Развивающее обучение на уроках истории
Любовь МИРОНОВА, учитель средней школы № 2 г. Ядрин, финалист республиканского конкурса "Учитель года - 2005"
Любовь Герасимовна Миронова — опытный, прекрасно знающий свое дело учитель. Ее уроки всегда интересны, содержат оптимальный объем учебного материала. Смело и активно внедряет в свою практику новые технологии. Зная психологию, умеет находить индивидуальный подход к каждому ученику для осознания мотивов учения, развития творческих способностей. Любовь Герасимовна ведет разностороннюю внеклассную работу по географии: разработала и внедряет программу «Ядриноведение», работает над созданием школьного музея. Ее питомцы успешно выступают на различных конкурсах и конференциях.
Владимир СТЕПАНОВ
Ежедневно школьный звонок призывает в классы миллионы учащихся. Вот они идут по школьным коридорам, открывается дверь в класс и … начинается урок.
Можно построить замечательные школы, создать великолепные учебные кабинеты, напечатать хорошие учебники, но не будет ещё школы. Всё это оживает, работает, если в школу приходит творческая личность, учитель в подлинном смысле слова. Только тогда оживают педагогические теории, системы, методические рекомендации и наглядные пособия.
Я считаю, надо идти к ребёнку не от самого учителя, а от личности ученика и его потребностей. В самой природе педагогического творчества лежит неразрывное единство этических и профессиональных начал. Этический стержень учителя проявляется в тональности общения с детьми, в психологическом микроклимате класса, однако для педагогики творчества одной педагогической теории недостаточно. Творчество предполагает высокий уровень самостоятельности. И никакое творчество невозможно без осознания учителем собственной индивидуальности. Задача учителя — вызвать ученика на сотворчество, организовать его, создать условия для его развития. Бывает, учитель возвышается над классом, парит над ним, но сотворчества нет, потому что он лишь ошеломляет учащихся обилием информации, проводит урок для себя, а не для ребёнка. Если нет встречного движения личности ребёнка на уроке, навряд ли можно говорить, что урок полезен детям. Можно наблюдать прекрасные уроки словесника, профессионально анализирующего литературные произведения или виртуозные уроки иностранного языка, на которых учитель блистает знанием иностранной речи. Но всё это было далеко от самих детей. Я убеждена, что единственно реальным путём преодоления отставания ребёнка в обучении является включение его в сотворчество.
Почему иногда у одного учителя школьник ходит в неуспевающих? Но вот приходит новый педагог — и всё меняется, происходит как бы самораскрытие личности ребенка. В этом случае говорят: «Нашего Иванова как будто подменили, ко всем урокам стал готовиться, отвечает, инициативен. В общем, другой человек». А его не подменили, просто учитель угадал траекторию творческого развития ребёнка и создал для него соответствующие условия.
История — это проявление души народа, его золотой запас. А.С. Пушкин справедливо утверждал: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Я полагаю, что урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает душевное волнение как со стороны учеников, так и преподавателя. Подлинный урок интеллектуален и эмоционален одновременно. Хочется, чтобы мои ученики осознали себя как продолжение тех, кто был до них, и задумались о своём продолжении, чтобы они почувствовали, «как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет» (А. Ахматова). Надо только чётко и мудро поддерживать детей в поисках себя, и в этом мне помогает педагогика творчества.
На своих уроках я применяю методику преподавания истории, основанную на принципах развивающего обучения. Такая технология делает акцент на формирование теоретического мышления школьников. Под теоретическим мышлением понимается умение проследить условия происхождения явлений; выяснить, почему эти явления приобретают ту или иную форму; воспроизвести процесс происхождения данного явления (факта). Упрощенно это можно выразить формулой: причина — действие — результат — следствие — явление. Особенностью такого исторического мышления является диалогичность, а теоретические понятия можно усвоить только в ходе дискуссии. Диалог на уроке — это, во-первых, доброжелательная обстановка, когда не страшно выступить, когда нет опасности получить негативную оценку; во-вторых, это поощрение активности того, кто высказывает своё мнение; в-третьих, это защита собственной позиции; в-четвёртых, это совместный творческий поиск, когда все вместе решают учебную задачу.
Система развивающего обучения поощряет коллективное мышление, диалог, дискуссию, деловое общение детей, весьма желательно проблемное изложение знаний, когда учитель идёт на урок не с готовыми знаниями, а с вопросами. Он основывается на том, что вначале ставится учебная задача. На таких уроках учитель превращается из лектора в руководителя, консультанта и контролёра процесса получения новых знаний учащимися. Они больше работают непосредственно с историческими источниками, у каждого в тетради записана памятка для такой работы:
1. Дайте характеристику историческому источнику: а) автор, б) время создания, в) жанр.
2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
3. Определите особенности текста, в том числе и художественные, выделите и выпишите в тетрадь основные исторические факты.
4. Определите, что преобладает в приведённом фрагменте: исторические факты или художественное описание событий.
5. Обоснуйте, можно ли доверять приведённому фрагменту источника.
Подобное исследование является одним из важных этапов обучения, потому что целью преподавания истории ставится научить учащихся самостоятельно анализировать историческую информацию.
Изучая сложность и неоднозначность оценок исторического события, ученики часто оказываются перед проблемой нравственного выбора. Поэтому они получают право на субъективность и пристрастность суждений, на обоснование своих выводов относительно нравственных проблем истории. Ученики приобретают навыки общения, где можно организовать обсуждение прочитанного, познавательные игры, решение проблемных задач.
Методика развивающего обучения предусматривает применение разноуровневых заданий, что позволяет решить не только образовательные задачи, но и воспитательные. Создается комфортная обстановка, что способствует росту успешности обучения, помогает учащимся обрести уверенность в своих силах, стимулирует интерес к предмету. Например, по окончании изучения темы «Киевская Русь» в 10 классе слабо подготовленные ученики проверяются на знание основных событий, дат, исторических деятелей (тестовый опрос).Учащиеся со средним уровнем подготовки заполняют, скажем, схему государственного устройства Древней Руси. Наиболее сильные учащиеся объясняют, почему Новгород Великий не стал центром объединения Древней Руси; моделируют спор о том, кому где лучше живется представителям трех разных сословий, приехавших в Киев, «матерь городов русских», из удельных городов. Впрочем, географию и границы спора можно расширить.
В классе разные дети. Одни не любят устные выступления перед классом, другие хотят быть в центре внимания, третьи прочитали несколько тем вперёд, интересуются дополнительной литературой и имеют устойчивый познавательный интерес. На уроках нередко применяю форму групповой работы, которая даёт возможность дифференцированно подойти к каждому ребёнку с учётом уровня развития и психологических особенностей. Учащиеся делятся на три группы. Первая группа — редакторы. Они составляют краткие фактические статьи для энциклопедического словаря, восстанавливают логику событий, используя только учебник. Для этой категории учащихся главными будут письменные задания. Вторая группа — журналисты. Они создают яркие образы событий, рассказывают о реальных личностях. Как правило, журналисты редко довольствуются одним учебником, у них возникает желание узнать как можно больше. В их работе преобладают устные ответы. Третья группа — историки. Они объясняют наиболее трудные и спорные вопросы, значение терминов и понятий. На них возлагается обязанность подготовки диспута по заданной теме и его проведение.
Разноуровневый подход — это и развивающая методика, рассчитанная на сознательное и прочное усвоение знаний и умений, развитие познавательных интересов, навыков мыслительной деятельности. И что важно, с помощью разноуровневого, индивидуально-личностного подхода появляется возможность достижения учебно-творческих целей каждым конкретным классом, каждым конкретным учеником.
Развивающее обучение обеспечивает переход от репродуктивной деятельности к деятельности творчески-поисковой. В старших классах прекрасно воспринимаются учащимися такие формы работы, как семинары, практикумы, конференции, деловые и ролевые игры. Хотелось бы обратить внимание на широкие возможности практических занятий для изучения и анализа документов, фотографий, видеоматериалов и других исторических источников. Истина одна: знания, полученные ребятами самостоятельно, являются наиболее прочными. Наиболее результативные следующие формы.
Урок — поиск
Вначале ученики выступают с важными и интересными сведениями по теме. Затем идёт этап проблематизации. Ученики приводят вопросы, возникающие у них в ходе изучения материала. На доске обозначаются проблемы. Если необходимо, то знакомлю с отдельными известными решениями. Далее идёт групповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых решений, подходов, моделей. На заключительном этапе — анализ, обсуждение поиска.
Урок взаимообучения
Ученики попарно задают друг другу вопросы по изученной теме и выслушивают ответы, затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки за ответы. Или ученики в группах совместно ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники проставляют самим себе оценки за активность и верный подход.
Проблемно-обучающий зачёт
Урок проводится на дифференцированной основе. В первой группе ученики задают друг другу вопросы, оппонент отвечает и дополняет, не заглядывая в учебник. Вопросы эти составляются заранее, они просты по форме (даты, термины, имена). Каждый ученик выставляет оценку напарнику. Работа в этой группе оценивается в 3 балла.
Вторая группа дома готовит тестовые задания. Учащиеся меняются тестами и отвечают на них. Условие: при составлении тестов надо использовать дополнительную литературу. Успешное выполнение данного задания оценивается в 4 балла. Учащиеся первой группы, если справились с заданиями своего уровня, могут пройти испытание второго уровня.
Третья группа садится полукругом у стола учителя. Я оцениваю не только знания, но и логику, оригинальность суждения. Им предлагаются задания проблемного характера. На этом уровне высшая оценка — пять.
Урок — дискуссия
Учащимся предлагаются темы для дискуссии. Для активизации ее группы заранее получают задание подобрать конкретные фактические материалы. В ходе дискуссии учитель исполняет роль организатора обсуждения и консультанта. Я, как правило, не высказываю свою точку зрения до заключительного этапа дискуссии, чтобы не влиять на ход и результат дискуссии. В подготовленном классе из учащихся создаю группу оценки, которая в конце урока выступает с анализом позиций и с оценкой роли участников. Уроки развивающего обучения строятся по схеме:
а) вводно-мотивационный этап (постановка учебной задачи);
б) организация учебной деятельности,
в) этап контроля и коррекции.