Без прошлого нет настоящего и будущего
Надежда АРТЕМЬЕВА, учительница начальных классов образовательного учреждения «Красночетайская начальная школа-детский сад», финалист республиканского конкурса «Учитель года — 2005»
Первый урок, с которого начинается учебный год, в нашей школе — урок гражданственности. Задача урока — дать первоначальные сведения о родном крае, о Родине, познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «государственные символы: флаг, герб, гимн». Для решения задач патриотического воспитания мы уделяем постоянное внимание содержанию программного материала. Это проверенные временем исторические факты и события, связанные с героическим прошлым России, участием чувашского народа в борьбе россиян по защите независимости страны, художественные и фольклорные произведения, личности, оставившие глубокий след в истории Отечества. Отобрана литература, раскрывающая особенности национального характера, об отечественных войнах русского народа, о детях-героях, блокадном Ленинграде, истории отечественной культуры. Большая работа ведется по исследованию устаревших слов в различных аспектах (лексическое значение, этимология, однокоренные слова; слова в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, сказок и народных песен; слова в названиях произведений искусства и т. п.).
Дети, к примеру, заинтересовались произведением Марины Александровской «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли». Много историй сохранилось со времен войны с Наполеоном. Одна из них — про «летящую» женщину. Крыльев и семимильных сапог у неё не было. А летела она на боевом коне прямо на врага, так как была командиром. Командовала она уланами (легкой кавалерией), звали женщину Надеждой Дуровой. О том, что она женщина, узнали, конечно, не сразу. Для солдат она была Александром Соколовым.
Однажды полк, в котором служила Надежда, отправился на войну. Вражеские солдаты окружили одного офицера: вот-вот и захватят в плен. Но Надежда прорвала окружение и спасла его. За храбрость ей решили присвоить офицерский чин. Для этого требовалось представить нужные документы. Дурова написала домой отцу с просьбой прислать бумаги о своей личности. Тут отец, наконец, узнал, где живет и что делает его дочь-беглянка. Он пришел в ужас и написал письмо самому царю: «Умоляю, Государь, верните дочку домой. Мыслимое ли дело — женщине в армии служить?»
Дурову посадили под домашний арест, отобрали саблю и стали ждать: что решит государь. А император велел расспросить солдат, с которыми служила Надежда, что за человек этот Саша Соколов. Оказалось, что Сашу Соколова все любят за смелость и отвагу, хвалят, солдатской выучкой его гордятся.
И тогда царь решил: пусть Надежда служит. Да ещё и орденом наградил за подвиг. Дурова стала офицером и не посрамила честь мундира, который ей дозволили носить. Вот какие чудеса бывают на свете. Повествуют о них не сказки, а были, которых люди и по сей день не забыли.
После дети познакомились с картинами В. Васнецова «Богатырская застава», «Витязь на перепутье», А. Кившенко «Военный совет в Филях», Н. Самокиша «Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении». Исследуя слово «солдат», дети узнали, что это слово появилось относительно недавно. Более древним является слово «воин». В давние времена на Руси выделялась группа людей, которые связали свою жизнь с армией, участием в вооруженных конфликтах. Сначала это были князь и его дружина, затем стрельцы. Дружинники и стрельцы были особым сословием. В эпоху Петра I появились солдаты, которых набирали из крестьян и обучали военной науке.
Дети получили задание описать виды одежды и оружия солдат разных эпох и сравнить с формой одежды современного солдата. Дети узнали новые слова:
Дружинник — конный воин княжеской дружины. Боевые доспехи: кольчуга, шлем, щит. Воин мог пользоваться в бою мечом, копьем или боевым топором. Одной из отличительных особенностей одежды князя был плащ красного цвета.
Гренадер — пехотинец регулярной российской армии, задача которого кидать гранаты. Одет в мундир с длинными фалдами, белые рейтузы (элемент парадной одежды) и высокие сапоги. Отличие офицера от солдат в строю в наличии эполета, шарфа и знаков. Основное оружие гренадера — ручные бомбы (гранаты). Он ими закидывал противника, а затем переходил к штыковому бою. Кроме гренадеров, в русской армии этого времени служили гусары, драгуны, уланы, кирасиры, мушкетеры, представители кавалерийских частей. Самой многочисленной была пехоты.
Стрелец — воин, появившийся в русской армии в эпоху Ивана Грозного. Они одевались в длинный кафтан, носили шапку, опушенную мехом, на ногах — сафьяновые сапоги. Стрелец стрелял из пищали. Пищаль — первый вид индивидуального оружия, заряжалась с дула. Стрелецкие полки просуществовали в России до петровской эпохи.
Фузилер — солдат петровской эпохи. Одет в суконный кафтан зеленого цвета, в короткие штаны, чулки и черные башмаки. Мундир дополняли черный галстук, черная шляпа-треуголка и зеленая епанча. Вооружение — фузея (ружье) со штыком и шпага.
Была изучена этимология слова кольчуга. Дети узнали много интересного. Кольчуга — славянское слово, получившее распространение в XV—XVI веках. Летописцы Киевской Руси называли кольчатые защитные доспехи воина иначе — броня. Кольчуга — боевая одежда в виде рубашки из мелких, плотно сплетенных колец, она не сковывала движения и служила достаточно надёжной защитой от холодного оружия.
Кто и когда изобрел кольчугу, до сих пор остается неизвестным. В Древней Руси кольчуга считалась дорогим импортным товаром. Хорошо сделанная кольчуга красива сама по себе. Но часто мастера старались дополнительно украсить свое изделие: использовали накладные элементы, варианты плетения, цветную проволоку. На кольца могли наносить надписи с заговорами или изречениями. «Ай же ты, мой любимый дяденька! Я смогу служить — стоять за Киев-град. Только дай мне латы — кольчугу в сорок пуд», — говорит Ермак Тимофеевич, герой русских былин.
Если учесть, что пуд — это 16,3 кг, то вес боевой рубашечки былинного богатыря покажется весьма впечатляющим. Но и обычная кольчуга, весящая около пуда, обновка не для слабаков.
Патриотическая тематика стала в школе обязательным компонентом уроков и внеклассных мероприятий, детских инсценировок и бесед.
На уроках русского языка изучаются произведения патриотического характера по шести направлениям.
1) Народ-патриот — это те, кто любит отчий дом, свою Родину, знает её историю, уважает традиции, охраняет границы Отчизны, стремится сохранить мир между народами.
2) Народ- труженик любит трудиться и знает, что труд — основа жизни.
3) Народ- добрыня ценит добро и сам совершает добрые дела.
4) Народ- сказитель приумножает знания и опыт, сохраняет их и передает через Слово.
5) Народ- богатырь имеет крепкое здоровье и сильную волю.
6) Народ- умелец славится умелой и искусной работой.
Важное место в народной педагогике занимают пословицы и поговорки нравоучительного содержания. Особенное внимание в них уделяется теме любви к Родине и защите Отечества. Нами собран большой альбом с пословицами и загадками о Родине, воинской доблести, исторической памяти, об оружии прошлых веков. Работая над пословицами и поговорками, ученики на уроках объясняют их смысл. Беседы часто сопровождаются показом иллюстраций картин родного края, его достопримечательностей, а также картин природы. Наш край богат известными художниками, на беседах нередко используем картины наших земляков А. Данилова, В. Сандомировой.
В тяжелые годы войны особую роль в жизни бойцов играли стихи и песни. Они придавали им силу, скрашивали дни разлуки с семьей, оберегали душу от воздействия ужасов войны. Готовясь к фестивалю военно-патриотической песни, учителя нашей школы готовят небольшие сообщения об истории создания и исполнения некоторых известных песен и поэтических произведений, чтобы через стихи и песни дети почувствовали величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости. А призером последнего районного конкурса стала песня «Кукушка», посвященная героям афганской войны. К сожалению, мы до сих пор мало знаем о советских солдатах, сражавшихся в разных местах земного шара. Наиболее известны факты из истории афганской войны.
Часто снится мне мой дом родной,
Лес о чём-то о своём мечтает.
Серая кукушка за рекой
Сколько жить осталось мне считает.
Я тоскую по родной стране,
По её рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле
Спят тревожно русские солдаты.
В дни фестиваля дети посещают уголок боевой славы, знакомятся с фотогалереей воинов, иллюстрациями и книгами о военной технике, городах-героях, узнают о жизни людей блокадного Ленинграда. В этом году прошли интересные встречи учащихся с полковником запаса А.П. Ятмановым, ветеранами Великой Отечественной войны А.А. Шорниковым и З.С. Кудряшовой.
Интересные рассказы бывших фронтовиков помогают установлению более теплых отношений между ними и младшеклассниками. Полученные сведения дети оформляют на альбомных листах, помещают фотографии. В этом году уголок боевой славы пополнился новыми материалами.
К 60-летию Победы был разработан специальный план мероприятий. Классные часы я проводила по особой тематике. Приведу наиболее удавшиеся темы:
— Я горжусь своими бабушкой и дедушкой.
— В те грозные годы (обзор художественных полотен по военной тематике).
— Дети и война.
—Подвиг защитников блокадного Ленинграда.
— Военная техника времен войны (дополнительно была организована выставка детских работ).
— Пишем тем, кого любим и помним.
Как итог этой работы ежегодно оформляем альбом по военно-патриотическому воспитанию. Проводилась военно-патриотическая игра «Боевая слава». Каждый класс представлял собой экипаж военного корабля. Экипажи получили разнообразные задания и вели вахтенный журнал. В нем ребята рассказывают о том , что узнали, что увидали, какие выполняли задания:
— узнать о военной службе знакомых или родственников;
— пригласить на встречу бывших воинов;
— принять участие в смотре- конкурсе рисунков «Рисованный парад»;
— посетить памятник воинам-красночетайцам и возложить цветы;
— провести игру на местности «Взятие сопки»;
— провести игру «Энциклопедия одного слова»;
— организовать выставку «Солдатский альбом отца».
Такая разносторонняя живая работа оставляет глубокий след в душах детей. Они познают исторический путь, пройденный нашим народом, а это и есть формирование исторической памяти.