание, механизм управления на местном уровне. Научно-методическая поддержка сопровождалась постоянной работой по повышению квалификации учителей, директоров школ, их заместителей, классных руководителей, школьных психологов. В эксперименте участвуют 34% учителей высшей категории, 57% — первой категории и 9% второй категории. Кафедрами института были подготовлены учебные программы (на 36 часов) и организовано обучение руководителей экспериментальных образовательных школ и их заместителей, параллельно проводились выездные семинары в районах и городах. Ими были охвачены руководители и все учителя, работающие в девятых классах городов Канаш и Шумерля, Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Цивильского, Шумерлинского районов. На курсах и семинарах обсуждались вопросы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, итоговой аттестации учащихся девятых классов, портфолио и построения образовательного рейтинга выпускника основной школы. Изучалась сеть учебных заведений предпрофильной подготовки, деятельность сетевых учителей-предметников, рассматривались вопросы составления и реализации новых учебных программ на основе современных технологий обучения. Институт и в этом учебном году продолжает организовывать подобные семинары. Они проходят продуктивно, с большим пониманием педагогов и руководителей необходимости данного нововведения.
Сотрудниками кафедр совместно с творческими группами учителей разработаны и внедрены в учебный процесс программы пробных элективных курсов по всем образовательным областям. Для помощи желающим составить свои авторские программы разработаны методические рекомендации, указания об экспертизе таких программ. Полнотой и законченностью отличаются программы курсов для 9 классов, разработанные сотрудниками кафедр истории, физико-математических дисциплин, технологии и профессионального образования, русского языка и литературы. На курсах повышения квалификации учителей-предметников организаторы особое внимание уделяли научно-методическому содержанию занятий, ведущие специалисты кафедр помогали слушателям в разработке собственных программ. Лучшие из них напечатаны в «Вестнике ЧРИО» за 2004 год (IV и V выпуски).
В ходе эксперимента разработано более 150 наименований курсов для 9 классов по 14 профилям. Как видно, есть из чего выбирать. А перечень элективных курсов был предложен учащимся еще в восьмом классе, что облегчило работу учителей-предметников, работающих в девятых классах, сняло и проблемы определения учащимися своей траектории дальнейшего обучения:
- предметно ориентированные курсы дают возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- межпредметные курсы знакомят учеников с современными профессиями, повышают мотивацию;
- внепредметные (надпредметные) курсы удовлетворяют познавательные интересы учащихся.
В целях распространения опыта учителей-экспериментаторов кафедры на сайте института размещали методические материалы. Так, кафедра технологии и профессионального образования знакомила пользователей с планами-конспектами уроков по модулям, применяемым на уроках технологии и входящим в программы элективных курсов. Проверка показала, что к каждому из 7 конспектов уроков обращались с мест более 50 раз. Эта же кафедра в разделе «Нормативные документы» разместила материалы по оборудованию мастерских, перечень рекомендуемых учебников, стандарты психологического образования, рекомендации по изучению предметов агротехнологического профиля, курса «трактор и сельскохозяйственные машины», для желающих получить профессии сельского жителя. Кафедра истории ввела в институтский сайт программы и почасовые разработки по истории, обществознанию, праву, экономике на профильном уровне, обзор учебников и учебно-методических комплектов. За прошлый учебный год слушателями курсов по кафедре физико-математических дисциплин разработано по математике 90 программ курсов по выбору, по физике — 67. Лучшие из них планируется доработать и издать отдельной книгой.
Интересен опыт работы шумерлинских средних школ № 2 и 7 по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы, интересующихся информатикой и информационно-коммуникационными технологиями. Для них разработаны элективные курсы: «Открой для себя мир ПК», «Компьютерная графика», «Как сделать свой фильм на компьютере?» В школе № 3 работает кружок «Юный программист». Учащиеся названных школ с большим энтузиазмом посещают эти занятия.
Для обеспечения качественной предпрофильной подготовки в экспериментальных школах города складывается система взаимодействия в микрорайонах. Особое внимание уделяется работе с родителями: проведены родительские собрания, индивидуальные беседы с ними, консультации педагога-психолога и учителей-предметников. Проводилось анкетирование родителей, которое помогло проанализировать уровень осведомленности и степень заинтересованности родителей в эксперименте, выявить ожидаемые результаты, уровень готовности родителей к взаимодействию с образовательным учреждением. Что же показал анализ анкет? В информировании родителей о траектории формирования личности ребенка ведущую роль играет школа, предпрофильная подготовка будет способствовать правильному и ответственному выбору учащимися старших классов будущей специальности. Следующий вывод: родители принимают идею обновления целей образования, введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Родители заинтересованно поддерживают работу общества по социализации подростков.
Психологической службой института проведены психодиагностика и анкетирование учащихся девятых классов экспериментальных школ, их родителей, протестированы учителя. Сотрудники кабинета психологии на местах помогали организовать индивидуальные консультации для учащихся и родителей, занятия педагогов-психологов по профориентационным проблемам. По этой модели психологического сопровождения выяснилось, что у учащихся жизненные планы на будущее стали более определенными. Так, в Калайкасинской средней школе Моргаушского района число желающих продолжить профильное обучение после девятого класса увеличилось с 5% до 20, в Чебоксарской средней школе № 52 — с 62% до 69. Количество неопределившихся с дальнейшим образовательным маршрутом после окончания основной школы в отдельных сельских школах сократилось до нуля. Повысилась определенность в выборе будущей профессии и профиля обучения, конкретнее стала мотивация (специальность, должность, место работы). Они стали более осмысленными. По данным анкет, у школьников значимым фактором в выборе профессии является достойная оплата труда, это, на наш взгляд, результат изменения ценностей в реальной жизни, влияние родителей и окружающей среды.
В последнем году эксперимента повысилась активность родителей в оказании помощи детям в их самоопределении. Они считают, что подросток в этом возрасте не в состоянии сам решить вопросы выбора профессии. Такое мнение у большинства родителей городских школьников. Сельские жители, наоборот, признают право своих детей на собственный выбор. Из числа участвовавших в опросе таких родителей 80%. По мнению членов рабочей группы по научно-методическому обеспечению эксперимента, для осознанного самоопределения ученика в мире профессий условия в основном созданы. Каковы результаты эксперимента?
Общеобразовательная школа определенно повысила свой рейтинг. Создалась ситуация, заставляющая учителя повышать свое профессиональное мастерство. Учителя выходят на повышенный уровень профессиональной компетентности, стали более уверенными при внедрении элективных курсов по выбору.
У учащихся появилась внутренняя потребность разумного отношения к профильному обучению в старших классах. Они научаются работать с информацией и использовать ее для определения жизненной траектории на несколько лет вперед.
Можно надеяться, что у общества появится конкретный социальный заказ от подростков и их родителей. Появится молодое поколение, способное быстрее адаптироваться к изменениям на рынке труда.