Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Л.Алтушкина "История одной любви (урок чувашской литературы в русской школе)"

История одной любви (урок чувашской литературы в русской школе)

Любовь АЛТУШКИНА, учитель русского языка и литературы средней школы №3 г. Алатыря

 Цель урока: систематизировать изученный материал, показать художественное своеобразие поэмы «Нарспи»; подвести учащихся к выводу о том, что одной из великих и вечных духовных ценностей человека является любовь.
Форма урока: эвристическая беседа.
Оборудование: репродукции картин чувашских художников к поэме «Нарспи», прежде всего портреты главных героев, ТСО, дополнительная литература. На уроке использован русский текст поэмы в переводе Б. Иринина.
Эпиграфы к уроку:
Любить — значит бороться с тысячами преград в нас самих и вокруг нас. (Ануй)
Вы слышали, что сказано древними: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 21).
На доске изображения прикреплены в виде опорной схемы: в центре расположен портрет Нарспи, ниже слева направо — портреты Сетнера, Михедера, Тохтамана, ее матери, от Нарспи к ним ведут стрелки, указывающие конфликтные линии, которые по ходу урока нужно дополнить терминами или фразами.
Учитель.
Месяц март уж на исходе.
Греет солнышко. Тепло…
Окружило половодье
Все чувашское село.
По ложбинам, по овражкам
Слышен шум бегущих вод.
То зима, вздыхая тяжко,
Тая сердцем, слезы льет.
Весна — самая прекрасная пора, пора пробуждения жизни, цветения, молодости, любви. Тема нашего урока — «История одной любви». Сегодня мы будем говорить о главной героине поэмы Константина Иванова «Нарспи», восставшей против бесправного и угнетенного положения в обществе, стремящейся преодолеть преграды на пути к своей любви. Давайте прочитаем эпиграфы, написанные на доске. (Ученик читает первый эпиграф.) А что же, по-вашему, значит слово «любить»?
Вот отдельные выдержки из рассуждений учащихся: доверять друг другу; заботиться друг о друге, беречь друг друга бескорыстно, не требуя взамен луну с неба; уметь пожертвовать своим временем, желанием ради другого человека; дополнять друг друга, быть гармоничными; понимать, уважать друг друга; быть счастливым самому и делать счастливым другого; чувствовать глубокую сердечную привязанность к другому человеку; уметь радоваться удачам любимого человека, мечтать вместе с ним, а если он расстроен, то сопереживать ему, помогать ему; желать добра другому; работать над собой, чтобы быть достойным любимого…
Учитель. Я согласна с вашими ответами. Все они по-своему оригинальные, непохожие друг на друга, но отражают одну идею: любовь — это самое прекрасное чувство, которое есть на свете. Настоящая любовь может быть сильнее смерти и страха перед ней. Каждое мгновение любви — как целая жизнь. Каждый из нас хочет любить и быть любимым. Ответьте, используя образ Нарспи, всегда ли в жизни получается так, как нам хотелось бы.
Из ответов учащихся: иногда любовь бывает невзаимной, иногда взаимной, но при этом двое любящих не могут быть вместе, как того им хотелось бы. Так случилось и с главной героиней поэмы «Нарспи».
— Образ Нарспи является центральным в этом произведении. Какая она, как описал ее поэт? Давайте взглянем на портрет героини, на котором художник Петр Сизов (или Элли Юрьев) попытался запечатлеть этот облик.
Проводится работа с портретом Нарспи в форме беседы. Учащиеся находят в тексте поэмы описание главной героини, сравнивают с портретом. Класс получает индивидуальные задания. Первый ряд работает над первой частью произведения, второй — над второй, третий — над третьей частью. Описывая внешность Нарспи, анализируются изобразительные средства выразительности: эпитеты «красным летом», «цветик аленький», «надо лбом высоким, чистым», а также метафоры «шелк кудрей», «сердцем тает», сравнения «очи, словно зерна черных бус»... Так же выразительно изображает ее поэт во время досуга. («Смех Нарспи — для хоровода радость общая всегда».) Прекрасна на лицо, весела и общительна среди сверстников. Девушка с радостью и умело рукодельничает, выполняет другую посильную работу, ведь этому тоже придавалось немаловажное значение. (Зачитываются эпизоды: «утром встанет тихомолком» до «чтоб сытней их угостить».)
Учитель. Итак, перед нами предстает цветущая красавица, полная молодости, радости и счастья. Нарспи — почти ваша ровесница, как и многим из вас, ей знакомо чувство первой любви. Ее избранником является Сетнер. Задание: найдите в тексте описание Сетнера и сравните его с изображением художника. Каким рисует его автор поэмы? (Читаются отрывки.) Какие черты характера выделяет автор в герое? (Внешней и внутренней красотой, силой, гордостью, трудолюбием.) А что значит для Сетнера «любить»? (Любить — так любить до самозабвения.)
Вчитываясь в описания, невольно возникает мысль о том, что только между такими красивыми, нравственно чистыми людьми могло возникнуть такое большое, нежное, трепетное чувство, которое мы называем первой любовью. Правда, это не жизненное утверждение, а скорее художественный прием, ведь многие главные герои мировых произведений идеальны по своей сути. Предлагаю вам посмотреть эпизод свидания Нарспи и Сетнера из телевизионной версии «Нарспи». Юноша уговаривает свою возлюбленную убежать с ним, но девушка пока не может решиться на этот поступок. Прошу обратить внимание на красоту и сочность чувашского языка, который отличается простотой, сжатостью и меткостью, особенно в этой поэме, одной из вершин чувашского поэтического творчества. (Просмотр эпизода  свидания Нарспи и Сетнера у колодца из телевизионной версии поэмы.)
Сила любви Сетнера безгранична, но он осознает, что беден: «А какой богач на  свете дочь бы отдал бедняку?» Таким богачом является отец Нарспи Михедер. (Проводится работа с использованием  портрета Михедера). Ребята, каково отношение Михедера к своей дочери? Что ценит в людях Михедер? С чем сравнивает он свою дочь? Что у него стоит на первом месте? (Для Михедера ценнее всего деньги, богатство, материальное благополучие. Дочь для него что товар, вещь, за которую можно взять хороший калым.) Кому же Михедер отдает свою единственную дочь, кто становится его зятем? (Такому же богачу, как он. Тохтаман, по мнению Михедера, лучший жених.)
Аналогично работаем над характеристиками других образов. Какое чувство вызывает у нас описание внешнего вида Тохтамана?
Хоть не молод, но здоров;
Бородатый, пухлый, рыжий.
Нос приплюснут, взгляд суров.
Впечатление отрицательное: некрасивый, старый, неприглядный. Сможет ли красавица Нарспи полюбить его? Нет, они не подходят друг другу ни внешностью, ни взглядами на окружающую действительность. Но отец, несмотря на просьбы и уговоры дочери, настаивает на свадьбе Нарспи и Тохтамана. Даже ее побег со свадьбы к Сетнеру не заставил Михедера изменить свое решение. Тогда Нарспи обращается к самому дорогому человеку на свете — к матери, которая, казалось бы, должна помочь дочери, поддержать ее. Но что же делает мать? (Читается отрывок, где мать Нарспи подстрекает мужа к дальнейшей ругани, сама оскорбляет дочь и, в конце концов, проклинает ее.) Проследим, как разворачивается это действие в видеофрагменте. (Пятиминутный просмотр эпизода, где отец и мать возвращают дочь домой.) Мы видим, что деревня поделилась на два непримиримых лагеря: с одной стороны, это Михедер, Тохтаман с женой, с другой, — Сетнер и такие же бедняки, как он. У них разное социальное положение и разные представления о счастье и счастливой жизни. Как вы думаете, в чем видит счастье Михедер, Тохтаман и мать Нарспи? (Они видят его во власти и в богатстве, чем богаче, состоятельнее человек, тем он счастливее.) Как представляют себе счастье Сетнер и Нарспи? (Они считают, что счастье заключается в любви, во взаимопонимании.)
Эх, отец, нет злей напасти,
Чем с немилым жить свой век.
Не в одном богатстве счастье,
В жизни дорог человек!
Ребята, а как вы себе представляете счастье? Ответы увяжите с темой урока.
Из ответов учащихся: Являясь дочерью своего отца, Нарспи, казалось бы, должна сохранять традиции семьи, подчиняться, жить по законам отца и матери, но, испытав столь сильное чувство привязанности к молодому человеку, она борется за счастье. Девушка не верит, что деньги в жизни — это все.
Должна ли была Нарспи бороться за свою любовь? Ради своей любви она решила пройти через все трудности. Не каждый решится идти против семьи, против людского мнения. Но любовь может быть настолько сильным и затмевающим все вокруг, что ради любви человек может пойти как на подвиг, так и на преступление, если ему создают преграду. Испытав издевательства мужа, доведенная до отчаяния, Нарспи решается на самый последний страшный шаг: убить ненавистного Тохтамана и ценою крови добыть себе свободу. Правильно ли поступает Нарспи, отняв жизнь у Тохтамана? Нет, никто не имеет права лишать жизни другого человека. Жизнь — самое дорогое, что есть у человека, никто другой не вправе распоряжаться ею.
Далее возвращаю внимание класса ко второму эпиграфу: «Вы слышали, что сказано древними: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». Ни одна из религий, существующих на свете, ни общественное мнение не поощряют покушение на жизнь человека. Это считается великим грехом, преступлением, которое может повлечь за собой другие преступления.
Потрясенная тем, что она сделала, Нарспи вновь бежит к своему возлюбленному. Какое значение имеет описание пейзажа в главе «В лесу»? (Чтобы передать драматизм положения героини, автор описывает пейзаж, созвучный с ее душевным состоянием: «лес шумит, гудит дремучий».) Давайте посмотрим, как это выглядит на экране. (Эпизод видеофильма «Нарспи»: Нарспи бежит по лесу.)
Убийство Тохтамана начинает цепочку смертей. От рук разбойников погибают отец, мать Нарспи и прибежавший к ним на помощь Сетнер. Нарспи воспринимает их гибель как возмездие свыше, как плату за совершенное убийство. Без близких людей в деревне Нарспи обречена на одиночество и отвержение. Лишенная жизненной опоры, она приходит к мысли о смерти. (Эпизод видеофильма.) Читается фрагмент поэмы:
И пошла Нарспи на волю,
Зашагала вдоль села
Той тропой, что через поле
В Конопляный лог вела.
Люди с жалостью глядели,
Как рыдая, шла она,
И о страшном, черном деле
Толковали дотемна.
Как увял порою ранней
Молодой весны побег.
Нет Нарспи… Ее страданий
На любой хватило б век.
В конце урока дается задание написать сочинение-миниатюру на тему: «Все ли средства хороши для достижения счастья?» Учащиеся в своих сочинениях должны провести параллели с другими произведениями мировой литературы и сравнить сюжет поэмы, например, с трагедией У. Шекспира «Ромео и Джульетта». (Чем сходны жизненные перипетии молодых влюбленных, чем они существенно разнятся, почему героям не суждено быть вместе.)

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика