Практическое занятие по теме «Социально-экономические преобразования: замысел и результаты»
План занятия:
1. Групповая работа с документами.
2. Выполнение заданий.
3. Итоговая рефлексия.
Используемая дополнительная литература:
История России XX века. Пособие для учителя. Под ред. А.О. Чубарьяна, М., Просвещение, 2003г.
Практическая работа учащихся ориентирована на изучение исторических очерков из указанного пособия.
2.1. Работа в группах:
группа 1:
- Изучите документ № 19. «Из речи П.А. Столыпина на заседании Государственной думы о проблемах в решении законодательных вопросов в стране», «Документальные и справочные материалы», стр.39. Сформулируйте ответы на вопросы к документу.
Дополнительные вопросы:
1. В связи с чем П.А. Столыпину приходится убеждать парламентариев в необходимости работать согласованно, доверять правительству? Установите, какая по счету Дума функционировала в то время?
2. Порассуждайте, насколько широки были полномочия правительства в 1911 году. Вспомните, как складывались в то время его взаимоотношения с Думой?
группа 2:
- Изучите документ № 21. «Переселение за Урал и водворение переселенцев. 1906-1914гг.», «Документальные и справочные материалы», стр.42. Сформулируйте ответы на вопросы к документу.
Дополнительные вопросы:
1. Предположите, почему именно в 1911 году процент возвратившихся переселенцев был наибольшим.
2. Подумайте, какие качества были необходимы крестьянину-переселенцу, чтобы укрепиться на неосвоенных землях? Почему, по вашему мнению, это было не каждому по силам?
3. Как вы думаете, почему крестьяне переселялись за Урал?
Работа в группах постоянного или переменного состава:
«Мозговой штурм» вопросов (в зависимости от класса - на выбор, но менее
двух):
1. Как Вы думаете, почему правительство шло на диалог с различными кругами общественности (даже настроенными весьма оппозиционно по отношению к действующей власти)?
2. Как Вы думаете, что обусловило политический кризис весны 1911 г.? Смог бы Столыпин продолжать свой курс, если бы не был убит в сентябре 1911 г.?
3. Каким представляется вам политическое и социально-экономическое будущее России, если бы программа П.А. Столыпина была бы реализована?
Справка для учителя Технология «мозгового штурма»
Это технология быстрого и качественного решения проблемы. Существуют разные формы: групповая прямая (совместный поиск возможных решений имеющейся задачи); групповая обратная (определение недостатков в имеющейся проблеме); индивидуальная (каждый участник за короткий промежуток времени должен сформулировать не менее одной оригинальной идеи).
Правила «мозговой атаки»:
1. Строгий регламент взаимодействия. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.
2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на партнеров.
3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров. Это не относится к экспертам.
4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе «штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны дополнения и комбинирование идей.
5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели штурма.
6. Свобода от некоторых (предварительно обозначить) педагогических стереотипов и традиций. Доброжелательный настрой и раскованность участников.
7. Активность всех участников команд оценивается баллами. Пассивные участники дают повод экспертам снимать баллы команде.
8. Оптимизм и уверенность всех участников штурма.
Индивидуальное творческое задание:
Задания могут выполнять в автономном режиме на протяжении урока, или за определенный отрезок времени на одном из его этапов, в том числе и во время игры. По окончанию работы учащиеся представляют сформулированный ответ на вопрос, который оценивается учителем, по необходимости - корректируется. Возможно короткое обсуждение со всем классом.
- Составьте идеальный словесный портрет государственного человека, который на тот момент был нужен России.
- Продумайте, какую карикатуру можно было бы нарисовать на оппонентов П.А. Столыпина: и справа, и слева.
- Поясните, почему П.А. Столыпин предполагал ограничить властные полномочия поместного дворянства (в т.ч. и его предводителей)?
По завершении практического занятия следует предложить учащимся ответить на последний вопрос:
-Что помешало П.А. Столыпину в полной мере осуществить задуманные преобразования?
Домашнее задание: Составить таблицу реформ П.А. Столыпина, самостоятельно выбрав основание для группировки сведений.