Географическое мышление
Альбина СТЕПАНОВА, учитель географии Шакуловской средней школы Канашского района, финалист республиканского конкурса «Учитель года — 2005»
Альбина Петровна Степанова на республиканском конкурсе «Учитель года Чувашии — 2005» вошла в десятку лучших, заняв девятое место. Педагогический стаж ее пока небольшой, но она уже заявила о себе как о профессиональном педагоге, завоевав на районном конкурсе первые места сразу в двух номинациях. И хоть она не вошла в число республиканских призеров, но свой район и школу представила достойно. В Шакуловской средней школе она преподает географию и изобразительное искусство. Ее профессиональная разносторонность этим не ограничивается. Своих учеников она готовит к олимпиадам и различным конкурсам. Средний балл учащихся по географии составляет 4,2. В кружке «Меридиан» ребята готовятся к районной олимпиаде, проводят интересные мероприятия. Думается, что в скором времени они себя проявят на более высоком уровне.
В современном науковедении есть понятия экономического, логического, математического мышления и даже экологического. А что же такое мышление географическое? Сегодня требования, предъявляемые к учителю географии, предполагают умение работать с научной и методической литературой, самостоятельно вести исследования по методике обучения географии, внедрять в учебный процесс новые педагогические технологии, совместно с учащимися проводить малые открытия. Самостоятельные исследования, поиск подходящих материалов важны. Одной только методической литературой не обойдешься. В ней обычно все хорошо и складно написано, но большинству из нас отлично известно, что на деле теория зачастую расходится с практикой.
Всегда нелегко делать в важном деле первый шаг. Так и с учительством — боязно, что ничего не получится. Первого сентября начинается самое трудное испытание для молодого учителя: двадцать пар настороженных глаз следят за каждым твоим движением, ловят каждое твое слово. Невольно возникают вопросы: как сложатся отношения с классом, получится ли стать для ребят другом, наставником? Иногда трудно бывает завоевать их любовь и доверие с первого раза. Порой не знаешь, с чего начать, и действуешь интуитивно: сначала знакомишься с будущими воспитанниками заочно, разговариваешь с опытными педагогами, узнаешь об их родителях, прислушиваешься к советам авторитетных учителей, на счету которых уже не один выпуск. Чтобы лучше узнать ребят и по возможности стать им другом, педагог должен выбрать определенную модель поведения. Он должен обладать рядом важных качеств, уметь признавать свои ошибки, в различных ситуациях представлять себя на месте ученика, отказаться от идеи превосходства над учеником.
Нужно видеть успехи каждого ребенка и радоваться им, принимать учащихся такими, какие они есть, ведь и мы не идеальны. Надо быть готовым принять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров. Не стоит выбирать себе любимчиков и отыгрываться на детях, если у тебя плохое настроение. Жалок учитель, лишенный чувства юмора. Всеми этими принципами стараюсь руководствоваться в своей работе.
Учитель должен уметь видеть во взгляде ребенка работу его мысли, сокровенные желания, уметь сопереживать, никогда не забывать при этом, что и сам когда-то был ребенком, позволить ребенку подольше остаться в его сказочном детстве. На мой взгляд, портрет учителя должен быть таким: честный, энергичный, деятельный, терпимый к недостаткам, поэтому требовательный к себе и другим, но в то же время уважающий в другом человеке личность.
Педагогический стаж мой невелик, но уже вижу, как у школьной доски мои ученики «открывают» свою Америку. География признана на международном уровне одним из основных общеобразовательных предметов. Только на уроках географии школьники изучают пространственное разнообразие жизни и деятельности людей, роль человечества в географической среде, вклад первооткрывателей в развитие мировой цивилизации. Одним словом, изучают жизнь во всем ее многообразии, формируют свой географический кругозор. Изучая географию, они усваивают такие ведущие идеи, как целостность мира, развитие во времени и пространстве всех компонентов географической оболочки, их взаимосвязь и взаимозависимость. География — единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук, охватывающая систему природа — человек — хозяйство. Кроме географических знаний, в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: почвоведения, экономики, геологии и других.
Я преподаю географию в школе и студентам Канашского медицинского училища. Главная моя задача: научить учащихся пространственному мышлению, работать с картой, применять свои знания на практике, различать географические особенности материков и стран. Использую в преподавании иллюстративный, поисковый, исследовательский и другие методы. Провожу лекции, дискуссии, семинары. Из практических методов — это создание плана местности, построение диаграмм, графиков, фенологические наблюдения, работа с контурными картами, справочниками, анализ статистических данных, тесты, проекты, решение географических задач, создание виртуальной рекламы туристических поездок. Провела диагностику по развитию географического мышления с учащимися Шакуловской шко кого медицинского училища.
В работе делаю упор на основную программу с элементами национально-регионального компонента, интересен курс страноведения для десятиклассников. Применяю различные типы уроков: вводные уроки изучения нового материала, комбинированные в форме уроков-лекций, диспутов, игр, уроки повторения и обобщения, семинарские занятия, урок-зачет. Интересны и увлекательны для учащихся уроки-игры: «Географическая дюжина» (12 заданий по географии), «Аукцион», урок-КВН, деловая игра «Губернатор края» (выбор губернатора). Работу над формированием картографических знаний начинаю с 6 класса, это помогает создать образ пространства, осознать свое местоположение. Использую карты земных полушарий, физическую карту России в начальном курсе физической географии, успешно проходят уроки наблюдения, практические работы на местности, экскурсии. Учащиеся ведут дневники.
В 7 классе больше внимания уделяю картам, атласу, таблицам по определению сходства и различий материков. Немаловажную роль играет номенклатура и оформление контурных карт. В 8 классе продолжается совершенствование навыков обучения, пытаемся дополнительно изучать историко-географическую литературу. В 9—10 классах учащиеся знакомятся с номенклатурой субъектов РФ, с административно-территориальным устройством других стран, заполняют контурные карты, выполняют проектные работы, упражняются в составлении памяток для туристов. В моей практике уже были недели географии. Так, в 6 классе прошел урок-викторина по теме «Мировой океан как часть гидросферы», а в 7 классе — обобщающий урок по теме «Австралия». В 8 классе провела открытый урок по новому материалу «Растительный мир России». Среди учащихся 9 классов проводилась игра по обобщению знаний всех отраслей хозяйства России. Стоит отметить, что в результате нелегкой борьбы победил ученик 9 класса Евгений Кошельков. В 10 классе прошло заседание клуба юных географов, где была представлена партнерская работа в парах и группах. Результаты обучения были представлены в виде итоговых стандартных тестов.
С начала изучения географии учащиеся в качестве домашнего задания могут писать рефераты, творческие работы. Поначалу это легкие темы познавательного плана: «Памятка туриста», как вести себя в тех или иных странах. В старших классах ребята готовят развернутые доклады. Им интересно узнать, на сколько градусов кланяются японцы в зависимости от социального положения и возраста, сколько народностей проживает на африканском континенте. Учащиеся работают и над национально-региональным компонентом, например, проектом развития города Канаша.
При изучении экономической географии стараюсь давать дополнительно актуальную информацию. Например, гиганты автомобилестроения в США, их становление, отношения с конкурентами, продажа и перекупка дочерних предприятий. Для небольшого отдыха даю на уроке карточки с «парадоксальными» описаниями стран, которые нужно угадать. Например, по мнению Наполеона, в этой стране не было дорог — только направления, Пушкин же считал, что хорошие дороги появятся в России лишь через 500 лет. Писатель Генри Стил Коммаджер писал про жителей одной страны, что, прокладывая пути в неведомое, они несли во все уголки Земли свой образ жизни, даже послеобеденный чай (в Великобритании). Рут Маккини утверждал, что когда поселок превращается в город, событие это бывает отмечено строительством небоскреба (США). В языке этой страны слова «рис» и «пища» — синонимы, и о человеке, потерявшем работу, говорят: «Он разбил свою чашку с рисом» (Китай). Входя в дом, жители этой страны вместо приветствия произносят фразу: «Прошу прощения», а благодарят словами: «Вы ставите меня в трудное положение» или «Ах, это никогда не кончится» (Япония).
Можно сказать, что все это представляет собой взаимосвязанный комплекс по формированию географического мышления. Предлагаю вашему вниманию сценарий игры «Географическая дюжина» (9 класс). Игра представляет собой повторение отдельных тем по экономической географии. В 10 классе проводила аналогичную игру «Знатоки географии», имеющий обобщающе-развлекательный характер. При необходимости их можно объединить.
Участвуют в игре по две команды. Правила можно усложнить, если класс многочисленный. Например, после каждого неправильного ответа из команды выбывает один игрок, ответивший неверно.
Географическая дюжина
(9 класс)
1. Что это?
— Отрасли, входящие в ТЭК (нефтяная, газовая, угольная, электроэнергетика).
— Крупнейшие нефтяные компании РФ («Сургутнефтегаз», «Сибнефть», «Лукойл»).
— Назовите крупнейшие месторождения нефти (Самотлорское, Сургутское, Усть-Балынское, Грозненское, Ставропольское и другие).
— Крупнейший нефтепровод («Дружба»).
— Назовите крупнейшие месторождения природного газа (Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Вуктыльское и другие).
— Крупнейший газопровод («Союз»).
— Крупные угольные бассейны РФ (Кузбасс, Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Восточное крыло Донбасса, Иркутско-Черемховский).
— Геотермальная ЭС на Камчатке (Паужетская).
— Приливная ЭС на Кольском полуострове (Кислогубская).
— Назовите все типы ЭС (ГЭС, ТЭС, АЭС, ГРЭС и нетрадиционные).
— Мощные ГЭС в РФ (Саянская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская).
— Энергосистема России («РАО ЕЭС»).
— Способы транспортировки нефти и газа (трубопроводы).
2. Пословицы о труде, деловом времяпрепровождении (Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Работа — не волк, в лес не убежит. Делу — время, потехе — час и т. п.). Наибольшее количество баллов набирает та команда, которая назвала больше всего пословиц.
3. Экономические загадки.
Возьми первую из нот
И к ней добавь ты слово «ход».
Получишь то, о чем мечтает
Любой, кто бизнес начинает.
(доход)
Тимофей носки вязал
И на рынке их продал.
Дешевле, чем стоят нитки.
Получил одни … (убытки)
Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо все это … (купить)
Судно по морю плывет
И тяжелый груз везет.
Но стоит букву заменить,
Там сможешь акции купить.
(биржа)
Угадай-ка, как зовется,
Что за деньги продается.
(товар)
Найди ты слово, наконец,
Антоним слову «продавец».
(покупатель)
Не доллар, не рубль, не фунты,
А как называлась немецкая валюта?
(марка)
Так повелось с начала века,
Их очень много у человека:
Охота есть и пить, отдыхать.
Вам предстоит это слово узнать.
(потребность)
Денежное поощрение за особые успехи в деятельности. (премия)
К первому слову, где деньги хранишь,
Слово второе добавь и получишь
Третье слово, легкое для запоминанья
Бумажных денежек названье.
(банкнота)
4. Математические подсчеты. Учитывается быстрота решения (кто первым сдаст лист с ответами).
425 + 86 = …
253 - 107 = …
67 + 256 = …
777 + 333 = …
111 - 21 = …
5. Отгадайте загадки об орудиях труда.
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(лопата)
У дядюшки Никона
Вся лысина утыкана.
(наперсток)
Зубы есть, а хлеб не ест. (пила)
Зубы имеют, а зубной боли не знают. (грабли)
Одна сестричка всегда ходит следом за другой сестричкой. (игла и нить)
Деревянная река, деревянный катерок,
А над катером струится деревянный дымок.
(рубанок)
Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется.
(топор)
Сам худ, а голова с пуд. (молоток)
6. Географические ребусы, в которых зашифрованы экономические термины: банк, франк, банкнота, качество, товар, расчет, фонд, себестоимость.
7. Географические термины. За одну минуту участники должны написать слова, начинающиеся с буквы м и связанные с географией. Например: материал, металлургия, миграция, машиностроение, металлообработка, мигрант.
8. Тест:
1) К славянской языковой группе относятся: буряты; русские (+); алтайцы; якуты.
2) Главным районом выращивания озимой пшеницы и подсолнечника является: Урал; ЦЭР; Западная Сибирь; Северный Кавказ (+).
3) Численность населения России (млн человек): 1; 12; 5; 145 (+).
4) Ведущий комплекс страны: химико-лесной; машиностроительный; топливно-энергетический (+); АПК.
9. Кроссворд.
1) Сосредоточение в районе производства определенной продукции (специализация).
2) Крупнейший район в РФ по запасам железных руд (КМА).
3) Крупная газовая компания РФ (Газпром).
4) Один из видов ТЭС (теплоэлектроцентраль).
5) Город в Архангельской области, где размещен крупный ЦБК (Котлас).
10. Представьте в виде диаграммы грузооборот железнодорожного транспорта за 2002—2004 гг., если указаны следующие данные: грузооборот в 2003 году составил 135,1 млн тонн; в 2002 году — 118 млн тонн; в 2004 году — 133,8 млн тонн.
11. Цепочка слов. Ведущий называет экономический термин. Игрок первой команды называет другой термин, начинающийся с той буквы, которая была последней в предыдущем слове. Далее точно так же делает игрок из второй команды, за ним — снова игрок из первой и т. д. Например: экономика — акция — ярмарка — аукцион — налог…
12. Последнее задание придумывает кто-либо из игроков. Например, он предлагает провести конкурс анекдотов на географические темы. Награждается автор понравившегося анекдота.
Шерлок Холмс и Ватсон на природе. Ватсон: «Холмс, скажите, почему сегодня такое звездное небо?» Холмс: «Элементарно, Ватсон! У нас украли палатку».
Чукча учит своего сына охоте: «Смотри, сынок. Пиф-паф! (стреляет в оленя) Это сало. Пиф-паф! (стреляет в медведя) Это шкура. Пиф-паф! (стреляет в геолога) Это спички».
Дикие островитяне поймали студента и стали его жарить. Через некоторое время один воин прибегает к вождю племени: «Мы не можем приготовить еду и накормить все племя!» Вождь рассердился: «Это почему же?» Воин отвечает: «Студент, сидя в котле, всю картошку съел».