В мае 2013 года исполняется 68 лет со дня Великой Победы стран Антигитлеровской коалиции над нацистским Третьим Рейхом. В этом же году исполняется 22 года созданному на месте распавшегося СССР Содружеству Независимых Государств.
Рекомендации по содержанию и форме проведения тематических уроков.
Оба события изучаются в курсе Истории России в 9-м ив 11-м классах. Уроки по данным темам в соответствие с учебным планом можно провести в самых различных формах, начиная от проблемной лекции или бинарной лекции, при которой два учителя ведут урок, и заканчивая интерактивными занятиями. Однако желательно не ограничиваться только программными требованиями и провести данные уроки в более широком формате.
Такие уроки могут быть проведены в рамках внеклассного (внеурочного) мероприятия по предмету и проходить в рамках декады истории и обществознания в школе. Возможно также максимальное задействование музейных фондов историко- краеведческих музеев в ходе проведения музейного урока. При этом задачи личностного развития и воспитания на таком уроке должны рассматриваться учителем как приоритетные. Результаты урока по возможности следует направить на осмысление опыта поворотных моментов в российской истории, на характерные особенности различных типов общества(советского и российского постсоветского), сменявших друг друга в ходе трансформации страны. Внимание школьников в ходе подготовки и проведения данных уроков может быть сконцентрировано на:
более пристальном изучении исторических последствий Великой Победы для народов СССР, Европы и всего мира ;
овладении базовыми историческими знаниями и представлениями о закономерностях развития СССР и Российской Федерации;
формировании умений применения этих знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, таких, как модернизация России;
развитии умений анализировать и сопоставлять исторические события, оценивать цели и результаты деятельности политиков, государственных деятелей и рядовых граждан.
Формы работы с учащимися при проведении урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, с использованием активных и интерактивных стратегий преподавания, с учетом возраста учащихся, где предпочтение отдается проблемно - диалогическим, проектным и исследовательским методам обучения.
Для основной школы (5-8 классы) предлагается следующие темы урока:
- Как Вы думаете, что такое «Великая Победа»?;
- Цена Великой Победы для членов моей семьи (для моих односельчан, земляков);
- Послевоенные судьбы победителей (на примере своих родных и земляков);
- Жизненные пути сверстников Великой Победы ( моих родных и земляков);
- Основатели СНГ: исторические портреты Б.Н.Ельцина, Л.М.Кравчука, С.С.Шушкевича.
Для учащихся 9-11 классов актуальными могут быть следующие темы урока:
- Великая Победа: триумф и трагедия?
- Великая Победа: победители и побежденные спустя 68 лет.
- Отношение к Великой Победе в бывших советских республиках: почему так, а не иначе?
- Рождение СНГ: объективные предпосылки и субъективные цели.
- Создание СНГ: начало или конец распада СССР?
- СНГ: средство интеграции или механизм «цивилизованного развода»?
- Отцы-основатели СНГ: революционеры, реформаторы или щепки в потоке истории?
- Эксперимент СНГ на фоне опыта Европейского Союза.
- Современная Россия в СНГ: старший брат или брак по расчету?
Учитывая возраст, интересы и возможности учащихся, на данном этапе обучения предпочтение должно отдаваться исследовательской и проектной деятельности, организации дискуссий, дебатов, диспутов, проведению ученических конференций, круглых столов, пресс-конференций и т.д.
Список рекомендуемых информационных ресурсов:
1.Кацва Л.А. История России. Советский период. (1917-1991) Электронное учебное пособие.
2.Устав Содружества Независимых Государств http://ru.wikisource.org
3.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств
http://ru.wikisource.org/wiki/
4. Алма-Атинская Декларация http://ru.wikisource.org/wiki/
5. Постановление Верховного Совета Украинской ССР «О провозглашении независимости Украины» http://ru.wikisource.org/wiki/
6. Съезд народных депутатов РСФСР. Декларация от 12 июня 1990 года № 22-I
«О государственном суверенитете РСФСР» http://ru.wikisource.org/wiki/
Методическое сопровождение проведения в общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики тематических уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств (скачать) >>