Проект модели организации образовательного процесса, обеспечивающего организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в целях реализации республиканского проекта «Профильные инженерно-технические классы» в МБОУ «Цивильская СОШ №2» в 2012-2013 учебном году.
В качестве организационной модели профильного обучения в школе используется смешанная модель, что предусматривает реализацию профильного обучения на базе МБОУ «Цивильская СОШ №2» с использованием ресурсов Чебоксарского политехнического института (филиал) МГОУ.
Организация образовательного процесса в профильных классах строится на основе образовательной программы и учебного плана школы, сформированного в соответствии с требованиями Федерального Базисного учебного плана и учитывающего региональный компонент образования. Базисный учебный план профильного обучения предусматривает изучение обязательных предметов на базовом уровне. Учебные дисциплины, изучаемые на профильном уровне: математика, физика, компьютерная графика, программирование. Программа изучения профильных предметов обеспечивает учащимся профильный уровень содержания, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Преподавание всех предметов ведется по рабочим программам, разработанным в соответствии с примерными программами Министерства образования и науки Российской Федерации на основе ГОС.
Элективные курсы (курсы по выбору) способствуют удовлетворению профильных образовательных запросов обучающихся и проводятся с привлечение внешних специалистов. В качестве программ элективных курсов (курсов по выбору) используются программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, и/или авторские программы, имеющие согласование с соответствующими кафедрами Чебоксарского политехнического института. Так, в 10 классе учащимся предлагаются следующие элективные курсы:
- Технический английский
- Введение в профессию
- Практикум по математике
Профильные инженерные классы обеспечивают учащимся:
- Право на получение среднего (полного) образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, с учетом их запросов и интересов;
- Расширенный уровень подготовки по инженерно-техническому направлению;
- Развитие творческих способностей в соответствии с их интересами и склонностями;
- Основы профессиональной подготовки по отдельным специальностям высших и средних специальных учебных заведений
Профильные классы создаются на третьей ступени (10-11-е классы) и предполагают не углубленное, а расширенное изучение отдельных предметов.
С целью формирования конкретных компетенций выпускников профильных инженерных классов, нами определена структура и содержание базовых компетенций выпускника профильного инженерного класса:
- обученность, отражающая общий уровень подготовки учащегося: освоение образовательных программ по предметам учебного плана, умение использовать теоретические знания в практической деятельности, владение способами организации и самоорганизации деятельности, обеспечивающими готовность к продолжению образования в учреждениях профессионального образования,
- компьютерная грамотность, владение навыками использования средств информационных технологий для выполнения математических расчетов, обработки данных экспериментов, поиска необходимой информации, наличие общих интеллектуальных способностей и творческих качеств;
- ценностная ориентация на профессию инженера, освоение содержания профильных предметов на уровне, необходимом для успешного обучения по выбранному направлению в учреждениях СПО и ВПО, владение способами организации исследовательской, творческой деятельности
- нравственная воспитанность, представляющая собой систему нравственных ценностей: понятие чести, достоинства, адекватная самооценка, осознание ценности труда в жизни человека, стремление к самосовершенствованию, внешняя и внутренняя культура;
- социально-личностная зрелость, отражающая уровень сформированности учащегося как личности: наличие целеустремленности, умения преодолевать трудности
Для достижения этой цели, в ходе реализации проекта следует решить следующие задачи:
- внедрение новых методик обучения на основе проектного подхода и IT-технологий;
- развитие системного мышления учащихся путем установления межпредметных связей, использования проектного подхода к обучению;
- участие обучающихся в исследовательской деятельности: конференциях, школах-семинарах, олимпиадах по выбранному профилю;
- создание системы формирования профессиональной направленности и осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории:
- выявление склонностей и способности к тому или иному виду деятельности;
- обоснование и создание условий для построения индивидуальных траекторий обучения;
- организация взаимодействия с работодателями с целью знакомства школьников с будущими профессиями;
- разработка элективных курсов с учетом выбранных направлений дальнейшего обучения;
- создание условий для проведения практических и лабораторных работ на базе Чебоксарского политехнического института(филиал) МГОУ
Порядок приема обучающихся в профильные инженерные классы
Комплектование профильных классов осуществляется из выпускников 9-х классов независимо от места их жительства в июне — августе на основании письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих и свидетельства о результатах государственной (итоговой) аттестации с использованием механизмов независимой оценки знаний по физике и математике. В тех случаях, когда количество желающих поступить в профильные классы превышает возможности приема, предпочтение отдается лицам, имеющим более высокие баллы по результатам государственной (итоговой) аттестации по физике и математике .
При зачислении в профильные классы учитываются рекомендации учителей и психологов общеобразовательного учреждения. За учащимися профильного инженерного класса сохраняется право свободного перехода в другие классы общеобразовательного учреждения.
Содержание и организация обучения в профильных инженерных классах.
Образовательный процесс в профильных классах осуществляется в соответствии с целями и задачами, определенными уставом образовательного учреждения. Организация образовательного процесса осуществляется учреждением по согласованию с Институтом. Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год по профильным предметам. Формой промежуточной аттестации по итогам I полугодия являются зачеты и контрольные работы, а по итогам II полугодия – экзамены. Результаты промежуточной аттестации заносятся в личную зачетную книжку. Зачетная книжка выдается обучающимся профильного класса на период обучения на старшей ступени. Выдача зачетных книжек оформляется в специальном журнале. По окончании промежуточной аттестации зачетная книжка сдается в учебную часть для внесения результатов промежуточной аттестации в классном журнале на странице по профильному предмету. Государственная (итоговая) аттестация по завершении среднего (полного) общего образования в профильных инженерных классах проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации, нормативными актами Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и органа управления образованием. Для выпускников профильных классов экзамен по профильным дисциплинам является обязательным.
Кадровое и финансовое обеспечение деятельности профильных классов
Финансирование деятельности профильных классов осуществляется из средств, выделяемых учредителем образовательного учреждения и дополнительных финансовых источников.
Образовательный процесс в профильных инженерных классах осуществляется наиболее опытными и квалифицированными педагогами. Педагогическим работникам, обеспечивающим преподавание профильных предметов устанавливается доплата за счет средств фонда оплаты труда.