Хочу учиться в этой школе!
Валентина МАКАРОВА, директор Урмарской средней школы №1,
Ирина ЧЕСНОКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
В Урмарах недавно объединили две школы в одну, первую и вторую. После реструктуризации в трех зданиях обучается более тысячи детей, работают 110 учителей. Коллектив привыкает друг к другу, надеемся, в дальнейшем мы хорошо сработаемся. Планируем обучать начальные классы в отдельном здании. Одно из школьных зданий построено по новому проекту три года назад, оно просторное, в нем есть огромный спортзал, таким проектом может похвастаться далеко не каждая школа.
Администрации, конечно, нелегко было поначалу работать сразу в трех зданиях, приходилось оставаться допоздна, знакомиться с новой документацией. Кроме того, два школьных автобуса привозят 350 детей из 16 соседних деревень, нужно проследить, чтобы каждый вовремя успел на автобус. Желающих учиться в Урмарах гораздо больше, чем есть возможности у школы. Дети согласны даже из отдаленных мест приезжать сюда. Учителя начальных классов сильные в профессиональном плане, многим родителям хочется, чтобы их дети учились именно у таких педагогов. Примерно 70 процентов выпускников, по подсчетам, поступает в государственные вузы, не считая коммерческих. Гордимся регулярными пополнениями школьной библиотеки новой литературой. Закуплено много новых книг, всевозможной методической литературы, энциклопедий, справочников, собраний сочинений классиков. К нам обращаются не менее часто, чем даже в районную библиотеку. В школе есть хороший музей истории.
С 2003 года в порядке эксперимента в девятых классах введена предпрофильная подготовка учащихся. Педагоги провели работу не только с детьми, но и с их родителями, объяснили, что представляет собою профильное обучение. Школьники прослушали за год 8 элективных курсов, а классные руководители ведут профориентационную подготовку на классных часах. Учителей мы просим разрабатывать элективные курсы, это необходимо для развития детей. Учитель географии И.Г. Фирсова разработала «Географические аспекты в мире профессий». Л.А. Константинова, преподаватель математики, создала элективный курс «Решение уравнений и неравенств с параметрами». Есть курсы учителя экономики Н.М. Никифоровой, «Вопросы генетики» Н.И. Кузьминой (биология и экология), «Слушать — это искусство» Г.И. Ивановой (английский язык) и другие.
На сегодня у нас функционируют химико-биологический, физико-математический, гуманитарный и общеобразовательный классы. Чувашский язык учат все учащиеся школы. Из четырех начальных классов три являются многонациональными, один — чувашский, в котором особый упор делается на изучение родного языка. В будущем планируем открыть информационно-технологический класс. На базе школы в прошлом учебном году прошел семинар по профильному обучению и элективным курсам для директоров школ и их заместителей Урмарского района, а также приезжали коллеги из Козловского, Цивильского и Янтиковского районов.
Крупной методической темой, над которой в последнее время работает наш педагогический коллектив, является «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного обучения». Разработан подробный план работы, организована выставка литературы, подготовлен стенд в помощь учителям. Педагоги ведут работу и по другим темам: влияние успеха на развитие познавательных интересов учащихся; тестовые технологии и внедрение их в практику преподавания; формирование навыков самоанализа и самоконтроля у учащихся в процессе обучения. Не забываем мы и о внутришкольном мониторинге, призванном отслеживать качество обучения. В подобных исследованиях мы выясняем уровень знаний, умений и навыков учащихся по данному предмету, какова динамика развития и успешного обучения в каждом классе за год.
Высшей формой коллективной методической работы всегда был педагогический совет. Темы наших педсоветов самые разные: подготовка к профильному обучению, патриотическое воспитание молодежи, физкультурно-массовая работа в школе и т. п. На базе школы действуют методические объединения учителей математики и физики, русского языка и литературы, чувашского языка и литературы, культуры родного края, музыки. Особое внимание в методической работе уделяется совершенствованию форм и методов подготовки и проведения уроков. Был проведен целевой круглый стол по проблеме дифференцированного подхода к организации самостоятельной работы учащихся на уроке и вне школы. В прошлом учебном году в нашей школе было проведено более двадцати открытых уроков, связанных с аттестацией учителей на более высокую квалификационную категорию.
Традиционным видом учебной работы является проведение предметных декад. Для успешного решения проблемы воспитания созданы практически все необходимые условия, имеются кадры: вожатый, воспитатели, социальный педагог, психолог, классные руководители. Объединенные усилия всех этих звеньев, связанных с обучением и воспитанием, направлены на развитие личности, обладающей интеллектуальной, эстетической и нравственной культурой, способной реализовать себя в соответствии с запросами изменяющегося современного общества. Так, в 1—4 классах обучение осуществляется по традиционной программе, но с использованием элементов систем Занкова и Эльконина-Давыдова. Учитель Л.П. Яковлева несколько лет ведет курс «Математика и конструирование». В трех классах информатика дополнительно изучается с пятого класса.
Предварительный контроль готовности наших выпускников к аттестации в 11 классе проводится в виде репетиции ЕГЭ по алгебре и началам анализа. В течение года мы проводим контрольные работы и тестирование по всей школе. Высокий результат показывают учащиеся 3б, 4а, 6б, 7в, 8б и трех десятых классов. Отличная успеваемость у наших учеников по чувашскому языку, в младших и средних классах она достигает 86-100 процентов, в старших — до 92. По химии, физике и биологии лидируют седьмые-восьмые классы: 92-100 процентов успеваемости. Гордимся своими учениками, призерами районных олимпиад и различных конкурсов: Г. Алжиров (интеллектуальная математическая игра для младших классов), С. Кузьмин («Эрудиты Чувашии»), Д. Смирнова (республиканская олимпиада по физике и математике для сельских школ). Внутри школы также проводим предметные олимпиады. В 2004 году от 34 до 75 процентов учащихся справилось с едиными государственными экзаменами на «четыре» по различным предметам, от 5,5 до 25 процентов — на «5».
Учить каждого ученика, давать ему глубокие и прочные знания, безусловно, первостепенная задача, стоящая перед каждым учителем. Но она не единственная. Знающий человек должен быть еще и воспитанным человеком. Воспитание ученика есть наш долг. Понятие воспитательного процесса многогранно. Это и привычные уроки в школе, и факультативы, и кружки, и секции, и всевозможные классные и общешкольные праздники.
В 2003—2004 учебном году в школе действовало 19 кружков и пять спортивных секций. Кружки посещают 45 процентов детей, спортивные секции — 20 процентов. В сравнении с прошлыми годами расширилась сеть кружков, увеличился процент охвата ими школьников. К сожалению, нам пока не удалось привлечь большинство детей в спортивные секции. В 2003 году получили спортинвентарь на сумму около 70 тысяч рублей. Каждый год покупаем кое-что и на свои деньги. Один наш выпускник, тренер из Чебоксар, подарил спортоборудование. Есть у нас новые баскетбольные мячи, лыжи с ботинками. Детей, конечно, интересуют тематические вечера и праздники вроде Нового года, «Ученик года» (в 2004 году этого звания удостоена десятиклассница Елена Петрова). Школьный конкурс на самый здоровый класс года прошел в прошлом учебном году достаточно активно, победили 3б, 5б и 10а. Наши традиционные общешкольные мероприятия: легкоатлетический кросс, праздник «Славлю тебя, учитель!», Татьянин день, «Книжкина неделя», дни здоровья, чувашского языка, конкурс стихов и другие.
Нравственное воспитание, социализация личности и ее коррекция, основанные на индивидуальном подходе, столь же трудно решаются, сколь трудно поддаются анализу и учету. В прошлом учебном году была попытка определить уровень воспитанности учащихся, это потребовало много времени и тщательного анализа. Общий уровень воспитанности должен проводиться классными руководителями в начале и конце учебного года. Администрация школы советует педагогам анализировать внеучебные мероприятия, делать заметки для себя на будущее. Мы планируем завести на каждый класс социальный паспорт, выработать показатели уровня воспитанности учащихся и их занятости в объединениях дополнительного образования. Коррекция нравственного воспитания личности предполагает работу с детьми из группы социального риска. Считаем, что заслугой наших педагогов является снижение числа детей такой группы. Классные руководители совместно с психологами весь год работают с семьями этих детей, для этого организован совет профилактики.
Не реже одного раза в четверть классные руководители проводят тематические родительские собрания. Психолог Т.И. Ананьева и социальный педагог А.В. Кошелькова ведут специальные занятия для родителей о воспитательном потенциале семьи, привитии норм дисциплины в обществе и семье, организации физкультурно-оздоровительной работы, о педагогических ситуациях. Кроме того, родители участвовали в общешкольной родительской конференции по теме «Здоровьесберегающая среда и физкультурно-оздоровительная работа в школе». Стараемся привлекать родителей к тесному сотрудничеству в вопросах профилактики правонарушений, проведения общешкольных мероприятий.
Громких задач, выраженных общеизвестными истинами, мы перед собой не ставим, а методично справляемся с ежедневными запросами. Боремся с курением среди старшеклассников и с опозданиями. Каждый месяц проводим массовые спортивные мероприятия по различным видам спорта. Отдельные ученики являются победителями и призерами районных и республиканских соревнований: М. Терентьева, Д. Новиков, Д. Кудряшов, М. Ефремова, И. Краснова, братья Юсовы. Для начального звена в школе существуют такие дополнительные познавательные программы, как «Родной дом», «Мир красоты», «Мир знаний», организация «Цветочный город», а старшие ребята «управляют» школьной республикой «Мы». Среди старшеклассников популярен также КВН. Нам необходимо совершенствовать ученическое самоуправление и развивать лидерские качества у ребят. Эта задача не из легких, тем более в большой школе.
Наши ученики часто занимают призовые места на районных спортивных играх, зимних и летних турсоревнованиях, в конкурсе юных инспекторов движения, фестивале детских организаций, конкурсах рисунков и сочинений. Вот уже на протяжении трех лет стабильно держится процент тех учащихся, которые постоянно участвуют в каких-нибудь состязаниях.
Воспитательный процесс — это и развивающая деятельность: экскурсии, посещение театров. Все это нравится детям, поэтому мы считаем это необходимой работой классного руководителя. За прошедший год с 5—11 классами мы провели более 30 экскурсий и дальних поездок. Очень содержательно и интересно проходит, на наш взгляд, внутриклассная внеучебная жизнь в 5—7 классах. Дети отмечают, что классные вечера, особенно с родителями, интересны и полезны. В этом учебном году предстоит отметить большую дату — 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, мы уже внесли это мероприятие в свой план.
Хочется отметить, что вся школьная жизнь пронизана принципом добровольности. В рамках внешкольного досуга мы работаем с теми ребятами, у которых есть желание участвовать в разных мероприятиях и делать его интересным и разнообразным. Наши дети готовы к такому сотрудничеству, особенно они любят работать совместно с классными руководителями. Такое доверие подчеркивает профессионализм наших педагогов. Надо отметить, что есть учителя, которые не будучи классными руководителями, способствуют тому, чтобы жизнь в классах была интересной. Они по своей инициативе проводят то или иное мероприятие с детьми.
Важной проблемой является организация самообслуживания в школе. Санитарное состояние кабинетов не вызывает тревоги. Но хотелось бы усилить дежурство по школе, особенно во второй половине дня. Дети к концу уроков устают, отвлекаются и не всегда внимательно относятся к своему дежурству. Мы стараемся делать все для того, чтобы дежурные не забывали своевременно отмечать в журнале свою смену и оставлять свои замечания. Требования должны касаться не только дежурного класса, но и классного руководителя. Не будет порядка в школе, пока каждый учитель на своем уроке не будет следить за сменной обувью, чистотой класса, сохранностью мебели. Таким способом можно решить проблему чистоты и порядка в школе.
С девятого класса на каждого ученика заведено портфолио с фотографией, данными по учебе, внешкольной деятельности, участию в проектах, курсах и соревнованиях. В анкетах портфолио школьники пишут о своем хобби, летней практике. В разделе «Мои жизненные планы» часто можно встретить такую фразу: «Хочу учиться в этой школе, усердно заниматься и хорошо сдать экзамены». Ну а что же лучшее может пожелать для себя учитель, если его ученики ставят такие планы?