Все дети талантливы
Марина КЛЕМЕНТЬЕВА, директор средней школы №3 г. Алатыря
Пусть говорят, что есть профессии поважнее педагогической, но выпускники алатырской школы № 3, ставшие учителями, убеждены: самая лучшая, самая мудрая профессия на земле — профессия учителя. И спешат бывшие ученики, а ныне педагоги Г.Н. Маночина, Н.В. Самойлова, Н.В. Зорькина, С.В. Сазонова, Т.А. Душенькина в родную школу на встречу с детьми. Без учительской профессии они не представляют себе жизни. Я являюсь директором этой школы, а также преподаю французский язык и культуру родного края, тоже училась в этой школе. В прошлом году алатырская школа № 3 заняла третье место в номинации «Школа открытий» на республиканском конкурсе «Школа года».
Школа наша, конечно, самая лучшая! (Простите за нескромность, ведь мы все так говорим о самом близком и дорогом.) Она расположена в чудесном, живописном месте, в стороне от центра города рядом с парком белоствольных берез. На первый взгляд это обычная школа, но есть в ней что-то притягивающее. И яркие солнечные лучи, за весь день успевающие заглянуть в каждое окно, и доброта, и отзывчивость наших учителей, и смех счастливых ребятишек. Ученики в школе чувствуют себя комфортно, есть оборудованные кабинеты, светлые рекреации со множеством цветов и зеркалами, большой и малый спортивные залы.
Всего в школе работают 33 учителя, десять из них имеют первую квалификационную категорию, четверо — звание отличника народного просвещения. Двое педагогов были финалистами городского конкурса «Учитель года». Учителя нашей школы пытаются разрешить самое сложное противоречие школы — противоречие между учеником и личностью. А это очень важно: видеть в детях не только учеников, но и личность. У нас замечательные педагоги! Каждый учитель приходит к творческому успеху своим путем, но всех их объединяет одна идея — основой успеха является здоровый морально-психологический климат учительской среды, творческая, созидательная работа педагогического коллектива.
Школа развивается как общеобразовательное учебное заведение, в рамках которого разрабатываются оптимальные варианты учебного плана. Система обучения, построенная на дифференцированном подходе, способствует наиболее полному развитию личности школьника и в то же время является побуждающим фактором творчества всего педагогического коллектива. Несколько лет назад была создана творческая группа по связям с общественностью, с родителями учащихся. Одной из ее задач было привлечение благотворителей. Результатом деятельности этой группы стало создание попечительского совета, который помогает школе готовиться к новому учебному году, вести кружки по интересам, поощрять талантливых детей по итогам года и даже помогает организовывать дополнительные занятия по русскому языку, математике и физике для подготовки к ЕГЭ. А под руководством одной из мам в 8—9 классах действует кружок «Рукодельница».
В рамках работы Малой школьной академии для одаренных детей проводится ежегодная научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения». Раньше мы проводили традиционный интеллектуальный марафон. Ведь детям свойственны любознательность, стремление экспериментировать и самостоятельно искать истину. Но большинство учебных исследований, проводимых детьми, являются спонтанными и неосознанными. Чтобы сделать их методически грамотными, необходимо включить детей в образовательный процесс школы, сделать выступления серьезным мероприятием. Поэтому мы разработали положение о школьных научных чтениях. Учащиеся со своими руководителями готовят выступления по литературе, экономике, биологии, экологии, правоведению, иностранным языкам, технологии, истории города. Вот примеры тем: «Специфика делового общения во французском и русском языках», «Механизм банкротства в современных экономических условиях», «Реализация закона о защите прав потребителя в Алатыре». Финалисты этих чтений участвуют в различных республиканских конференциях. Некоторые наши учащиеся занимали призовые места на республиканском фестивале творчества молодежи и школьников «Excelsior».
Проекты наших учеников отмечаются и на межрегиональных семинарах и конкурсах. В прошлом году в школе № 3 была открыта музейная экспозиция «Из пламени Афганистана», посвященная выпускнику Михаилу Суслову, погибшему в боевых действиях в этой стране, и всем воевавшим там солдатам. Общая работа над созданием экспозиции объединила весь коллектив учеников и учителей школы (под руководством директора этой экспозиции Л.А. Михайловой, а также С.И. Тазетдинова, Л.Ф. Манушиной, Т.А. Мишаниной и других). Помогали нам и бывшие выпускники школы. Этот проект занял второе место на республиканском этапе во всероссийской акции «Я — гражданин России». В совет музея входят не только учителя школы, но и учащиеся 10—11 классов.
В музее несколько секций: экскурсоводов (руководитель — Л.А. Михайлова), поисковая секция (педагог-психолог Е.А. Карцева), корреспондентов (заместитель директора по воспитательной работе Т.А. Воронкова), учета и хранения фондов (заведующая библиотекой О.А. Парфенова), культурно-просветительская секция (заместитель директора по учебно-воспитательной работе Н.В. Кройтор). Музейные экспозиции используются при проведении уроков мужества, классных часов, собранного материала для этого вполне хватает. Некоторые из таких уроков побудили ученицу Ольгу Левину участвовать во Всероссийской олимпиаде по граждановедческим дисциплинам. Она победила в заочном письменном туре и достойно представила свою школу и родной город в Москве на очном туре. В школе также создано поисково-краеведческое объединение учащихся «Поиск». Они ведут поисковую работу, посвященную 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, оформили альбом «История Великой Отечественной войны в жизни школы».
У нас работают два десятка всевозможных кружков: математический, литературный, театральный, хоровой, спортивный, кружок выразительного чтения, знатоков поэзии и природы и многие другие. По проведению занятий некоторых кружков и секций школа заключила договоры с местной станцией юных техников, спортивными школами, музыкальной и художественной школой, дворцом детского творчества. В рамках профориентации учащихся заключен договор с Алатырским техникумом железнодорожного транспорта о проведении занятий и подготовительных курсов. В планах школы — укрепление и расширение связей с ссузами и вузами города и республики. Другая наша цель — расширение контактов с учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования.
В школе изучаются два иностранных языка — английский и французский. Вот уже второй год в свободное от уроков время ученики посещают кружок французского языка, который ведет отец Василий, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери (в миру Пьер Паскье, приехавший несколько лет назад из Франции). В прошлом году школа принимала у себя в гостях девять студентов технологического университета из французского города Труа. Интересно было всем. Были проведены уроки-игры, уроки-соревнования в знании иностранных языков, экскурсия на французском языке по школе. Гости отметили дружелюбные отношения, царящие в школе. Больше недели иностранные студенты гостили в семьях наших старшеклассников и совместно изучали языки, разучивали стихи, пьесы, песни. В 2005 году мы собираемся продолжить наше сотрудничество, ожидаем новую группу французских студентов.
Итоги учебного года мы подводим в конце мая на празднике «Школьные созвездия», где учащиеся, учителя, родители поздравляют тех, кто принес школе славу в течение года. Наш девиз: все дети талантливы, только надо выбрать дело по душе и постоянно в нем совершенствоваться. На таких «Школьных созвездиях» мы поздравляем наших звезд: лучших спортсменов, певцов, танцоров, победителей городских и республиканских олимпиад и конкурсов. Дети получают удостоверение «Почетный ученик школы». А большую стену в школе несколько дней украшают разноцветные звезды с именами ребят. Среди традиционных мероприятий есть театрализованные представления, музыкальные гостиные, литературные вечера, дискуссии, брейн-ринги. Интеллектуальный конкурс «Самый-самый» мы проводим с целью выявить самых эрудированных старшеклассников. Есть у нас и свои «Умники и умницы». В самодеятельном театре учащиеся сами шьют и готовят декорации. Наши артисты показывают свои сказочные пьесы для детей из школы-интерната. Девятого мая поздравляем ветеранов, в тот день на городском кладбище организуем вахту памяти на братской могиле и могилах Героев Советского Союза Н. Пащенко и Я. Орла.
По окончании учебного года вся школа выходит на традиционный турслет, к месту слияния рек Бездна и Сура. Летом в школе работают пришкольные оздоровительный, профильный и трудовой лагеря. Материалы обо всех делах наших детей красочно оформляем в школьном информационном вестнике. Мы можем гордиться и спортивными достижениями. Ежегодно наши учащиеся занимают призовые места в городских и республиканских лыжных и легкоатлетических кроссах. В школе проводятся «Веселые старты», дни здоровья, турниры по шахматам, баскетболу, футболу, волейболу.
Среди активистов нашей школы есть ученики Мария Киреева, Андрей Кильдяев. Маша старается участвовать во всех школьных и классных мероприятиях. Андрей состоит в школьной организации «Союз девчонок и мальчишек». Принимает участие в школьном самоуправлении, которое подразделяется на пять министерств: образования, информации, культуры, санитарно-гигиеническое, физкультуры и спорта. Он — неоднократный победитель городских олимпиад, постоянный участник школьных, городских и республиканских конференций. Увлекается спортом, а его артистичность, умение петь и читать стихи сопровождаются аплодисментами на школьных праздниках.
Более 25 лет в нашей школе работает учитель истории Л.Ф. Манушина. Помимо уроков в 5—6 классах она организует театрализованные представления, уроки-игры, викторины «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?» Ее ученики занимали призовые места на городских и республиканских олимпиадах по истории, естествознанию, граждановедческим дисциплинам. Она руководит школьным и городским методическим объединением учителей общественных дисциплин, является творческой личностью и организатором.
Учитель начальных классов В.М. Шадрина наделена прекрасными личностными качествами, добротой, работает с увлечением. К каждому уроку готовит пособия, сделанные своими руками и с помощью родителей и учеников. Это наборные полотна, современные опорные материалы по предметам, схемы, лото, таблицы для словарной работы и многое другое. Каждый ее урок очень занимательный, включает в себя игровые ситуации и умелую индивидуальную работу. На таких занятиях вы не увидите скучающих лиц. В.М. Шадрина оказывает методическую помощь студентам Алатырского педагогического колледжа, руководит методическим объединением учителей начальных классов.
Учитель русского языка и литературы Л.Е. Алтушкина обладает ярко выраженным педагогическим талантом. Она умеет вызывать интерес и любопытство к своим предметам, развивает любознательность учеников. Старается научить каждого учащегося работать с книгой, текстом. Она проводит интегрированные уроки с другими учителями, организует внеклассные мероприятия, большое внимание уделяет национально-региональному компоненту: проводит литературные композиции, посвященные М. Сеспелю, К. Иванову. Ее учащиеся становятся призерами городских конкурсов. Л.Е. Алтушкина руководит методическим объединением учителей русского языка и литературы.
Учащиеся считают школу № 3 своим вторым домом. Много добрых слов говорят выпускники, расставаясь с ней. Благодарят за то, что здесь учили жить, говорят, что здесь самые добрые и лучшие учителя в мире. Для нас, учителей школы № 3 города Алатыря, важно воспитать личность, человека с национальным самосознанием. Стараемся, чтобы ученики любили свой город, нашу чувашскую землю, Россию.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…