Внеурочная работа по географии России
(8-9 классы)
Надежда ТАРАСОВА, руководитель методического объединения учителей географии Ибресинского района
В сложном и многогранном процессе обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит тесному взаимодействию учебной и внеурочной работы. Оно способствует соединению теоретических знаний с жизнью, формирует профессиональные интересы школьников, обеспечивает развитие их творческих способностей и устойчивых интересов к предмету. Именно география дает человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живет. Одной из задач внеурочной работы по географии как раз и является обогащение школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества. Во внеурочной работе можно выделить два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса;
2) формирование исследовательских навыков при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе.
При организации внеклассной деятельности учитель может использовать краеведческий материал. Формы внеурочной работы могут быть различны в зависимости от периодичности их проведения. К постоянным относится работа на географической площадке школы, географических кружков, факультативов, клубов. К эпизодическим — олимпиады, недели географии, вечера, походы, экскурсии. Важно обеспечить комплексное сочетание этих форм.
Методы организации внеклассной деятельности школьников во многом совпадают с методами работы на уроке. К внеурочной работе по географии можно отнести работу на природе (экскурсии, наблюдения), работу с географической литературой (подготовка рефератов, докладов) и игровую деятельность (вечера, викторины). Конечно, не стоит забывать, что ведущее место принадлежит учебе. Внеурочная работа должна дополнять основную учебу, а если надо, то и углублять знания, полученные на уроках, помогать применять эти знания в реальной жизни.
В 8—9 классах учащиеся изучают географию своей Родины: России и Чувашской Республики. За пределами школьной программы остаются многие знания о природе, населении и хозяйстве. Поэтому именно в этом курсе я стараюсь воспитывать любовь к родному краю, формировать практические навыки на местном материале, провожу экскурсии и походы как на природу, так и на предприятия. В качестве внеклассных мероприятий я разработала заочные путешествия по всей стране, которые провожу после изучения крупных разделов. Их использую и в качестве обобщающих уроков нетрадиционной формы. В роли ведущих, экспертов, членов жюри, учителей разных предметов выступают наиболее подготовленные учащиеся. Эти мероприятия помогают ребятам лучше узнать свою Родину, родную землю, ценить и беречь ее богатства.
Выживает знающий
Командная игра проводится в 8 классе после изучения природных комплексов России. В ней участвуют несколько команд из 5-6 учащихся. Членами жюри могут быть учащиеся 8 и 9 классов. Команды выходят под музыку «Последний герой» в исполнении группы «Би-2». После представления каждая команда «забрасывается» в определенную природную зону России (по выбранным билетам). Их задача — выжить в данной природной зоне, используя знания по географии России.
1 этап. Опишите край
Команды составляют описание той природной зоны, куда они попали. Это могут быть и общие географические описания, и художественные образы. Например:
— Для тундры: царство холода и пронизывающего ветра, ягодный край, царство многолетней мерзлоты, край болот, озер и полноводных рек.
— Для тайги: край непроходимых болот и лесов, царство хвойных деревьев, cтрана ценных пушных зверей.
2 этап. Выбери места для лагеря
Команды обосновывают выбор места для лагеря в «своей» природной зоне (где и как лучше устроить лагерь: на берегу реки, у моря, на возвышенности).
3 этап. Разожги костер
Команды должны рассказать, какой вид топлива они будут использовать для разведения костра, какими правилами техники безопасности они будут руководствоваться.
4 этап. Охота
Учащимся предлагают карточки с изображениями охотничье-промысловых видов животных всех природных зон в равном количестве. Каждая команда должна выбрать животных «своей» природной зоны.
5 этап. Собери съедобные растения
Учащиеся из предложенного гербария выбирают растения со съедобными плодами, стеблями или корневищами, произрастающие на «их» природной зоне.
6 этап. Берегись опасных животных
Каждая команда рассказывает об опасных животных (хищниках, ядовитых змеях, насекомых) «своей» природной зоны.
7 этап. Встречаем гостей
Участники представляют коренной народ, проживающий в данной природной зоне. Рассказывают о традиционных видах занятий населения, обычаях.
8 этап. Туристическая песня у костра
Подведение итогов и награждение «выживших» команд.
Русская равнина
Это географический вечер для учащихся 8—9 классов.
Цель: расширить и углубить знания учащихся о Русской равнине, об истории ее заселения; показать красоту природы Русской равнины в произведениях поэтов и писателей, художников, народных мастеров, композиторов.
Оборудование: физическая карта РФ, пейзажи Шишкина, Левитана, Сурикова, Васнецовых, слайды или фотографии с видами природных зон России, изделия народных промыслов, песня «Ой, ты степь, широкая!», «Времена года» П.И. Чайковского. В роли учителя географии, истории, русской литературы, чувашского языка и литературы, музыки и рисования выступают сами учащиеся.
Учитель географии: Русская равнина. Россия. Родина... Эти три слова неразделимы. Образ Русской равнины пробуждает в нас образ Родины. Сегодня наш вечер мы хотим посвятить этой величайшей равнине мира. Широко раскинулась она от холодного Северного Ледовитого океана до теплых Черного и Каспийского морей. На предыдущих уроках мы изучили особенности рельефа, климата и природы Русской равнины. Но мне не хотелось бы, чтобы в ваших сердцах Русская равнина промелькнула лишь как еще один природный район. Я хочу, чтобы она запомнилась вам как образ Родины — с богатой историей, удивительно талантливыми людьми, с ее лесами и степными просторами.
Учитель литературы:
Там лес и дол видений полны,
Там на заре прихлынут волны
О брег песчаный и пустой.
Там в облаках перед народом
Колдун несет богатыря.
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей
над златом чахнет;
Там русский дух…
там Русью пахнет!
Учитель географии: На физической карте вы без труда найдете Русскую равнину. Как вы представляете себе Русскую равнину? Какой зрительный образ возникает у вас при первых словах о ней? Русские, чуваши, татары и другие народы — часть великой России. История многих народов, в том числе чувашей, связана с Русской равниной. Давайте мысленно поднимемся над этой равниной и с высоты разглядим все сразу, а также обратимся к ее прошлому. Это земля, где зарождалось Российское государство.
Учитель истории коротко рассказывает об истории заселения Русской равнины гуннами, русскими, а затем о появлении других народов на территории равнины.
Учитель рисования: Многое видела Русская равнина. То с севера, то с запада вторгались на ее территорию завоеватели. Но она стойко переносила все испытания, снова и снова залечивала свои раны и продолжала восхищать своей величественной красотой. И тянулись руки художников к кисти, и рождались великие художественные полотна. (Кратко знакомит учащихся с известными картинами Шишкина, Левитана, Сурикова, Васнецовых, Куинджи.)
Учитель литературы: Наверное, каждый из вас пережил такое чувство: в какой-то миг преображения природы вдруг распахиваются наши глаза, дрогнет какая-то струнка в душе, хочется остановиться, смотреть и смотреть на это чудо природы, хочется выразить как-то свои чувства. И у кого-то, может быть, рождаются прекрасные строки.
Учащиеся читают строки из стихотворений И. Бунина, А. Пушкина, С. Есенина и других русских поэтов, посвященные природе России.
Учитель географии: Вы познакомились с творениями великих художников и поэтов, посвященными природе Русской равнины. Но великая равнина пробуждала вдохновение и в простых людях. Как музыка, как песня рождались в глубинке России народные промыслы — чудо народного художественного творчества. Зарей «непочатой, целой» называет Б. Корнилов хохломскую роспись. Родина хохломы, семеновских матрешек и городецкой росписи — Нижегородский край.
Демонстрируются изделия народных мастеров. Если нет возможности показывать сами изделия, можно использовать фотографии, слайды: г. Гжель, Московская область — гжельский фарфор; г. Жостов — жостовская роспись; г. Вологда — вологодские кружева; хохломская, городецкая роспись, палехская шкатулка и т.п. Учащиеся рассказывают о народных промыслах чувашей.
Учитель музыки: Русская равнина, Россия, Родина. Куда бы вас ни закинула судьба, помните снега России, ее зимы. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Январь».) Вы будете помнить ее весны, когда природа, пробуждаясь, тянется к солнцу («Времена года. Апрель»). А какое лето на Русской равнине! («Времена года. Июль».) Золотую осень нигде в мире вы не увидите такой, как на Русской равнине («Времена года. Октябрь». Под фонограмму можно прочитать стихотворения, описывающие природу в разные сезоны года). Так ярко проявляются эти четыре времени года только на Русской равнине.
Учитель географии: Мы заканчиваем свой урок, посвященный величайшей из равнин мира. Пусть для вас образ Русской равнины будет не просто природным районом, а Родиной с ее богатой историей, с талантливыми людьми и красивой, но очень хрупкой природой. Она нуждается в бережном отношении. Сегодня, когда вырубаются леса, распахиваются степи, загрязняются реки и воздух, особо остро стоит вопрос охраны нашей природы. Я хочу надеяться, что вы не пройдете с равнодушным взглядом мимо раненой птицы, засоренного родника, сломанной березки. Любите свой край!
Волга-Волга
(по книге Н. Палькина «О, Волга!»)
Цель: систематизировать знания о Волге, о городах, расположенных на этой реке.
Оборудование: физическая и экономическая карта России, атласы для 8 и 9 классов, фотографии, картины с видами на Волгу, иллюстрации из книги Н. Палькина «О, Волга!», фонограммы песен «Далеко-далеко степь за Волгу ушла» и «Волга-матушка».
Мероприятие проводится в 9 классе после изучения тем «Центральная Россия» и «Поволжье». Первую часть можно провести в 8 классе, дополнив материалами: «Волга в музыке», «Волга в живописи».
Эпиграф урока: «О Волга!.. колыбель моя!» (Н.А. Некрасов)
Звучит фонограмма русской народной песни:
Из-под камушка течет реченька,
Да Волга быстрая, ой да
Волга-матушка.
1 ученик: Мы с вами изучили реки России. Можем показать их на карте, помним их названия. Но ни одна река не имеет такого большого значения в нашей жизни, как великая русская река Волга. Вряд ли найдется человек, равнодушный к красоте Волги, к ее истории.
2 ученик:
Где леском зеленым, где по полю,
Где, как в песне старой, вдоль села
Пробежала, вырвалась на волю
И по вольной воле потекла.
Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч разных рек.
3 ученик: Не только лодки, пароходы понесла она на себе, плоты потянула, в больших городах мосты через себя перекинула, и вот лежит она через всю Россию. Волга не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга — путь исторический, где сходятся прошлое и настоящее русского народа и всех народов, населяющих волжские берега: удмуртов и марийцев, татар и чувашей, мордвинов и калмыков. (Ученик кратко рассказывает историю заселения Поволжья.)
Учитель: Волга — исключительное явление природы, связавшее воедино разные географические зоны: лесное Нечерноземье, степное Саратовское Заволжье и полупустыни Астраханского низовья.
Демонстрируются картины, фотографии с различными видами на Волгу. В это время учащиеся читают стихотворения, посвященные Волге из книги Н. Палькина «О, Волга!». Звучит песня «Далеко-далеко степь за Волгу ушла».
1 ученик: Волга имеет уникальный экономический потенциал: заводы и фабрики, могучие гидростанции, старые и новые города, первоклассный речной флот, крупные агропромышленные объединения. Волга связывает 5 морей: Каспийское, Черное, Балтийское и Белое. И, наконец, Волга — это люди, живущие на ее берегах. И я вас приглашаю в путь по Волге, по ее городам.
2 ученик:
Собирайся, друг мой!
Путь наш длинный!
Через плесы чуткой тишины,
Через горы, степи и долины,
Через всю историю страны.
3 ученик: Тверь — первый крупный город на Волге. Отсюда начинается регулярное движение больших судов вниз по течению.
1 ученик:
Древний город Калинин,
А по-старому Тверь,
На великой равнине
Открывает нам дверь.
2 ученик рассказывает об экономике города и области. (В Твери находятся крупные предприятия текстильной промышленности; вагоностроительный завод; комбинат искусственного шелка; первая большая пристань и первый крупный речной порт; полиграфия.)
Учитель: Волга ведет за собой малые и большие суда, дарит людям энергию электричества. Канал имени Москвы связал Волгу с Москвой-рекой, и Волга пришла в столицу России, крупный промышленный центр страны — Москву.
3 ученик рассказывает о промышленности Москвы и Московской области (как повторение изученного). Аналогично идет путешествие по другим городам Волги до Астрахани. Ученики сами рассказывают о крупных городах и промышленных центрах, расположенных на Волге. Опускаю материал о Чебоксарах, промышленных предприятиях города, связанных с Волгой, рассуждениях об этимологии слова «Волга» и др. Интерес представляет и работа над названиями небольших притоков Волги и нахождение их на карте.
Учитель: Долгий путь мы прошли от истока до устья, от прозрачного лесного родничка до самого синего моря. Без Волги невозможно представить историю нашего Отечества. Недаром ее зовут Волгой-матушкой. Но, путешествуя по Волге, любуясь ее берегами, восхищаясь красотой ее природы, удивляясь могуществу экономики ее городов, нельзя ни на минуту забывать: Волга в опасности! Сотни предприятий сбрасывают отходы и вредные стоки в Волгу, отравляя все живое. Каскады электростанций остановили текущую реку, и вода потеряла способность самоочищаться. Электростанции преградили путь рыбам, поднимающимся на нерест, оскудели рыбные запасы Волги. Сегодня Волга просит помощи! Волга — это песня и ее надо спасти!» (Песня «Далеко-далеко степь за Волгу ушла».)
Викторина
1. Где начинается Волга?
2. Какие крупные притоки впадают в нее?
3. Назовите крупные города, расположенные на Волге.
4. Почему любой город на Волге называют портом пяти морей?
5. Сколько электростанций построено на Волге?
6. Каковы положительные и отрицательные стороны строительства ГЭС?
7. Назовите центры автомобилестроения на Волге?
8. Назовите города-миллионеры, расположенные на Волге.
Вопросы для викторины можно заменить.