Проект методики организации образовательного процесса,
обеспечивающего организацию урочной и внеурочной деятельности в целях реализации проекта
«Профильные инженерно-технические классы»
Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является "системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".(Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.)
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории
Переход к профильному обучению позволяет:
- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к. освоению программ высшего профессионального образования.
Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.
Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми учебными предметами являются: "русский язык", "литература", "иностранный язык", "математика", "история", "физическая культура", а также интегрированный учебный предмет "обществознание (включая экономику и право)" и интегрированный учебный предмет "естествознание". Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т. д.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения для Х-Х1 классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
1) "надстройки" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным (а образовательное учреждение /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов);
2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;
3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Имеется договор о сотрудничестве между Чебоксарским политехническим институтом (филиалом) ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» и МБОУ «Порецкая СОШ» по организации профильных инженерных классов.
Внеурочная деятельность включает посещение различных технических кружков, экскурсий участие в олимпиадах, научно-практических конференциях и т.д.
Учебный план МБОУ «Порецкая СОШ» Чувашской Республике с русским языком обучения на 2012-2013 учебный год.
Среднее (полное) общее образование 10 класс
Инженерный профиль
|
Учебные предметы
|
Количество часов в неделю
|
Базовые учебные предметы
|
Русский язык
|
1
|
Литература
|
3
|
Иностранный язык
|
3
|
История
|
2
|
Обществознание
|
2
|
Химия
|
2
|
Биология
|
1
|
Физическая. культура
|
3
|
ОБЖ
|
1
|
Чувашская литература
|
1
|
Информатика
|
1
|
География
|
2
|
Экономика
|
1
|
Профильные предметы
|
Математика
|
6
|
Физика
|
5
|
ИТОГО
|
34
|
Элективные курсы
|
Русский язык
|
1
|
Элементы программирования
|
1
|
Инженерная графика (Преподаватели МГОУ)
|
0,5
|
Физика (Преподаватели МГОУ)
|
0,5
|
Итого
|
37
|
План работы
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
1
|
Проведение родительских собраний
|
Август, сентябрь, декабрь, март, апрель
|
2
|
Утверждение рабочих программ по предметам и элективных курсов
|
август
|
3
|
Школьный этап олимпиад
|
Октябрь-ноябрь
|
4
|
Муниципальный этап олимпиад
|
Ноябрь-декабрь
|
5
|
Республиканский этап олимпиад
|
Январь-февраль
|
6
|
Заполнение электронного журнала
|
|
7
|
Школьная научно-практическая конференция по техническим дисциплинам
|
Февраль
|
8
|
Выезд на кафедры по техническим специальностям при МГОУ
|
Ноябрь, февраль
|
9
|
Работа кружка роботехника
|
В течении всего учебного года
|
10
|
Экскурсия на Шумерлинский завод автофургонов
|
декабрь
|
11
|
Экскурсия на тракторный завод в г. Чебоксары
|
май
|
12
|
Участие во Всероссийском чемпионате по математике
|
ноябрь
|
13
|
Участие во Всероссийском чемпионате по физике
|
декабрь
|
14
|
Участие во Всероссийском чемпионате по информатике
|
январь
|
15
|
Проведение круглых столов, дискуссий
|
Ноябрь, февраль
|
16
|
Заседание малого педагогического совета.
Тема: «Особенности работы в инженерных классах»
|
февраль
|
17
|
Входной мониторинг по математике, физике, информатики
|
сентябрь
|
18
|
Промежуточный мониторинг по математике, физике, информатики
|
декабрь
|
19
|
Итоговый мониторинг по математике, физике, информатики
|
май
|
Ответственный за реализацию проекта заместитель директора по УВР Глухова Лариса Михайловна
Тел. 89278457061