Тимофеева Л.Г. учитель музыки
МБОУ «Гимназия №46» города Чебоксары
Народная песня в живописи
Урок в 5 классе
Данный урок является частью уроков 4 четверти второго полугодия 5 класса «Взаимосвязь музыки и живописи». На уроках в этом полугодии ребята отвечают для себя на вопросы «Можно ли «увидеть» музыку?» и «Можно ли «услышать» живопись»?
На этих уроках ребята должны почувствовать, что в каждом из них есть не только «внутренний слух», но и «внутреннее зрение». Они сравнивают произведения музыкального и изобразительного искусств, выявляя средства выразительности музыки и живописи, их общность и специфические особенности. Знакомятся с новыми выражениями «цветовая гамма», «звуковая палитра», «симфоническая картина», «яркий звук», «звучный цвет».
Способность «увидеть» музыку наступает тогда, когда музыка, не имеющая ни текста, ни программы, вызывает в сознании ассоциации с определенными жизненными картинами, даже с произведениями тех или иных художников. Так многие лирические произведения Чайковского напоминают русскую природу, картины русских художников-пейзажистов. Это происходит оттого, что в музыке Чайковского слышны отзвуки русской народной песенности, а русская народная песенность неотделима от русской природы. Конечно, слушая музыку Чайковского, ребята вспоминают пейзажи Шишкина, Левитана, Саврасова и это никогда не случится с музыкой таких композиторов как Бетховен, Хачатурян.
Картины с российскими пейзажами вызывают ассоциации не только с музыкой композиторов-классиков, но и с народными песнями. Например, картина И. Репина «Бурлаки на Волге» вызывает в памяти русскую народную песню «Эй, ухнем!». А некоторые художники – И. Шишкин и И. Левитан своим пейзажам дали названия русских народных песен.
Век технического прогресса расширил возможности слушания музыки. В данном уроке большое значение уделяется использованию ИКТ. Использование информационных технологий при подготовке и проведении урока музыки увеличивает возможность интегрировать в учебном процессе максимальное количество необходимой информации из разных источников, в том числе из смежных дисциплин, например, ИЗО. Так, изображения и звуковое сопровождение мультимедийного экрана позволит дать одновременно визуальный и аудиальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на записи на доске, поиски аудиофрагментов, размещение иллюстраций и пр.
Тип урока: углубление и расширение темы «Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись»
На уроке используется: компьютер, проектор.
Музыкальный материал:
1. П.И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1;
2. П.И. Чайковский. Времена года. Баркарола.
3. Русская народная песня на стихи А.Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя…»;
4. Русская народная песня «Вечерний звон».
5. Чувашская народная песня «Шура хуран».
6. И. Морозов Малиновый звон.
Демонстрационный материал − картины художников:
1. И.К. Айвазовского;
2. И.И. Шишкина;
3. И.И. Левитана;
4. А.И. Миттова.
I. Актуализация темы.
На наших уроках во II полугодии мы отвечаем на вопросы: «можно ли услышать живопись»? «можно ли увидеть музыку»?
Учитель: – Ребята, к какому выводу мы с вами вместе пришли?
Дети: – Да! Живопись можно «слушать», а музыку «смотреть».
– Как же это происходит?
– Музыка вызывает зрительные ассоциации, а живопись музыкальные ассоциации.
Продемонстрировать картину Айвазовского (слайд №3).
– Кто автор этой картины? В. Васнецов или А. Васнецов, Б. Кустодиев, И. Левитан, И. Айвазовский или И. Шишкин? И почему вы так считаете?
– Айвазовский. Он маринист.
– Ребята, с какой из ранее выученных нами песен ассоциируется эта картина. Какую песню вам хочется спеть, глядя на нее?
Исполнить песню Дубровина «На маленькой марке…».
Продемонстрировать картину И. Шишкина (слайд №4).
Давайте еще «послушаем» картины.
– Кто автор этой картины?
− И. Шишкин.
– Приведите доказательства своей правоты.
– Это пейзаж, а Шишкин – пейзажист, детали его картины выписаны с мельчайшими подробностями, со знанием ботаники, палитра его картины очень разнообразна, она яркая.
– С каким чувством написана эта картина?
− С чувством гордости и восхищения Родиной.
– Ребята, с какой музыкой ассоциируется у вас эта картина? С камерной или симфонической?
– Конечно, с симфонической, ведь симфоническая музыка обладает более разнообразной палитрой красок, чем камерная музыка.
– Ребята, какой по характеру, по-вашему, должна быть музыка?
− Торжественной, мощной, грандиозной, громкой.
Продемонстрировать картину И. Левитана (слайд №5).
– Кто автор этой картины?
– Исаак Левитан.
– Что характерно художественному стилю художника Левитана?
– Гамма красок картины И. Левитана менее ярка и разнообразна, детали выписаны не очень подробно, тон минорный.
– Какое чувство выразил И. Левитан в своей картине?
– Тихой печали, любви.
– Ребята, с какой музыкой ассоциируется у вас эта картина? С камерной или симфонической?
– С камерной. Ведь картины этого художника, в отличие от картин Шишкина, навевают чувство любви к не очень ярким милым уголкам нашей малой родины.
– Какого характера должна быть музыка для этой картины?
– Нежной, тихой.
Прослушать фрагмент из I ф/п концерта П.И. Чайковского (слайд №6).
– А теперь «посмотрим» музыку, прослушав фрагмент из I ф/п концерта П.И. Чайковского – композитора, музыку которого невозможно спутать ни с чьей другой. Это композитор, который в своей музыке воспевал нашу Родину.
– С картинами какого художника ассоциируется это грандиозное произведение? С В. Васнецова или А. Васнецова, Б. Кустодиева, И. Левитана или И. Шишкина?
– Этот концерт Чайковского ассоциируется с картиной Шишкина «Лесные просторы».
– Почему вы так считаете?
– Музыка симфоническая, грандиозная, гордая.
Прослушать фрагмент концерта на фоне картины Шишкина (слайд №7).
– Картина и музыка правильно подобрана?
– Прослушайте фрагмент из ф/п цикла Чайковского «Времена года». Чью картину из знакомых нам художников вы «увидели»?
– Картину Левитана.
– Почему вы так считаете?
– Музыка камерная, тихая, добрая, нежная.
Прослушать фрагмент «Осенней песни» на фоне картины Левитана (слайд №.9).
– Картина к музыке правильно подобрана?
– Ребята, почему, слушая музыку одного композитора, мы «видели» картины разных художников?
– Слушая грандиозную музыку I ф/п концерта, исполненную симфоническим оркестром и фортепиано мы «видим» необозримые просторы нашей Родины, а слушая камерную пьесу из цикла Чайковского «Времена года», мы «видим» маленький родной уголок России, воспетый Левитаном.
Молодцы, отлично справились!
II. Закрепление понятия «народная песня».
– Тема сегодняшнего урока: «Народная песня в живописи» (слайд №11).
– Какая песня считается народной?
– По каким признакам мы можем определить?
– Можно ли отличить русскую народную песню от чувашской народной?
III. Закрепление понятия «взаимосвязь музыки и живописи».
– Ребята, а теперь я попрошу вас сосредоточиться. Я задам вам такой вопрос, на который я бы вряд ли ответила в вашем возрасте. Ответ на этот вопрос я узнала, уже учась в музыкальном училище, и очень надеюсь, что вы сможете ответить на него сегодня, сейчас.
– Как вы думаете, почему именно эти картины я выбрала к сегодняшнему уроку, темой которого является «Народная песня в живописи»? Выдвигайте свои гипотезы.
– Эти картины ассоциируются с народными песнями.
– Молодцы!
Если не справились, рассмотреть и проанализировать картины по отдельности.
IV. Отработка умения анализировать произведения искусств.
– А теперь подробнее остановимся на каждой из них. Рассмотрим картину чувашскогохудожника Миттова (слайд №12, 13).
– Опишите, что вы видите?
– Это русский или чувашский хоровод?
– Какая музыкальная ассоциация у вас возникает? Какая известная вам чувашская народная песня слышится вам?
– Чувашская народная хороводная песня «Шура хуран».
Исполнить «Шура хуран» a capella.
Рассмотреть картину И. Шишкина «Среди долины ровныя…» (слайд №14).
– Назовите имя художника?
– Опишите ее?
– Это российский пейзаж. В центре на возвышении стоит могучий дуб, а вокруг ни деревца, ни кустика.
– Какое душевное состояние выражает эта картина: тоски, радости, одиночества, счастья?
– Состояние одиночества.
– Почему у вас создалось такое ощущение?
– Тон картины минорный, поблизости нет ни селений, ни людей.
– Как вы считаете, какая из знакомых нам народных песен, соответствует этому образу и настроению?
– Р.н.п. «Среди долины ровныя…».
– В основу картины легло лирическое стихотворение Александра Федоровича Мерзлякова «Одиночество», впервые напечатанное в 1811 году. Причем, авторами музыки называли сразу нескольких современников Мерзлякова: Д.Н. Кашина, С.И. Давыдова и О.А. Козловского, М.И. Глинку. Поскольку неоспоримых доказательств в пользу одного автора нет, то часто стали указывать, что песня «народная». Вскоре эта песня стала народной, а это самая высокая оценка авторам, если их песня становилась народной.
Шишкин смолоду любил напевать народный мотив со словами Мерзлякова с его печальным рефреном «Ах, скучно одинокому и дереву расти. Ах, горько, горько молодцу без милой жизнь вести…» Этот рефрен оказался созвучным переживаниям художника. Друг за другом скончались обе его жены и маленький сын. Тема одиночества пронизывает и картину, и песню.
– Действительно, при взгляде на картину вспоминается первая строфа песни «Среди долины ровныя…».
– Ребята, как вы думаете, какое название дал этой картине художник?
– Такое же, как название песни.
– Теперь, когда вы знаете историю создания этой картины, исполните ее так, чтобы передать настроение этой песни и картины.
Исполнить песню «Среди долины ровныя…»
– А теперь «прослушаем» еще одну картину? Чья она? Опишите ее?
Рассмотреть картину И. Левитана «Вечерний звон» (слайд №15).
– Закат, монастырь, колокольня.
– Картина «звучит»?
– Слышится колокольный звон.
– Какую песню мог напевать художник, когда писал ее? Картину он назвал так же, как называется эта песня.
– «Вечерний звон», «Малиновый звон». Да, картина Левитана ассоциируется и с песней «Малиновый звон», но это песня не народная, она современная авторская. Ее композитор А. Морозов – наш современник.
Исполнить песню «Вечерний звон» или «Малиновый звон».
– Значение колокольного звона на Руси издавна было большим. Звон набатного колокола оповещал людей о беде, вечевой колокол призывал людей на вече – собрание.
– А как назывался звон праздничный?
– Малиновый. Фламандский город Малин. Карильон – набор разных по размеру колоколов, на которых можно исполнить мелодии.
V. Обобщение.
Музыку можно «увидеть», живопись можно «услышать». Некоторые полотна ассоциируются с симфонической музыкой, некоторые – с камерной, смотря на одни картины, мы слышим классическую музыку, а на другие – народную.
VI. Домашнее задание.
1. Нарисовать картину – образ к народной песне.
2. Нарисовать картину – образ к народной песне и спеть ее.
3. Сделать презентацию по теме этого урока, самостоятельно подобрав картины к знакомой вам народной песне.
– Хочу поблагодарить вас за отличную работу на уроке. Вы большие молодцы!