Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Урок в 5 классе «Народная песня в живописи» (Автор – Тимофеева Л.Г., учитель музыки МБОУ «Гимназия №46» города Чебоксары)

Тимофеева Л.Г. учитель музыки
МБОУ «Гимназия №46» города Чебоксары

Народная песня в живописи

Урок в 5 классе

Данный урок является частью уроков 4 четверти второго полугодия 5 класса «Взаимосвязь музыки и живописи». На уроках в этом полугодии ребята отвечают для себя на вопросы «Можно ли «увидеть» музыку?» и «Можно ли «услышать» живопись»?
На этих уроках ребята должны почувствовать, что в каждом из них есть не только «внутренний слух», но и «внутреннее зрение». Они сравнивают произведения музыкального и изобразительного искусств, выявляя средства выразительности музыки и живописи,  их общность и специфические особенности. Знакомятся с новыми выражениями «цветовая гамма», «звуковая палитра», «симфоническая картина», «яркий звук», «звучный цвет».
Способность «увидеть» музыку наступает тогда, когда музыка, не имеющая ни текста, ни программы, вызывает в сознании ассоциации с определенными жизненными картинами, даже с произведениями тех или иных художников. Так многие лирические произведения Чайковского напоминают русскую природу, картины русских художников-пейзажистов. Это происходит оттого, что в музыке Чайковского слышны отзвуки русской народной песенности, а русская народная песенность неотделима от русской природы. Конечно, слушая музыку Чайковского, ребята вспоминают пейзажи Шишкина, Левитана, Саврасова и это никогда не случится с музыкой таких композиторов как Бетховен, Хачатурян.
Картины с российскими пейзажами вызывают ассоциации не только с музыкой композиторов-классиков, но и с народными песнями. Например, картина И. Репина «Бурлаки на Волге» вызывает в памяти русскую народную песню «Эй, ухнем!». А некоторые художники – И. Шишкин и И. Левитан своим пейзажам дали названия русских народных песен.
Век технического прогресса расширил возможности слушания музыки. В данном уроке большое значение уделяется использованию ИКТ. Использование информационных технологий при подготовке и проведении урока музыки увеличивает возможность интегрировать в учебном процессе максимальное количество необходимой информации из разных источников, в том числе из смежных дисциплин, например, ИЗО. Так, изображения и звуковое сопровождение мультимедийного экрана позволит дать одновременно визуальный и аудиальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на записи на доске, поиски аудиофрагментов, размещение иллюстраций и пр. 

Тип урока: углубление и расширение темы «Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись»

На уроке используется: компьютер, проектор.

Музыкальный материал:

1.            П.И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1;

2.            П.И. Чайковский. Времена года. Баркарола.

3.            Русская народная песня на стихи А.Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя…»;

4.            Русская народная песня «Вечерний звон».

5.            Чувашская народная песня «Шура хуран».

6.            И. Морозов Малиновый звон.

Демонстрационный материал − картины художников:

1.            И.К. Айвазовского;

2.            И.И. Шишкина;

3.            И.И. Левитана;

4.            А.И. Миттова.

I. Актуализация темы.

На наших уроках во II полугодии мы отвечаем на вопросы: «можно ли услышать живопись»?  «можно ли увидеть музыку»?

Учитель: – Ребята, к какому выводу мы с вами вместе пришли?

Дети: – Да! Живопись можно «слушать», а музыку «смотреть».

– Как же это происходит?

– Музыка вызывает зрительные ассоциации, а живопись музыкальные ассоциации.

Продемонстрировать  картину Айвазовского (слайд №3).

– Кто автор этой картины? В. Васнецов или А. Васнецов, Б. Кустодиев, И. Левитан, И. Айвазовский или И. Шишкин? И почему вы так считаете?

– Айвазовский. Он маринист.

– Ребята, с какой из ранее выученных нами песен ассоциируется эта картина. Какую песню вам хочется спеть, глядя на нее?

Исполнить песню Дубровина «На маленькой марке…».

Продемонстрировать картину И. Шишкина (слайд №4).

Давайте еще «послушаем» картины.

– Кто автор этой картины?

− И. Шишкин.

– Приведите доказательства своей правоты.

– Это пейзаж, а Шишкин – пейзажист, детали его картины выписаны с мельчайшими подробностями, со знанием ботаники, палитра его картины очень разнообразна, она яркая.

– С каким чувством написана эта картина?

− С чувством гордости и восхищения Родиной.

– Ребята, с какой музыкой ассоциируется у вас эта картина? С камерной или симфонической?

– Конечно, с симфонической, ведь симфоническая музыка обладает более разнообразной палитрой красок, чем камерная музыка.

– Ребята, какой по характеру, по-вашему, должна быть музыка?

− Торжественной, мощной, грандиозной, громкой.

Продемонстрировать картину И. Левитана (слайд №5).

– Кто автор этой картины?

– Исаак Левитан.

– Что характерно художественному стилю художника Левитана?

– Гамма красок картины И. Левитана менее ярка и разнообразна, детали выписаны не очень подробно, тон минорный.

– Какое чувство выразил И. Левитан в своей картине?

– Тихой печали, любви.

– Ребята, с какой музыкой ассоциируется у вас эта картина? С камерной или симфонической?

– С камерной. Ведь картины этого художника, в отличие от картин Шишкина, навевают чувство любви к не очень ярким милым уголкам нашей  малой родины.

– Какого характера должна быть музыка для этой картины?

– Нежной, тихой.

Прослушать фрагмент из I ф/п концерта П.И. Чайковского (слайд №6).

– А теперь «посмотрим» музыку, прослушав фрагмент из I ф/п концерта П.И. Чайковского – композитора, музыку которого невозможно спутать ни с чьей другой. Это композитор, который в своей музыке воспевал нашу Родину.

– С  картинами какого художника ассоциируется это грандиозное произведение? С В. Васнецова или А. Васнецова, Б. Кустодиева, И. Левитана или И. Шишкина?

– Этот концерт Чайковского ассоциируется с картиной Шишкина «Лесные просторы».

– Почему вы так считаете?

– Музыка симфоническая, грандиозная, гордая.

Прослушать фрагмент концерта на фоне картины Шишкина (слайд №7).

– Картина и музыка правильно подобрана?

– Прослушайте фрагмент из ф/п цикла Чайковского «Времена года». Чью картину из знакомых нам художников вы «увидели»?

– Картину Левитана.

– Почему вы так считаете?

– Музыка камерная, тихая, добрая, нежная.

Прослушать фрагмент «Осенней песни» на фоне картины Левитана (слайд №.9).

– Картина к музыке правильно подобрана?

– Ребята, почему, слушая музыку одного композитора, мы «видели» картины разных художников?

– Слушая грандиозную музыку I ф/п концерта, исполненную симфоническим оркестром и фортепиано мы «видим» необозримые просторы нашей Родины, а слушая камерную пьесу из цикла Чайковского «Времена года», мы «видим» маленький родной уголок России, воспетый Левитаном.

Молодцы, отлично справились!

II. Закрепление понятия «народная песня».

– Тема сегодняшнего урока: «Народная песня в живописи» (слайд №11).

– Какая песня считается народной?

– По каким признакам мы можем определить?

– Можно ли отличить русскую народную песню от чувашской народной?

III. Закрепление понятия «взаимосвязь музыки и живописи».

– Ребята, а теперь я попрошу вас сосредоточиться. Я задам вам такой вопрос, на который я бы вряд ли ответила  в вашем возрасте. Ответ на этот вопрос я узнала, уже учась в музыкальном училище, и очень надеюсь, что вы сможете ответить на него сегодня, сейчас.

– Как вы думаете, почему именно эти картины я выбрала к сегодняшнему уроку, темой которого является «Народная песня в живописи»? Выдвигайте свои гипотезы.

– Эти картины ассоциируются с народными песнями.

– Молодцы!

Если не справились, рассмотреть и проанализировать картины по отдельности.

IV. Отработка умения анализировать произведения искусств.

– А теперь подробнее остановимся на каждой из них. Рассмотрим картину чувашскогохудожника Миттова (слайд №12, 13).

– Опишите, что вы видите?

– Это русский или чувашский хоровод?

– Какая музыкальная ассоциация у вас возникает? Какая известная вам чувашская народная  песня слышится вам?

– Чувашская народная  хороводная песня «Шура хуран».

Исполнить «Шура хуран» a capella.

Рассмотреть картину И. Шишкина «Среди долины ровныя…» (слайд №14).

– Назовите имя художника?

– Опишите ее?

– Это российский пейзаж. В центре на возвышении стоит  могучий дуб, а вокруг ни деревца, ни кустика.

– Какое душевное состояние выражает эта картина: тоски, радости, одиночества, счастья?

– Состояние одиночества.

– Почему у вас создалось такое ощущение?

– Тон картины минорный, поблизости нет ни селений, ни людей.

– Как вы считаете, какая из знакомых нам народных песен, соответствует этому образу и настроению?

– Р.н.п. «Среди долины ровныя…».

– В основу картины легло лирическое стихотворение Александра Федоровича Мерзлякова «Одиночество», впервые напечатанное в 1811 году. Причем, авторами музыки называли сразу нескольких современников Мерзлякова: Д.Н. Кашина, С.И. Давыдова и О.А. Козловского, М.И. Глинку. Поскольку неоспоримых доказательств в пользу одного автора нет, то часто стали указывать, что песня «народная». Вскоре эта песня стала народной, а это самая высокая оценка авторам, если их песня становилась народной.

Шишкин смолоду любил напевать народный мотив со словами Мерзлякова с его печальным рефреном «Ах, скучно одинокому и дереву расти. Ах, горько, горько молодцу без милой жизнь вести…» Этот рефрен оказался созвучным переживаниям художника. Друг за другом скончались обе его жены и маленький сын. Тема одиночества пронизывает и картину, и песню.

– Действительно, при взгляде на картину вспоминается первая строфа песни «Среди долины ровныя…».

– Ребята, как вы думаете, какое название дал этой картине художник?

– Такое же, как название песни.

– Теперь, когда вы знаете историю создания этой картины, исполните ее так, чтобы передать настроение этой песни и картины.

Исполнить песню «Среди долины ровныя…»

– А теперь «прослушаем» еще одну картину? Чья она? Опишите ее?

Рассмотреть картину И. Левитана «Вечерний звон» (слайд №15).

– Закат, монастырь, колокольня.

– Картина «звучит»?

– Слышится колокольный звон.

– Какую песню мог напевать художник, когда писал ее? Картину он назвал так же, как называется эта песня.

– «Вечерний звон», «Малиновый звон». Да, картина Левитана ассоциируется и с песней «Малиновый звон», но это песня не народная, она современная авторская. Ее композитор А. Морозов – наш современник.

Исполнить песню «Вечерний звон» или «Малиновый звон».

– Значение колокольного звона на Руси издавна было большим. Звон набатного колокола оповещал людей о беде, вечевой колокол призывал людей на вече – собрание.

– А как назывался звон праздничный?

– Малиновый. Фламандский город Малин. Карильон – набор разных по размеру колоколов, на которых можно исполнить мелодии.

V.  Обобщение.

Музыку можно «увидеть», живопись можно «услышать». Некоторые полотна ассоциируются с симфонической музыкой, некоторые – с камерной, смотря на одни картины, мы слышим классическую музыку, а на другие – народную.

VI.  Домашнее задание.

1. Нарисовать картину – образ к народной песне.

2. Нарисовать картину – образ к народной песне и спеть ее.

3. Сделать презентацию по теме этого урока, самостоятельно подобрав картины к знакомой вам народной песне.

– Хочу поблагодарить вас за отличную работу на уроке. Вы большие молодцы!

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика