Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

А.Никитин "Cостояние учебно-методического обеспечения образования: опыт, проблемы"

Cостояние учебно-методического обеспечения образования: опыт, проблемы

А.П. НИКИТИН, проректор по учебно-методической работе Чувашского республиканского института образования

Весной в Чувашском республиканском институте образования прошла научно-практическая конференция, посвященная важному вопросу — современному состоянию учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Дефицит учебников и пособий ушел в прошлое, наоборот, в книжных магазинах и коллекторах сегодня можно увидеть множество разнообразной учебной и методической литературы. Вопрос в другом — как отобрать самое ценное и необходимое. Об этом выступали сотрудники института и гости, приводили статистику. Одна из актуальных сторон вопроса — обеспечение учащихся не просто стабильными учебниками (к сожалению, их мало), а специальной литературой как для базового, так и для профильного обучения, поскольку школы повсеместно вводят профильные предметы и элективные курсы. В будущем планируется широкое распространение учебников принципиально нового поколения — учебники с электронными приложениями. В номере публикуется выступление проректора Чувашского института образования по учебно-методической работе А.П. Никитина по данному вопросу.

 Одним из основных средств обучения был и остается школьный учебник, а результативность и успешность обучения во многом зависит от качества содержания учебника. Ведь от того, с какими учебниками сядут сегодня за парты школьники, с какими знаниями они вступят в жизнь, зависит судьба идущих в стране реформ и будущее России в целом. Учебник нужен, в первую очередь, ученику. Поэтому нужно знать, каким учебником его обеспечить. Содержание учебников полностью должно соответствовать возможностям ученика. Кому-то достаточно и базового уровня, кому-то — углубленный уровень, и авторы учебника обязаны это учитывать. И покупать нужно такие учебники.
Учебник должен быть и удобным. Удобство подразумевает возможность удобно носить его с собой в школу. Его содержание должно быть доступным ученику, как учебники по физике, составленные В.А. Касьяновым и Г.Я. Мякишевым, хотя и они далеко не идеальные. Учебник должен быть читаемым, то есть должен быть не только источником информации, но и советчиком. В частности, для учебника математики не лишними были бы разделы разноуровневых консультаций по решению сложных задач. Разумно включать в учебники и познавательный материал, чтобы у учеников не создавалось неверного представления, что математика — это лишь свод формул, который нужен для решения задач. Вот какой учебник нужно предлагать ученикам. Сотрудники кафедр Чувашского института образования из огромного количества вариативных учебников стремятся найти именно такие учебники и предложить их школам республики.
Любой учебник содержит в себе научные, дидактические, методические принципы организации учебного материала. Но каковы эти принципы? Согласовываются ли они с учебным процессом, вписываются ли они в единый гармоничный учебно-методический комплект? Соблюдена ли преемственность обучения? Вот в чем должны ориентироваться школьные работники в современном бескрайнем, а порой и опасном море учебной литературы. Действительно, сегодня море учебной литературы. Мы рассчитываем, что наша конференция поможет в какой-то мере определиться в сложившейся ситуации с учебной литературой в школе.
Каково же сегодняшнее состояние учебно-методического обеспечения образования в школах нашей республики? По нормативам в школе на одного ученика приходится в среднем 8 учебников (не считая учебников по таким предметам, как музыка, изобразительное искусство, физкультура, трудовое обучение, основы безопасности жизнедеятельности), в том числе на ученика начального звена — 4 учебника, основного — 9 учебников, старшего — 12 учебников. Средняя цифра выведена с учетом количества учебных предметов в данном классе, учебного плана, которые могут быть разными в разных школах в зависимости от статуса.
В целях изучения вопросов, связанных с обеспечением учащихся учебной литературой, институтом образования были организованы целевые выезды в школы ряда районов, в том числе Вурнарского, Цивильского, Ядринского, Янтиковского и г. Шумерля. Так, организация централизованного сбора родительских денег и поставки учебников во всех школах Янтиковского района, в большинстве школ Шумерли, Цивильского, Ядринского, Вурнарского районов является наиболее продуманной. Все операции от формирования заказа до поступления книг в школы находятся в едином режиме.
Следует отметить целенаправленную работу органа управления образованием Янтиковского района по обеспечению школ учебно-методической литературой, поставке их в школы района. Во всех общеобразовательных школах используется схема централизованного обновления учебного фонда путем приобретения недостающих учебников с привлечением бюджетных (26%) и родительских средств (73,5%). Обеспеченность учебниками федерального комплекта в районе составляет 84,0%, республиканского комплекта — 100%. Методист Н.Ю. Федорова ведет систематический контроль за формированием заказов, поступлением учебников и расходованием родительских средств, аккуратно ведет документацию.
Заслуживает одобрения работа педколлектива школы № 2 г. Шумерля по комплектованию библиотеки литературой: вся работа от формирования заказа до поступления учебников в школу находится под контролем директора школы Л.В. Осиповой. Она не только отслеживает динамику обеспечения учебной литературой каждого класса, но и разработала программу действий для обновления библиотечного фонда учебниками. Библиотекарь А.П. Карманова, специалист с большим стажем, умело проводит информационно-библиографическое обслуживание учащихся и педагогов, использует разнообразные методы и формы работы. Ежегодно в школу в среднем поступает 1,5 учебника на 1 ученика, что выше среднего показателя по республике.
В Вурнарской средней общеобразовательной школе № 1 также организована централизованная поставка учебников за счет родительских взносов. Однако здесь не изучается состав библиотечного фонда и федеральный перечень учебников, что мешает грамотно и рационально расходовать родительские средства, создает ситуацию, когда в библиотеке накапливается большое количество невостребованных учебников, в том числе по обществознанию А.А. Левандовского, по русскому языку В.Ф. Грекова, химии Г.Е. Рудзитиса. При наличии в библиотечном фонде достаточного количества учебников природоведения 2002—2003 годов издания продолжают использовать учебники выпуска 1991—1996 годов авторов З.А. Клепининой, Л.Ф. Мельчакова, «Родное слово» В.Г. Горецкого, «Родная речь» М.В. Головановой.
В Николаевской средней школе Ядринского района в свое время не смогли провести разъяснительную работу на должном уровне, в результате чего родители взяли на себя ответственность за обеспечение детей учебниками (без централизации денег в школе), а по переходу ребенка в следующий класс учебники остаются у детей, дома, что ведет к постепенному исчезновению учебного фонда в школе.
По состоянию на 10 января 2005 года федеральными учебниками, изданными в 1998—2004 годах, обеспечены 81,3% учащихся школ республики, в том числе в Вурнарском районе — 100% учащихся, в Ядринском — 94,4%, в Цивильском — 84,0%, в Янтиковском — 84%, в г. Шумерля — 81%. Остальные учащиеся обеспечены учебниками старых лет издания или имеют собственные учебники. Доля учебников, находящихся в личном пользовании учащихся, составляет 30,8%, иначе говоря, почти одна треть учебников не попадает в школьный фонд. Как положительный факт нужно отметить, что в фондах школьных библиотек в полном объеме имеются учебники по математике для 1—4 классов, 5—9 классов. Общеобразовательные школы неплохо обеспечены учебниками по русскому языку и чтению для начальных классов (98%), для старшеклассников по русскому языку и литературе (89,5% и 92,1%), по истории (86%).
О содержании учебников. В последние годы общеобразовательные школы в потребном объеме обеспечивались учебниками республиканского комплекта. Переработаны и изданы все учебники по чувашскому языку и литературе для 1—11 классов чувашских школ, завершен выпуск учебников по чувашскому языку и литературе для русскоязычных школ, подготовлены и выпущены новые пособия по истории и географии Чувашской Республики, культуре родного края для 6—7 классов. Подготовлен к изданию учебник для 5 класса «Родной край». Однако Президент Чувашии Н.В. Федоров в своем Послании Госсовету ЧР 2005 года подчеркнул, что «немало нареканий вызывает качество республиканских учебников по чувашскому языку (практически все отмечают крайнюю неэффективность методики преподавания), по истории родного края (и особенного чувашского этноса)... Следует провести инвентаризацию и качественную экспертизу этих учебников и предложить конкретный план по исправлению ситуации». В связи с этим считаем, что авторами учебников, экспертам и методистам института безотлагательно, коренным образом пересмотреть содержание учебников, входящих в республиканский компонент.
Модернизация содержания образования предполагает коренной пересмотр содержания всех учебников. В целях повышения качества преподавания чувашского языка в русскоязычных школах в настоящее время Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики объявлен конкурс на создание новой серии учебников для учащихся, не владеющих чувашским языком.
Школьнику нужен хороший учебник, так как он, являясь основным средством обучения, определяет его качество. А как же определяется выбор учебных изданий: по рекомендации методистов, по приказу органа управления образованием, по согласованию с методическим объединением, педсоветом, приказом по школе? Вообще, кто его осуществляет? На основании Закона «Об образовании» (ст. 32, п. 23) выбор учебников из федерального перечня находится в компетенции образовательного учреждения. Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования обучающихся, следовательно, и за выбор средств обучения. Выбирает учебник учитель. Именно он, опираясь на педагогический опыт, используемую технологию обучения, уровень подготовленности учащихся, выбирает учебник. А обоснованность выбора выносится на рассмотрение родителей и утверждается педагогическим советом.
Принимая решение о выборе учебной программы, учебника, школа и учитель должны быть подготовлены к работе по ним. Это значит, что учитель должен пройти курсы повышения, знать методический аппарат учебника и может организовать процесс обучения. То же происходит с выбором учебной программы элективных курсов. Методическая подготовка учителя — необходимое условие обоснованного выбора.
Естественно, в тех школах, откуда учителя-предметники были на курсах повышения квалификации за последние два года, имеют определенную подготовку в выборе нужного учебника и успешно решают вопросы по своему предмету с согласия руководства школы и с поддержки родительской общественности. Это выявлено и в школах Янтиковского, Цивильского районов и г. Шумерля. Однако одна лишь информация, полученная на курсах повышения квалификации, уже не устраивает учителей. Необходима целенаправленная, хорошо продуманная, грамотно организованная система курсов, семинаров, встреч с авторами.
Экспертная группа института образования выявила факты использования в учебном процессе учебников, не включенных в федеральный перечень, например, учебник по химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Данный учебник используется с 1986 года, неоднократно переиздавался, но без существенных изменений в содержании. Была только попытка перейти от линейного построения содержания к концентрической схеме изложения учебного материала. Однако за прошедшие годы в химии и химическом образовании многое изменилось: сделаны новые открытия, появились новые классы веществ, обновлены программы, накоплен большой опыт преподавания химии в условиях отрицательного отношения к этому предмету. Всего этого в вышеназванном учебнике нет. В этом учебном году, как показала инвентаризация учебников, в 8 классе данный учебник используют 28% учащихся, в 9 — 23%, в десятом — 29%, в 11 классе — 28%, а в некоторых классах — все учащиеся. С учетом этого кафедра естественнонаучных дисциплин рекомендует использовать в школах республики 3 учебно-методических комплекта по химии: О.С. Габриеляна (наиболее полный комплект из имеющихся), Л.С. Гузея (содержит двухуровневый материал) и В.В. Еремина (двухуровневая структура, наиболее классический учебник, достоинства очевидны, а недостатки вполне устранимы). То же самое по истории: учебники А.А. Левандовского и др. «Россия в 20 веке» для 10—11 классов или А.А. Преображенского «История Отечества» для 6—7 классов устарели концептуально, дидактически и по трактовке исторических фактов, а использует их до 7% учащихся республики.
Центр стратегических исследований провел анкетирование слушателей курсов по вопросу отношения их к учебнику физики Г.Я. Мякишева (11 кл.), в республике им пользуется 5,5%. Данный учебник поддерживают все учителя второй категории, 75% первой и 67% высшей категории. Значит, чем выше категорийность учителя, тем больше недостатков они находят в учебнике. Поэтому на всех курсах повышения мы в последнее время в учебную программу включаем модуль по проблемам использования учебников.
Федеральный перечень учебников в своем объеме вырос в несколько раз. Причина его роста — отсутствие четких критериев, отвечающих задачам и идеологии современного образования. Безусловно, работать с перечнем, содержащим свыше тысячи наименований, — задача не из легких. Поэтому мы посчитали целесообразным формирование своего, регионального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в школах Чувашской Республики. Сотрудниками института на основе анализа содержания федеральных учебников такой перечень сформирован. Его можно найти на сайте института. Научно-методически он обоснован. Кафедрами дан объективный анализ, не ограничено одним только названием, учителю оставляется возможность выбора.
Так, кафедра истории, изучив ряд учебно-методических комплектов для старшего звена, пришла к выводу о том, что многие учебники истории ряда издательств не в полной мере соответствуют требованиям образовательных стандартов, как по содержательным, так и деятельностным компонентам, недостаточно ориентированы на организацию активной работы школьников, в том числе учебно-исследовательской. В учебниках для старшего звена отсутствуют в достаточном количестве тексты исторических источников и задания для работы с ними; совершенно слабо представлена так называемая «версионная» информация, конфликтующие интерпретации и объяснения одних и тех же событий и процессов. Между тем в КИМах Единого государственного экзамена «версионные» задания присутствуют в полном объеме. В большинстве учебников наблюдается сильный перекос в сторону государственно-административной, военной, хозяйственно-технической истории, но схематично, бледно, просто скучно представлена драматическая история науки, литературы, изобразительных искусств, традиционной и массовой культуры, плохо показаны «человек в истории» и «история повседневности», то есть не видна жизнь простого человека: еда, одежда, страхи, предрассудки, надежды, труд и отдых.
В условиях перехода на профильное обучение возникла необходимость подготовки и издания учебников на базовом и профильном уровнях. В целях оказания практической помощи учителям в выборе новых учебно-методических комплектов в республиканском институте образования организовались семинары, куда приглашались авторы новых учебников, а также специалисты издательств «Дрофа», «Вентана Граф», «Ассоциация 21 век», «Академкнига», «Мнемозина», «Русское слово», «Титул». Проводились курсы школьных библиотекарей, семинары методистов органов управления образованием с серьезным аналитическим образом содержания федеральных учебников. На этих мероприятиях большей частью участвуют столичные учителя или слушатели, находящиеся на курсах. К сожалению, среди них мало учителей сельских школ.
В настоящее время средний объем художественных, познавательных изданий школьной библиотеки составляет примерно 10 тыс. экземпляров (30 книг на 1 ученика), однако данный показатель не связан с качеством библиотечного фонда, а имеющаяся литература не отражает новых знаний о мире, научно-технических достижениях и жизни общества, не соответствует потребностям учителей и учащихся. Новые программы диктуют необходимость обращения к философии, социологии, политологии, языкознанию, мировой художественной культуре. Однако в школьной библиотеке все это в очень небольшом количестве. «Театр начинается с вешалки», — говорил реформатор русского театра К.С. Станиславский. Перефразируя этот тезис, можно сказать: школа начинается с библиотеки. Чем богаче школьная библиотека, насколько высока читаемость среди учащихся, настолько высоки уровень и качество постановки учебно-воспитательного процесса.
Проблема обеспечения учащихся учебниками с хорошим качеством требует и организационно-методических решений. Анализ библиотечных фондов показал, что в школах 37% учебников из федерального и республиканского комплектов используется более 5—6 лет, в том числе в школах Вурнарского района — 34,9%, Цивильского — 26,3%, Ядринского — 37,2%, г. Шумерля — 31,1%. Потребность учреждений образования в учебниках федерального комплекта остается большой и ежегодно удовлетворяется в среднем только на 30%. Во многих районах заказы оформляются без учета потребности школы и норматива обеспечения; во многих районах на приобретение учебников из местного бюджета выделяется очень мало средств или совсем не выделяется, недостаточно ведется работа по привлечению внебюджетных средств.
В значительной части школ списанные учебники повторно используются в учебном процессе. В некоторых школах учет книжного фонда запущен, а в одной школе последняя запись об оприходовании полученной литературы была сделана в 1998 году (!) Основными причинами неудовлетворительного состояния книжного фонда является слабая профессиональная подготовка школьных библиотекарей, недостаточный контроль за их деятельностью со стороны администрации. В республике 602 школьных библиотекаря, из них библиотечное образование имеет лишь 30,7%, в том числе в Шумерле — 75%, Вурнарском районе — 35,4%, Цивильском — 30,7%, Ядринском — 16%, Янтиковском — 7%.
Сегодня в Чувашии сложилась вариативная система образования. Учителю дали возможность выбирать средства и методы обучения, с помощью которых он реализует свои педагогические способности и замыслы, стремится достичь целей обучения учащихся при наилучших результатах. От обоснованности выбора программы и учебников во многом зависит уровень и качество образования наших детей.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика