Cтратегические игры на уроках истории
Оксана РАХИМЗЯНОВА, учитель истории Канашской средней школы № 6, финалист республиканского конкурса "Учитель года - 2005"
Дети не могут глубоко заглядывать в будущее и не осознают в полной мере того, какую пользу им несет образование для взрослой жизни. Они живут по принципу «здесь и сейчас», ценно для них то, что им интересно и что их увлекает. На этом строится современная система воспитания и обучения. Для успешного обучения ребенку необходимо предоставлять постоянную возможность быть увлеченным в учебе. Я — сторонница актуализации процесса обучения. Образование должно стать самым важным делом для ребенка и всегда привлекать его. А это не просто. Актуализация обучения основывается на интересах обеих сторон, как учеников, так и преподавателей.
В работе я придерживаюсь технологии деятельностного подхода, предоставляя ученику самому разобраться в причинно-следственных связях, рассматривать с разных позиций природу исторических событий. Ученик наблюдает, сопоставляет, обобщает результаты, то есть проделывает такую же работу, которую совершали, скажем, авторы учебников. Я полагаю, что только самостоятельная работа учит и воспитывает активную личность, способную вести поиск, делать открытия, принимать решения и нести ответственность за себя и за людей.
Современный урок должен быть технически насыщенным и энергичным. Сегодняшние дети способны усваивать учебный материал на подсознательном уровне виртуальных потоков гораздо более, чем прошлые поколения. По данным психологов, скорость протекания психических реакций у современных детей выше. Однако скорость получения информации не означает качества ее обработки. Для современных детей актуален тезис: воспринимать много — усваивать сжато. Урок должен быть энергичным и динамичным. Любое изложение материала должно включать в себя динамическую наглядность и возможность интерактивного взаимодействия. Это уже объективная социальная и психофизиологическая данность и реальность.
Дети в возрасте 10—14 лет способны к работе, которая в прошлом была доступна, вообще-то, зрелым людям. Современные ученики прекрасно приспособлены на скоростное и сжатое получение информации, здесь велика роль технических средств, носителей информации и ее ресурсов. Техническая обеспеченность и психологическая обоснованность — две точки, через которые я провожу прямую линию своей работы.
В течение ряда лет, кроме достаточно стандартизированного списка игр (игры-соревнования, урок-турнир, игры-путешествия, спортивные, ролевые), я провожу стратегические игры. Стратегические игры — это модернизированный вариант ролевых игр с использованием широкого спектра информационных ресурсов, доступных современному ученику. Это та форма условного взаимодействия, когда ученику предлагается не только рассматривать исторический материал со стороны, а стать участником тех событий, окунуться в водоворот обстоятельств, попытаться изменить историческую реальность во «взаимодействиях» с историческими личностями.
Дети подготовлены к подобным действиям. С одной стороны, учителя на своих уроках широко применяют инновационные технологии. С другой — большинство детей увлекается компьютерными играми типа «стратегия». И можно сказать, что они владеют методологической базой для участия в стратегических играх. Фактически я предлагаю те же компьютерные стратегии, но с той разницей, что все происходит не в режиме реального времени, а в форме тактических вариаций. И в то же время правила игры требуют соблюдения исторических реалий и соответствия характерам основных персонажей. Наиболее разработанными, я считаю, три стратегические игры, проводимые мною: «Феодальная раздробленность Западной Европы», «Нашествие с Востока», «Борьба Руси с западными завоевателями». Имеются, конечно, и другие разработки, но они еще в стадии ролевых игр.
При изучении в 6 классе темы «Нашествие с Востока» класс делится на три команды:
— армия татаро-монгольских завоевателей (монгольские ханы и полководцы);
— русские князья, представляющие свои княжества, а также новгородские бояре;
— рефери (наблюдатели и судьи), в их число могут входить реальные личности, как монахи Юлиан, Рубрук, Карпини.
Детям предлагается после изучения реального хода событий внести виртуальные изменения в историю, переиграть обстоятельства того времени. Страсти кипят не на шутку: «монголо-татары» апеллируют к своей улусной сплоченности, дисциплине и мобильности, «русичи» пытаются договориться и объединиться для борьбы с ними, найти новую тактику ведения военных действий против монгольской конницы, рефери не позволяют ни тем, ни другим отойти от социальных, культурных и технологических реалий того времени. Материал урока усваивается почти автоматически. Для меня особенно отрадно, что дети, зная, что их ждет игра, втягиваются в процесс самообразования, читают учебник, как они выражаются, «наперед», ищут в дополнительных источниках веские аргументы и факты. И находят! Правила таковы, что, владея знаниями и фактами, можно изменить ход времени. Например, Владимирское и Рязанское княжества в союзе с Волжской Булгарией в 1236 году полностью срывают план монгольского нападения на Восточную Европу, отбрасывают монголов обратно в степи. Участники игры имеют:
— право на риск и возможность переоценки своих способностей, что способствует формированию самоконтроля и развивает критичность мышления;
— равные возможности, перед игрой все участники находятся субъективно в одинаковых условиях — каждый может стать и победителем, и побежденным. Скажем, великий князь Владимирский Юрий в ходе аргументированных переговоров может поставить под свои знамена новгородское ополчение — это около 20 тысяч ратников;
— право корректировать выбранную тактику, исправлять ошибки в случае их допущения. Как правило, это право рефери, но и они могут попасть под прицел «монголов» и «русичей»;
— в стратегической игре необходимы личностный анализ ситуации и оценка всех действующих сторон. Учитель выступает лишь в роли организатора (начальника генерального штаба), не как судья. Он может эмоционально воздействовать на процесс, его темп и напряженность, напоминая участникам игры об этике взаимоотношений. Судьи уже есть, чем больше у рефери информации, тем труднее противоборствующим «монголам» и «русичам».
Ценным в таких играх-уроках явилось то, что каждый учащийся мог проверить истинность своих предположений, довести их до логического конца. В традиционном обучении это весьма редкое явление. Это ярко проявлялось тогда, когда дети были вынуждены объединяться перед лицом внешних обстоятельств и приходили к пониманию, что объединенные действия приносят больший результат, нежели суммарный результат их индивидуальных действий.
Или же иной вариант. После стратегической игры «Борьба Руси с западными завоевателями», как заключение и обобщение, проводится пресс-конференция основных участников событий. Вопросов много. Среди них имеются адресные, которые требуют серьезного анализа и конкретного ответа. К примеру, вопрос к магистру рыцарского ордена крестоносцев: «Почему Вы, опытный воин, позволили завлечь себя на лед?» Вопрос князю Александру: «А Вы уверены, что ваша ориентация на Восток не тормозила развитие Руси?» Вопрос псковским боярам и воеводе: «Предательство может быть оправдано экономической выгодой?» Следующий вопрос адресован Бату хану. Но если дети через информационные каналы выйдут на Каракорум, то можно его задать и великому хану: «Вы согласны с тем, что прибрали к рукам Северо-западную Русь руками Александра?»
Рождается особая потоковость сознания. Однако она способна развиться только через создание проблемной ситуации, которую дети способны решить совместно, и решение которой должно стать для них самостоятельным «открытием». Проблемные ситуации по уровню сложности должны быть такими, чтобы дети за один урок интуитивно, а за два сознательно, могли прийти к верному решению. Учитель должен манипулировать условиями проблемной ситуации, но не подсказывать ответа. Опыт свидетельствует, что несамостоятельное «открытие» не становится внутренним достоянием детей. На последующих уроках создавались ситуации, в которых учащиеся использовали свои «открытия» закономерности, способы решения — в менее драматических ситуациях. «Открытие» совершается тогда, когда дети очень заинтересованы в нем, когда оно представляет способ, позволяющий решить трудную, но очень важную для них проблему.
Это происходит, если для школьника это не абстрактная, а важная проблема категории «здесь и сейчас».
Для наглядности приведу стратегическую игру по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». Технологически урок обеспечен электронной презентацией, созданной в системе «Microsoft Office Power Point». Слайды презентации иллюстративно и динамично насыщены, решены в психологически воспринимаемой сине-белой гамме, демонстрируются непрерывно в ходе всего урока, представляя собой систему подсказок электронной энциклопедией. Класс, как игровое пространство, делится на четыре группы:
1. Новгородцы во главе с князем Александром.
2. Рыцари-крестоносцы во главе с магистром ордена.
3. Бояре Псковской республики.
4. Татаро-монголы (в данной ситуации выступающие как рефери и наблюдатели во главе с основателем Золотой Орды Бату ханом).
Каждая группа получает стартовые карты, сделанные на манер игральных, через которые им передаются вполне определенные «силы и средства», а также получают игровой меморандум, в котором изложены объективные исторические обстоятельства того времени. Особо примечательно то, что обстоятельства, изложенные в меморандуме, лишены политической оценки. Оценку им дают играющие стороны. То есть, нет плохих рыцарей, хороших русичей, хитрых монголов и предателей-псковичей, имеются лишь собственные интересы каждой стороны, обусловленные географическими, экономическими, культурными и политическими особенностями. Игра разворачивается так, что рыцари должны оправдать экспансию, обоснованно доказать целесообразность присоединения к ордену Новгородской и Псковской земель, более того, обосновать выгоду, которую получают русичи. Псковичи оправдывают свой выбор «западной руки», новгородцы отстаивают право «меч обнажить за пажити своя», а монголы, как показали наши игры, находят выгоду для себя при любом решении.
Через дискуссию, моделирование и ролевое позиционирование дети приходят к глубоким обобщениям, чем требует от них программа. Они не только досконально разбирают и эмоционально переживают события того времени, что уже является фактом изучения материала, не только осознают поступки предков и воинский талант Александра, но и самостоятельно приходят к серьезным выводам. Дети понимают, что эти события не просто эпизоды рядового локального конфликта Средневековья, которых было немало, а «момент истины» для всей истории нашей страны: быть Европой, Азией или Россией?
Главным итогом урока является не безупречное знание определенного материала, а то, что дети продолжают погружаться в тему и самым популярным фильмом на СD у них становится на долгое время не какой-нибудь голливудский блокбастер, а фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.), правда, не лишенный идеологической окраски, что объяснимо: канун Второй мировой войны. Начинается поиск книг по теме, разворачиваются уличные игры в рыцарей. В этих играх детям хочется быть «русичами», а не «крестоносцами». Причиной тому не только поражение немцев 5 апреля 1942 года, это уже движение к душе и самоидентификации. Через ролевой урок к детям приходит живая история и осознание чувства неразрывной связи с ней.
Был случай, когда на одном из уроков команда динамичных, развитых, инициативных «рыцарей» сумела переломить ситуацию, убедив «новгородцев» не выходить на сечу, не верить Александру. Ребята подготовились. Из Интернета были извлечены сведения о дальнейших делах Александра, о его взаимоотношениях с Бату, Сартаком и Берке, кое-что из их личной жизни. Аргументы были сильные. И каково же было мое изумление, когда в процесс вмешались «монголы» и не менее аргументированно доказали необходимость войны с «рыцарями» и предложили «новгородцам» военную помощь. И те поднялись на сечу и в очередной раз разгромили врага.
И как было детям приятно узнать, что такое было реально, правда, спустя 27 лет после изучаемых событий. И героями того дня были не «рыцари» и «новгородцы», а «монголы», которые гордо заявили: «Мы Русь спасли!»
По сути дела стратегическую игру можно разработать и развернуть по каждой теме программы и в любом классе. Но чрезмерность столь же вредна, как и недостаток. Ребенок должен ждать игру и к ней готовиться. Она должна быть наградой и апофеозом предварительной работы.
Мой принцип такой: одна игра, не только стратегическая, но и более привычная ролевая на 5-6 тем и ее не надо повторять в других классах. С одним 6 классом я играю «Нашествие с Востока», с другим «Феодальную раздробленность Западной Европы», с третьим «Борьбу с западными завоевателями».
Что мне это дает?
1. Информационное усиление. Ребята, общаясь, делятся друг с другом и обмениваются фактографической информацией.
2. Защиту от собственного эмоционального «выгорания». Подготовка к игре требует много сил и времени, но, самое главное, искреннего эмоционального напряжения. Некомфортно переживать эмоциональное включение в аналогичную ситуацию в нескольких классах по одной тематике.
Исходя из собственного практического опыта и теоретического анализа я пришла к следующим основным положениям.
Для формирования творческого, самостоятельного, инициативного мышления на уроках истории нужно:
1) создавать внешние и внутренние условия, обеспечивающие высокую эмоциональную включенность (по принципам хороших, захватывающих игр) через:
— осознание и понимание у детей свободы выбора в путях и средствах достижения цели на уроках;
— понимание возможности «проигрыша» при нерасчетливых действиях и завышенных притязаниях;
— осознание зависимости своих «выигрышей» от собственных знаний, умений и навыков, от способности обоснованно рисковать;
2) учителю придерживаться позиции не «старшего товарища» или равноправного партнера, а комментатора и ведущего игры-урока, консультанта;
3) создавать условия, при которых учащиеся не должны рассчитывать на помощь учителя. Такие уроки перемежаются с уроками-консультациями. У детей, кроме того, имеются дополнительные информационные материалы, облегчающие выполнение задачи;
4) всемерно поощрять оригинальность, нестандартность, продуктивность мышления.
Для понимания важности пользы объединения, умения взаимодействовать мы создавали поощряющие сотрудничество условия, при которых детям очевидны: невозможность в определенных условиях действовать поодиночке; польза при совместных действиях; невыгодность действовать «непорядочно» по отношению к другим; возможность свободного выбора партнеров.
Для индивидуального развития каждого учащегося и формирования адекватной самооценки необходимо:
1) создание условий для свободного выбора учащимися задач разного уровня сложности;
2) создание условий для оперативного получения индивидуальной или коллективной консультации от одноклассников, учителей, пользования различными устными, письменными и электронными источниками;
3) оценивание ответов учащихся по степени обоснованности и доказательности;
4) при решении задач исходным считать не объективную, а субъективную для класса истину;
5) не считать точку зрения учителя приоритетной, она также должна быть обоснована. В противном случае учитель должен уступить. Более того, для выработки критичности мышления у детей, умения доказывать последнее даже полезно. Замечу, что это не только не снижает авторитет учителя, но даже усиливает взаимопонимание с детьми и их доверие к учителю.
Дети могут и должны находить помощь в своем детском коллективе. Они должны выработать механизм социальной защиты. Отрабатывая на уроке, в игровой позиции, определенные социальные роли сильных личностей (а другие в историю не попадают), дети калькируют их психологическую структуру. Прожив минуту героем, трудно быть после трусом, позволять унижать себя. Сыгравшие роль царя Леонида в Фермопильском проходе или его друзей по оружию из числа 300 спартанцев с большей готовностью примут опасность (или даже подготовлены к опасности), чем их сверстники, того не пережившие. Кроме того, игра учит жить по правилам и в пространстве социальных ограничений, исполнять законы. У играющих детей резко возрастает потребность в социализации. Они обретают структурное «мы», не выходят из игры по окончанию урока, требуют ее продолжения. «Русичи» остаются «русичами», «монголо-татары» — ими же и, начав условное противоборство в 1237 году, ждут «реванша» в 1380 году домогая вопросом «А когда Куликовскую битву играть будем?»