Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Н.Иванова, А.Иванов "Принципы озеленения школьной территории"

Принципы озеленения школьной территории

Наиля ИВАНОВА, учитель средней школы № 10 г. Чебоксары;
Алексей ИВАНОВ, доцент кафедры биологии и экологии Чувашской сельскохозяйственной академии

 Озеленение территории школы зависит от его планировки. Нормативы под школьные участки для относительно небольших школ составляют не менее 1,5-2 га. На этой территории должно быть высажено как можно больше растений (1).
Территорию школы подразделяют обычно на функциональные зоны: учебно-опытная, отдыха, спортивная и хозяйственная. В зависимости от этого набор высаживаемых растений на этих участках различный. Ассортимент растений для учебно-опытной зоны (участка) определяет программа обучения. Чем руководствоваться при подборе растений для озеленительных работ зоны отдыха? Выделяем следующие требования при подборе ассортимента: растения должны создавать благоприятный микроклимат на территории школы, должны обладать декоративными качествами, они должны служить дополнительным наглядным материалом для усвоения школьной программы по биологии.
По периметру школьной территории рекомендуют высаживать высокие или очень высокорослые деревья 20-25 м в высоту. Это аллейные или рядовые посадки. Если это аллея, то расстояние между рядами 2,5-4 м, а между растениями в ряду — 1,5-3 м. Растения для аллейных посадок должны быть привлекательными, лучше использовать виды с овальной, яйцевидной, пирамидальной или колонновидной кронами. Виды с раскидистой кроной обычно имеют мощные боковые сучья и поэтому чаще подвергаются обломам. Для аллейных посадок наиболее подходят ель, лиственница, береза, липа, тополь. Для посадки пригодны тополя с пирамидальной кроной — берлинский, белый, московский и др. Указанные виды тополя выгодно отличаются своей привлекательностью в течение всего года благодаря плотной пирамидальной кроне, а в летнее время не дают плоды с летучими семенами, как это наблюдается у тополя душистого. Перечисленные роды состоят из нескольких близких видов, которые по форме мало отличаются друг от друга. Поэтому в рядах можно чередовать близкие виды. Смешивать в рядах виды из разных родов не рекомендуется. Из елей создавать посадки по понятной причине рискованно, так как перед новым годом есть опасность вырубки посадок. Аллея может быть предназначена для прогулок и как беговая дорожка. Периферические посадки при плотной посадке изолируют школу от шума и пыли, кроме того, они создают фон для остальных декоративных посадок среднего плана.
Опытные участки должны быть загорожены от остальной территории для ограничения доступа к коллекционным растениям. Целесообразно их закладывать рядом со школьной теплицей. На опытном участке должны быть предусмотрены отделы овощных и плодово-ягодных культур. Набор растений для этих участков определяется учебной программой. Из плодово-ягодных культур в коллекции могут быть представлены сорта наиболее распространенных культур семечковых, косточковых и ягодных культур. Посадки должны быть рядовые, что характерно для агроландшафтов, а количество растений может быть минимальное.
Спортивная площадка обычно планируется ближе к окраинам, в удалении от учебного здания, она располагается вдоль периферийных посадок. Дополнительно здесь целесообразно высаживать высокорослые растения боярышника петушья шпора для стриженых зеленых изгородей.
Вблизи хозяйственных построек возможно использование вьющихся растений — актинидия коломикта, виноград амурский, древогубец цепкий, древогубец круглолистный, жимолость вьющаяся поздняя, жимолость Гекрота, жимолость отпрысковая, лимонник китайский, ломонос восточный, луносемянник даурский, партеноциссус пятилисточковый, паслен сладко-горький и др. (2). Чтобы они могли проявить свои декоративные свойства, необходимо их направить на стены или на другие специальные опоры.
Для оформления зоны отдыха привлекают травянистые и древесные растения. Набор древесных растений в этой зоне может составить школьный дендрарий, а травянистые растения — это как правило цветочные растения, высаживаемые на цветниках. Но могут быть коллекционированы лекарственные или другие группы трав.
Между школьным зданием и периферийными посадками разбиваются участки декоративных древесных растений, составляющие средний план. Необходимо, чтобы посадки обозревались со стороны школьного здания, поэтому более высокорослые растения размещать на заднем плане, ближе к границе школьной территории. Наиболее привлекательны ландшафтные посадки. Для таких посадок важно иметь разнообразие растений, отличающихся по высоте, кроне, форме и окраске листвы и многими другими особенностями. При подборе видов для посадки выбирают среднерослые и низкорослые деревья 6-20 м высоты и кустарники 1-6 м высоты. По форме листвы наиболее привлекательными являются виды с крупными перистыми и пальчатыми листьями (аморфа кустарниковая, бархат амурский, конский каштан обыкновенный, орех маньчжурский, птелея трехлистная, робиния лжеакация, рябинник рябинолистный). Большинство растений по окраске листвы мало отличается друг от друга в летнее время. Поэтому виды и формы с желтой (бузина черная, чубушник), пурпурной (клен остролистный Кримсон Кинг, барбарис обыкновенный, яблоня Недзвецкого), сизой (садовые формы ивы ломкой), серебристой (лох узколистный) листвой выгодно отличаются от окружения. Осенью особенно яркие листья у клена Гиннала, клена остролистного, некоторых форм сливы, груши, рябины. Важно и то, что у некоторых растений листья остаются зелеными почти до снегопада (калина бульденеж, тополь пирамидальный, скумпия кожевенная). Во время созревания плодов наиболее заметны издали снежноягодники, боярышники, калина. В зимнее время очень красивые красные и желтые побеги у дерена белого и ивы белой.
При подборе красивоцветущих видов необходимо учитывать также сроки цветения. Среди древесных растений можно найти виды, отличающиеся разными сроками цветения. Немногие из них цветут во второй половине лета. Однако имеются виды, цветущие до осенних заморозков. Таким образом из древесных растений можно создавать композиции непрерывного цветения. Необходимо также учитывать аллергенные растения и растения с ядовитыми свойствами (бузина красная, волчеягодник, токсикодендрон).
Особенно украшают любые участки вечнозеленые и плакучие растения. Из вечнозеленых растений наиболее декоративны ель колючая, ель сизая «conica», кипарисовик горохоплодный, можжевельник казацкий, можжевельник обыкновенный, виды сосны, туя западная, магония падуболистная, самшит вечнозеленый. Виды и формы с плакучими кронами распространены реже. В Чебоксарах имеются посадки караганы плакучей (привитая форма) и ивы белой плакучей.
Высаживаемые древесные растения могут быть объединены по следующим принципам, как это принято в специализированных ботанических учреждениях (3). Например, по географическому принципу можно высаживать на отдельных участках растения дендрофлоры Европы (включая Кавказ), Сибири и Дальнего Востока (включая Восточную Азию), Средней Азии (включая Гималаи и Гиндукуш), Северной Америки. При этом очень важно иметь участок дендрофлоры Чувашии. Многие виды местных растений не требуют особых условий произрастания. Это виды родов береза (2 вида), бересклет (1), боярышник (1), дрок (2), ель (1), жимолость (1), жостер (1), ива (18), ильм (2), калина (1), клен (1), крушина (1), лещина (1), малина и ежевика (2), миндаль (1), можжевельник (1), ольха (2), пихта (1), ракитник (2), рябина (1), смородина (3), сосна (1), спирея (1), тополь (3), черемуха (1), шиповник (7), яблоня (1), ясень (1).
По систематическому принципу растения группируются по родовым комплексам, то есть на одной территории высаживаются виды, относящиеся к одному и тому же роду. Особенно богаты видами роды боярышник, жимолость, смородина, спирея, чубушник, шиповник, яблоня и др. При составлении коллекций можно ограничиться только декоративными красивоцветущими растениями, например, при создании сада ароматов. В таком саду уместно высаживать и красивоцветущие растения, большинство из которых распространяют приятный аромат. Особенно душистыми являются цветки лоха узколистного, сирени венгерской, сирени обыкновенной, смородины золотой, большинства чубушников. В коллекциях можно иметь также виды из Красных книг — микробиота перекрестнопарная и др. Группировать также можно по хозяйственному использованию — дикорастущие плодово-ягодные и орехоплодные растения, лекарственные растения, нектароносные и пергоносные, технические и другие. Почти все виды следующих родов являются дикорастущими плодово-ягодными и орехоплодными растениями: актинидия, арония, виноград, барбарис, боярышник, вишня, груша, жимолость, ирга, кедровый стланик, крыжовник, лещина, лимонник, мушмула, облепиха, орех, рябина, слива, смородина, сосна сибирская, хеномелес, черемуха, шелковица, шиповник, яблоня. Возможно коллекционирование основных лесообразующих пород и сопутствующих им видов из различных регионов Северного полушария. Это виды родов береза, дуб, ель, клен, лиственница, можжевельник, ольха, пихта, псевдотсуга, сосна, тополь, высаживая их массивами или используя одиночные посадки.
Деревья высаживать разреженно, лучше — солитерные посадки. Кустарники следует использовать для обрамления древесных растений, групповых или одиночных посадок. Дорожно-тропиночную сеть шириной 2,5-3 м нужно проложить между группами древесных посадок. Кривизна дорожек поддерживается группами кустарников. Растения высаживать таким образом, чтобы они при достижении максимального размера не перегораживали дорогу.
Нередко через пришкольные участки жители микрорайона, особенно в городе, прокладывают тропинки. Хотя такие тропы ежегодно перекапываются или засаживаются растениями, но в большинстве случаев это не останавливает пешеходов. Для предупреждения таких троп возможно использование элементов геопластики, сооружая насыпи в виде холмов. Холмы можно возвести грунтом, вынутым с прилегающих участков. Такие возвышенности и впадины могут создать искусственный рельеф для разнообразия ландшафта.
Живые изгороди лучше высаживать вокруг школьного здания, на переднем плане. Изгороди могут быть стриженые или нестриженые. Для нестриженых живых изгородей лучше применять низкорослые шиповник морщинистый, спиреи, барбарис обыкновенный и барбарис маньчжурский, чубушники и т. п. Для стриженых живых изгородей использовать боярышник петушья шпора, кизильник блестящий и другие.
При оформлении участка древесных растений возможно использование приемов экологического направления садово-паркового искусства, высаживая крупномерные травянистые декоративные растения (бузульник, горец бальджуанский, горец сахалинский).
Цветочно-декоративные растения высаживаются на цветниках. Как правило, цветники закладываются поблизости учебного корпуса и вдоль основных дорог. Для создания цветников могут быть использованы различные формы цветочных насаждений: клумбы, рабатки, группы, солитерные посадки, бордюры, миксбордеры, рокарии, а также сюжетные цветники (4, 5). Для создания цветочных композиций могут быть использованы однолетники, многолетники; ковровые, луковичные, лиственно-декоративные растения; розы, а также комнатные растения, высаживаемы на летнее время.
Ниже приводится пример цветочного оформления внутреннего двора школы №19 г. Чебоксары. Озеленяемая территория расположена между учебным корпусом и спортзалом, которые соединены между собой с одной стороны со столовой, с другой навесом. Размер дворика 22х15 м. По периметру участок обложен бетонными плитками 45х45 см.
Растения высажены по сюжетному рисунку. Сюжетный рисунок цветника составляют группы растений и дорожно-тропиночная сеть. По данному рисунку дорожно-тропиночная сеть была выложена в 2004 г. Центр цветника занимает композиция «цветок». Его очертания создают плиточное покрытие, уложенное по кругу, и группы растений по наружному краю круга в форме лепестков. Внутри круга проложены ломаные узкие дорожки, и эта часть «цветка» оформлена в виде миксбордера. Для усиления художественного эффекта установлена декоративная ограда.
Мощение внутреннего дворика и посадочный чертеж цветника: 1 — агератум мексиканский, 2 — алиссум морской, 3 — астра китайская красная, 4 — астра китайская рубиновая, 5 — астра китайская розовая, 6 — астра китайская белая, 7 — бруннера сибирская, 8 — георгина однолетняя, 9 — годеция прелестная, 10 — ипомея пурпуровая, 11 — ирис германский, 12 — камнеломка, 13 — канна, 14 — кларкия изящная, 15 — кохия, 16 — лаватера трехмесячная, 17 — лобелия эринус, 18 — нарцисс поэтический, 19 — пеларгония зональная, 20 — петуния гибридная розовая, 21 — петуния фиолетовая, 22 — пион молочноцветковый, 23 — подсолнечник однолетний, 24 — портулак крупноцветковый, 25 —флокс шиловидный, 26 — цинния шарлаховая, 27 — шалфей блестящий.
От «цветка» к краям озеленяемой площадки крест-накрест расходятся прямые дорожки. «Цветок» является доминирующей композицией. По углам цветника плиточные дорожки обособляют подчиненные композиции.
При подборе растений для оформления цветника использованы виды и сорта, различающиеся между собой по высоте, окраске, форме роста и по листве. Для оформления лепестков использованы растения с цветками белых, красных и розовых тонов. Миксбордер в центре «цветка» оформлен из большего количества видов. Здесь имеются посадки растений с красными (шалфей, пеларгония), оранжевыми или желтыми (георгина, хризантема) цветками. По форме роста от большинства растений резко контрастируют пирамидальная компактная кохия и возвышающийся над всеми растениями подсолнечник, высаженный у декоративной ограды. Отличаются растения и по листве. Благодаря этим особенностям каждый вид в композиции отличается в различное время или цветением, или в вегетирующем состоянии. Подчиненные композиции по углам однотипные, и они менее насыщены видами. Акцентами здесь являются долгоцветущие лаватеры и крупноцветковые кусты пиона.
Рано весной цветник оживляют многолетники — ирис, бруннера, нарцисс; чуть позже — флокс шиловидный и камнеломка. Эти растения высажены по периметру цветника, в промежутках между доминирующей и подчиненными композициями и вдоль дорожек. Низкорослые камнеломки, алиссумы, лобелии, флокс шиловидный выполняют функции фоновых растений, подчеркивая обособленность отдельных композиций цветника. Остальные растения зацветают в начале лета и цветение продолжается до осенних заморозков.
Коллекции растений способствуют приобщению учеников к научной работе. Прежде всего, это проведение фенологических наблюдений и изучение динамики роста и формирования жизненных форм. Схемы фенонаблюдений за древесными растениями, разработанные в Главном ботаническом саду РАН, вполне доступны для проведения научных наблюдений в школьных кружках. Фенонаблюдения дают возможность лучше понять жизнь растений в конкретных климатических условиях. Например, в школе № 49 всего насчитывается более 50 видов древесных растений.
Наблюдения за деревьями и кустарниками показали, что они чутко реагируют на изменения условий внешней среды. Эти условия выявляют адаптивные возможности вида к новым климатическим условиям. Для выращивания в нашем климате устойчивыми оказались большинство названных видов. Их ритм сезонного развития совпадает с ритмом развития местных растений. Они цветут, плодоносят и сохраняют типичную жизненную форму в новых условиях. Небольшие зимние повреждения имеют лишь некоторые виды. Менее перспективным является орех, который ежегодно повреждается зимой. При оформлении территории пришкольного участка следует подбирать растения, относящиеся к более ранним феногруппам. Однако желательно иметь в коллекциях и виды, относящиеся к другим феногруппам для сравнительного изучения и оценки растений.
Таким образом, для озеленения школьных участков имеется достаточный набор растений, устойчивых к местным условиям произрастания. Биология этих растений применительно к местным условиям достаточно изучена, и их смело можно высаживать на пришкольные участки (6).
Литература
1. Агафонов Н.В., Мамонов Е.В., Иванова И.В. Декоративное садоводство. М.: Колос, 2000. 320 с.
2. Иванов А.М. Биологические и декоративные особенности лиан в условиях Чебоксар // Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия. Казань: Форт-Диалог, 2000, С.101—104.
3. Иванов А.М. Основные планировочные элементы и ботанические экспозиции Чебоксарского ботанического сада / Экол. вестн. Чув. Респ. Вып. 15, 1996 г., С.80-87.
4. Строительство экспозиций цветочно-декоративных растений в Чебоксарах. // Экол. вестн. Чув. Респ. — Вып. 20, 2000 г., С. 50-51.
5. Иванов А.М. Сюжетный цветник «Пике» в оформлении экспозиционной зоны в Чебоксарах // Экол. вестн. Чув. Респ. — Вып. 22, 2000 г., С.13-15.
6. Иванов А.М. Вегетационный период деревьев и кустарников в городских насаждениях // Труды Чув. гос. сельхоз. акад. — Т.15. Чебоксары: ЧГСХА, 2001. С. 59-61.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика