Краеведение на уроках русского языка
Марина АРХИПОВА, учитель русского языка и литературы Порецкой средней школы, второе место в республиканском конкурсе «Учитель года — 2005»
Не только жюри прошедшего конкурса, но и коллеги Марины Валентиновны заметили ее умение создавать на уроках эмоциональный настрой, вызывать в учениках сопереживание героям произведения, будь то живой человек или травинка в лесу. На каждом ее уроке обязательно звучит выразительное чтение прозы или поэзии. Вообще в своей работе она уделяет большое внимание средствам выразительности языка. Специально к урокам М.В. Архипова готовит комплекты текстов из художественных произведений, разрабатывает к ним развивающие задания. На уроках часто звучат музыкальные фрагменты, отзывы на произведения живописи, помогающие ученикам выйти на главную идею изучаемого произведения. Уроки литературы Архиповой — это уроки, способствующие самовыражению ребенка, творческому росту его личности. Она стремится воспитать интерес учащихся к русской словесности, в групповых практикумах, на уроках-играх, занятиях драматического кружка питомцы Марины Валентиновны проявляют свое умение проникать
в художественный мир изучаемых авторов.
О. НИКИТИНА
Легко ли в наше время работать учителем? Молодежь, только что окончившая вуз, думает, что трудно, подразумевая материальную сторону профессии. И переубедить молодых специалистов нелегко, так как прежние идеалы давно стерты. Я поработала на многих должностях, была начальником районного отдела образования, директором средней школы. Везде старалась работать с отдачей. Только вернувшись в школу, я поняла, что это то место, где тебя всегда внимательно выслушают, постараются вникнуть в твои идеи. И в конце концов твой учительский труд будет вознагражден отличными и хорошими оценками учеников, прекрасно прочитанным стихотворением, логически написанным сочинением и просто открытым, одобряющим взглядом. Вот и идешь в родную школу, позабыв о личных проблемах, о бессонно проведенной над тетрадями ночи, думаешь только о знаниях, которые ты сейчас принесешь на урок.
Для меня самой с детства учитель был и остается примером для подражания, уважае- мым на селе человеком, с которым нельзя не поздороваться. Учитель должен любить то, о чем он говорит, понимать то, что объясняет ученикам. Учитель должен много знать, проникнуться темой. Если это творчество А.С. Пушкина — значит, от начала и до конца надо «прожить» всю его жизнь, Н.В. Гоголя — суметь раскрыть философию его любви к родине. Только тогда произведения оставят впечатления, запомнятся. Нельзя забывать и про выразительное чтение. Ведь буквы, знаки препинания тоже «двигаются», помогают прочувствовать текст. Дети, видя такой настрой учителя, тоже начинают воспринимать урок эмоционально. Разве можно скучать на уроках русского языка? В нем есть не только правила, но и исключения. Запомнить их, понять филологический смысл — вот настоящий труд ученика. Победит на контрольной тот, кто был самым внимательным на уроке.
Бывает, учащиеся на уроках устают, отвлекаются от темы или вообще не желают изучать ее. «Маяковский нам не понятен, — говорят они. — Да и зачем он нам? Что толку тратить силы, если его поэзия в будущем не пригодится?» «Разве? — отвечаю я. — А много ли вы о нем знаете, смогли ли вы раскрыть тайну его произведений, мыслей? Пока нет. Но он вам понравится, потому что в нем есть особенная изюминка, он не такой, как все». Порой и такой эмоциональный настрой не помогает. Тогда я стараюсь убеждать фактами, примерами из жизни. Например, кто-то не согласен с утверждением А.П. Чехова о том, что «за дверью каждого счастливого человека должен кто-то стоять с молоточком». А ты им: «Разве никто из вас не совершал добрых дел и не испытывал от этого чувства, что сделал великое дело?» И тут наконец-то кто-нибудь скажет, что действительно «приятно становится, когда поможешь кому-то», кто-то вспомнит личный пример. Один поймет, тогда и другие поймут и поддержат его. Вот так урок идет дальше.
Я глубоко убеждена, что вдумчивое, неторопливое чтение ключевых отрывков и изречений автора, серьезное осмысление прочитанного помогут учащимся в будущем. Это даст возможность не только расширить свой кругозор, но и научит уважительно относиться к чужому мнению, понимать его и в то же время иметь свое отношение, обдумывать свои слова и поступки. Важная задача учителя — воспитать личность, что называется, с пытливым умом, которая имеет свои мысли, а не подражает чужим. Если учитель чувствует настроение класса, то урок пройдет недаром.
Одна из главных проблем — не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и часто встречающийся недостаточный уровень речевой культуры. Ненормативная лексика, жаргон, сленг до такой степени засорили русский язык, что порой мы даже не замечаем этого и принимаем такое в порядке вещей. Написание красивого, грамотного сочинения теперь уже вызывает затруднения, готовые сочинения берутся из интернета или из сборников. Проблема непростая, причин неумения пользоваться языком много.
С самых первых дней работы в школе передо мной сразу же встал вопрос, как научить детей грамотно писать и в то же время красиво говорить. Один из авторов коммуникативной методики Н.М. Шанский считает: «Вся работа по языку, начиная со звука и написания и кончая различными по своей структуре и функции значимыми единицами: морфемами, словом, предложением, периодом, должна осуществляться на материале художественного текста и служить как лингвистическому, так и литературному образованию и воспитанию». За основу своей работы я тоже взяла художественные тексты. Это поднимает преподавание русского языка на качественно новый уровень, соответствующий потребностям современного общества. А также усиливает практическую направленность обучения языку и повышает значимость каждого урока.
Итак, повысить уровень коммуникативной культуры и навыков правописания у учащихся можно с помощью целенаправленного, систематического использования художественных текстов на уроках русского языка. Но встает другой вопрос. Какой же текст может заинтересовать учеников? Попробовала дать тему «Числительное» на краеведческом материале и увидела положительную реакцию детей. Они оживились, многим текст показался близким, да и приятно услышать сведения о родном Поречье, о Чувашии. И я стала работать в этом направлении. Краеведческие тексты помогли изменить отношение учеников к урокам русского языка. Я стараюсь не только читать интересный материал об истории родного края, но и побуждать детей к созданию своих, оригинальных историй.
Подбирая тексты, обращаюсь к творчеству чувашских поэтов и писателей, «Духовному завещанию» И.Я. Яковлева, историческому очерку И. Вавилова «Из далекого прошлого Поречья», книге В. Ивановой «О Порецком и поречанах» и другим. При анализе того или иного отрывка даю задания по развитию связной речи: озаглавьте текст; подчеркните предложение, выражающее главную мысль текста; найдите языковые средства, характерные для данного стиля; удалось ли автору показать красоту родной земли с помощью художественных средств.
Выполняя подобные задания, учащиеся должны вдуматься в содержание. Заодно будут проанализированы орфографические и пунктуационные трудности, причем не изолированно, как в заданиях из учебника, а в тесном единстве с общей структурой текста, его замыслом.
При изучении разных тем стараюсь найти тексты из краеведческой литературы. Так, по теме «Однородные члены предложения» предложила следующий текст.
Коренной поречанин А.Н. Крылов был замечательным механиком и изобретателем, знатоком военного дела и астрономии. Потому-то так гордимся мы, земляки Алексея Николаевича, что родился он на порецкой земле, в деревне Висяга, носящей ныне имя Крылова, прошло его детство. Будучи уже ученым, приезжал он сюда навестить родных, поохотиться, порыбачить в Висяжке, о которой так тепло отозвался он в своих знаменитых мемуарах «Мои воспоминания».
К данному тексту даю задания:
— Что еще вы можете вспомнить об А.Н. Крылове и его достижениях.
— Как бы вы озаглавили текст?
— Объясните знаки препинания в предложениях с однородными членами; постройте схему первого предложения.
— Какова стилистическая роль однородных членов? Какую эмоциональную окраску они придают тексту?
— Объясните знаки препинания в сложных предложениях и орфограммы, встречающиеся в тексте.
— Напишите о другом известном выходце из Чувашии, используя ряды однородных членов.
При закреплении данной темы снова даю текст из истории Поречья.
Отме(н, нн)ым вкусом обладали основатели села Порецкого и на редкость живописное место выбрали для пос…ления. Крупными ярами обрываются у Суры плодородные пр…брежные земли. Вокруг тают в голубоватой дымке засурские леса. Прониза(н, нн)ые солнцем, вековые дубравы сменяются то (янтарно)ствольными соснами в пышных (вечно)зеленых шапках то светлым улыбчивым разнолесьем. От самой кромки воды отороче(н, нн)ой золотистыми песча(н, нн)ыми каемками наперегонки с чащ…бами кустарников карабкаются (в)высь по склону реки раскидистые дуплистые липы и белоствольные березы. Сквозь лесную глухомань то тут то там просвеч…вают голубыми зеркалами небольшие озерца.
Задания по тексту
Расставьте и объясните знаки препинания и буквы; озаглавьте текст; подчеркните предложение, выражающее основную мысль текста; определите стиль; найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, инверсии; опишите свой любимый уголок природы.
Из последнего задания у учеников получились выразительные лирические миниатюры, посвященные в основном природе. Это короткие тексты с красивыми эпитетами и прочими выразительными средствами языка. Сочинение Андреева Олега «Сосенки» было представлено на конкурс, посвященный 75-летию Порецкого района, где автор стал призером. Поначалу ученики затрудняются в выборе предмета описания. Поэтому предварительно я знакомлю их с готовыми описаниями природы из художественной литературы или сочинениями своих выпускников.
Богатым краеведческим материалом, на мой взгляд, обладают лирические миниатюры в прозе «В синий полдень» Ф. Нестерова, талантливого писателя земли алатырской. После чтения вслух спрашиваю, в чем необычность текста, какие художественные приемы использует автор, чтобы учащиеся представили себе лирическую миниатюру в прозе, а дома ученики сами пишут мини-сочинения, придумывая новые образы, не забывая об орфографии и пунктуации. Лирические миниатюры в прозе подходят, как правило, больше по теме обособления. Например, на уроке по теме «Обособление приложений» зачитываю такой материал.
Математик и инженер, моряк, исследователь, историк, А.Н. Крылов создал методы приближенных вычислений, решил ряд задач теории колебаний, развил многочисленные вопросы теории упругости, астрономии, магнетизма. А.Н. Крылов широко известен как переводчик Ньютона и Гаусса, автор очерков по истории и математики.
Задания к тексту
Приведите примеры терминов, книжной лексики из текста; объясните пунктуацию; почему приложение с союзом как не обособляется. Задаю вопросы, относящиеся не только к грамматике, но и к стилю текста, его особенностям, чтобы вызвать учащихся на общение и заинтересовать.
При закреплении знаний по обособлению определений, обстоятельств и приложений использую в качестве текстов стихотворениями поэтов-земляков. Кроме множества обособлений, в них, как правило, встречаются и обращения («Чувашия, мой дом!», «О Родина, красавица»). Сначала читаем стихотворение, а потом расставляем запятые, разбираем по схеме сложное предложение, если оно есть. В качестве домашнего задания я задаю чтение отрывка из книги И.М. Вавилова «Из далекого прошлого Поречья». Это переписка царевича Алексея, единственного сына Петра I, и простой девушки Афросиньи Федеровны Смолокуровой. Учащиеся выписывают обращения и объясняют пунктуацию, раскрывают взаимоотношение двух людей в письмах. Интересна и другая переписка поречанки Веры Жаковой с Максимом Горьким. Нередко обращаюсь к наследию Владимира Грибанова, Александры Дугаевой, Николая Бусыгина и других литераторов-поречан.
Проанализировав результаты работы с краеведческим текстом на уроках русского языка, я убедилась в том, что это действительно эффективный материал. Умелый отбор текстов позволяет создать благоприятную речевую среду, которая способствует совершенствованию чувства языка, развивает творческие способности школьников. Материалы о малой родине помогают общению, так как привлекают учащихся больше, чем абстрактные примеры из учебника.