Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

С.Антонов "Геометрическая резьба"

Геометрическая резьба

Сергей АНТОНОВ, учитель технологии и черчения Староурмарской средней школы Урмарского района, участник республиканского конкурса "Учитель года - 2005"

Антонов Сергей Николаевич работает в Староурмарской средней школе с 2001 года. Стаж педагогической работы — около 8 лет. За это время молодой учитель показал себя с лучшей стороны: инициативен, трудолюбив, к своему делу подходит творчески и бесконечно ему предан. Он старается делать процесс обучения насыщенным, интересным для детей. В настоящее время С.Н. Антонов работает над методической проблемой «Эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии», разработал цикл практических рекомендаций по проведению уроков технологии в средних и старших классах, которыми успешно пользуются некоторые учителя района. Например, на уроках черчения в 9 классе он успешно внедряет элементы конструирования несложных механических игрушек, что позволяет повышать прикладную направленность обучения. Применение проектного метода обучения и использование компьютера помогает ему сделать уроки технологии современными и эффективными. Сергей Николаевич дважды удостаивался президентской стипендии за творческую устремленность в работе. На конкурсе «Учитель года —2005» проявил свои лучшие качества, он победил в номинации «Учитель учителей».

Современные условия жизни выдвигают новые требования к делу обучения и воспитания подрастающего поколения. С учетом этого в учебные планы школ введена интегративная образовательная область «Технология». В данной предметной области программа по трудовому обучению предусматривает комплексный подход в интеллектуальном развитии, физической и трудовой подготовке, духовно-эстетическом воспитании учащихся. Приоритетным в решении этих важных задач является приобщение детей к национальной культуре, духовным ценностям родного народа. Для этого предусмотрены следующие направления деятельности: изучение технологий художественной обработки материалов, декоративно-прикладного искусства, народных ремесел и промыслов.
Одна из задач трудового обучения — подвести ребят к осознанию красоты труда, его живительной силы. Человек, хоть раз в жизни своими руками создавший красивую вещь, никогда не поднимет руку на окружающую его красоту. А для того, чтобы создавать красоту, нужно не только умение, но и терпение. Иногда на окончательную обработку изделия уходит даже больше времени, чем на само его изготовление. Поэтому точности и отделке нужно уделять особое внимание.
Во время уроков учащиеся осваивают следующие виды отделок: шлифование наждачной бумагой, покраска, покрытие морилкой или лаком, выполнение резьбы. Последний вид работы особенно нравится детям. На уроках они осваивают геометрическую, плоскорельефную, контурную резьбу. Все это способствует развитию детской фантазии, освоению основ дизайна.
Урок по теме «Геометрическая резьба» (2 часа) проведен в 7 классе в январе 2005 года.
Инструменты и оборудование: нож-резак, стамески (плоская, полукруглая), деревянная липовая заготовка размером 300х180х10, линейка, карандаш, циркуль, ластик, наждачная бумага, брус с пастой гои.
В начале учитель задает вопросы по теме прошлого урока: «Какие виды резьбы вы знаете? Где применяется резьба по дереву?» Далее можно переходить к изложению нового материала.
Для занятия геометрической резьбой нужен косой нож. Он должен быть заточен остро и отполирован. Полируют нож на войлочном круге пастой гоя. Зеркально отполированное лезвие дает чистый, сочный срез. Нож при геометрической резьбе держат зажатым в кулаке правой руки. Это связано с тем, что древесина — материал достаточно твердый и, чтобы углубиться в нее, требуется значительное усилие. Пальцы другой руки также постоянно участвуют в работе: направляют лезвие ножа, помогают его движению и удерживают заготовку в неподвижном положении.
Разметку узоров производят простым твердым карандашом с помощью угольника, циркуля и линейки. Все элементы рисунка четко вычерчивают на заготовке.
Наиболее просто вырезать сколышки. Их размечают как равносторонние или равнобедренные треугольники и вырезают так. Нож погружают в дерево вертикально поочередно по двум сторонам треугольника, сходящимся к вершине, причем в верхней ее точке нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, снимают, как бы скалывают, участок древесины между подрезанными сторонами. Чтобы получить навык в работе, сколышки вырезают на протяжении всей полосы. Зеркальные сколышки называют «куличками».
Одиночный узор «Треугольник» размечают в виде равнобедренных треугольников. Затем каждый из треугольников, стоящий на основании, делится линиями на три части. Вырезают его следующим образом: нож втыкают вертикально в точку, где сходятся лучи, лезвие должно быть направлено по лучу. В центральной точке нож углубляют на 3-4 мм, а в вершине угла он выходит на поверхность. Так поступают по всем трем лучам. Затем с каждой стороны треугольника, постепенно углубляясь к точке схождения лучей, срезают лишнюю древесину. Получается треугольник, углубленный по трем плоскостям. Так вырезают треугольники по всей длине полосы.
Еще одна разновидность геометрической резьбы называется «Сияние». Сияние может быть заключено в круге, квадрате, ромбе, прямоугольнике. Это сочетание равнобедренных треугольников, расходящихся из одной точки. Для их разметки циркулем вычерчивают две окружности нужного диаметра, делят ее на столько частей, сколько задумано лучей сияния. Точки деления соединяют с центром и получают сходящиеся веером к центру длинные узкие треугольники с чуть выпуклой короткой стороной. Каждый треугольник вырезают отдельно. Число лучей зависит от диаметра окружности, а также от породы древесины, на которой выполняют резьбу. На легко скалывающихся породах лучи сияния делают более широкими и неглубокими, чем на вязкой, одностороннего строения древесине. На изделиях русских народных мастеров встречаются сияния с самым различным числом лучей: 6, 8, 10… 28 и даже 38.
Разметку сияния в квадрате выполняют так. Проводят диагонали, затем стороны делят на задуманное число частей и соединяют их с центром. Каждый из образовавшихся треугольников необходимо разметить под резьбу. Чтобы в этих разных треугольниках была общая разметка, нужно провести внутри квадрата параллельно его сторонам вспомогательные линии. Между параллельными линиями размечают треугольники для резьбы. Центры, расположенные на этих вспомогательных линиях, нужно соединить лучами с углами треугольников. По этим лучам ведется наколка, а затем и вырезание сияния. Аналогично размечают под резьбу сияние в ромбе и прямоугольнике. Но в отличие от сияния в круге, где все лучи треугольники, одинаковые по величине, сияние в квадрате, ромбе, треугольнике имеют разные по длине треугольные лучи. В этом декоративная особенность каждого из сияний.
При вырезании элементов следует внимательно следить за расположением волокон древесины. В зависимости от расположения линий разметки по отношению к волокнам надо выбирать направление среза. Если он попадает против волокон, резьба будет грязной, шероховатой. Чтобы определить верное направление ножа, нужно сделать в одном из элементов неглубокий пробный срез. Если направление угадано правильно, поверхность среза будет гладкой. Тогда выполняют резьбу до требуемой глубины и в данном направлении срезают все однотипно расположенные элементы. Если же пробный срез получился шероховатым, значит нож идет против волокон и дощечку следует повернуть на 180О.
При срезании треугольников надо соблюдать определенную последовательность. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою, так как если сначала удалить два других треугольника, то этот не срежется, а сколется. Нужно будет делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности.
Нередко после срезания трехгранных элементов внутри узоров на линиях схождения резных плоскостей остаются заусенцы, которые засоряют резьбу. Чтобы от них избавиться, поступают так: в уже углубленном узоре делают еще раз неглубокую наколку по лучам треугольника и, совместив плоскость ножа с плоскостью среза, повторным срезом удаляют все лишнее.
Случаются дефекты резьбы и из-за неправильно заточенного инструмента. Иногда при срезании элементов дерево не режется, а скалывается. Это происходит потому, что лезвие ножа слишком толстое. Его необходимо переточить. В том месте, где произошел скол, делают второй срез. Чтобы не углубляться чрезмерно в дерево, нужно при этом снять лишь тонкую стружку. Не следует отчаиваться, если вначале узоры не будут получаться, и делать поспешный вывод, будто не удастся научиться этому виду декоративной работы. Только спокойствие и настойчивость в овладении техникой резьбы могут привести к успеху. После выполнения резьбы поверхность изделия надо прошлифовать мелкой наждачной бумагой. Древесная пыль из глубины узоров удаляется одежной щеткой. Чтобы закрепить резьбу, защитить ее от пыли, влаги, поверхность дощечки протирают при помощи кисти жидко разведенным лаком, он, впитываясь в дерево, дает надежное защитное покрытие и не блестит. На изложение нового материала уходит 10-15 минут, практическая часть занятия занимает до 70 минут. При выполнении данного вида работы на уроке учитель должен следить за правильностью выполнения резьбы, техникой безопасности, проводить текущий инструктаж. В конце занятия, собрав и проанализировав работы учащихся, нужно указать на характерные ошибки и пути их исправления и, конечно же, похвалить детей за старание.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика