Зачем ребенку нужна музыка?
Николаева Марина Вячеславовна, учитель музыки СОШ № 54 г.Чебоксары
«Всякий человек, получающий
общее образование в школе или
вне ее, не может и не должен
миновать его музыкальной
стороны, если хочет быть полно и
гармонически развитым»
(М. Михайлова «Развитие
музыкальных способностей детей)
С этим вопросом я столкнулась при наборе детей на такой не популярный инструмент, как виолончель. Я много лет по крупицам собирала информацию на эту тему. В этой статье хочу рассмотреть часть собранного мной материала на эту тему.
Итак, исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением и возможность раннего у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
В наше время в 69-й липецкой школе песни используют как профилактику гриппа и ОРЗ. Те, кто поет, меньше болеет и даже начинают лучше учиться. О лечебных свойствах песни здесь поначалу не подозревали, просто учили ребят вместе с обычными предметами еще и хореографии, рисованию и пению. Но позже доктора заметили: к поющим простуда не пристает.
Врачи и учителя заметили, что для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни. Тут и легкие, и гортань тренируются. Ну, и самое главное: болезнь быстрее отступает, если песню петь хором. Взаимосвязь между здоровьем и песней в школе объясняют по-разному. Кто о телесной и духовной гармонии говорит, а кто о дыхательной гимнастике. Чтобы красиво петь, нужно правильно дышать. Вот эти особые упражнения, помогают не только певцам дыхание поставить, они вдобавок улучшают самочувствие.
Специальные дыхательные упражнения включили в программу обычных уроков пения. И, кроме оздоровительного эффекта, недавно открыли еще одно свойство. Оказывается, поющие, танцующие и рисующие дети получают больше «пятерок» и по обычным предметам (газета «36 и 6» март 2005г.)
А вот как аргументирует музыкальная педагогика роль музыки в развитии ребенка. Знания о музыке в наше время играют все большую роль в воспитании и обучении придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность.
При всем ее разнообразии система эстетического образования сводится к нескольким основным направлениям актуальным именно в музыкальном образовании:
• расширение музыкального кругозора;
• воспитание мировоззрения и моральных качеств;
• воспитание интереса к творческому труду и умению работать;
• забота о здоровье и физическом развитии;
• воспитание актуальности и дисциплины;
• воспитание изящества и благородства жестов и осанки;
• воспитание открытости, правдивости и приветливости;
• воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;
• воспитание культуры речи.
Подробнее хочу остановиться на воспитании силы воли и умения работать.
Уверенность – атрибут воли, воля питает и поддерживает чувство уверенности в себе. Пока у ребенка не выработалась привычка к организованной работе (привычки облегчают волевые усилия), пока музыка не стала духовной потребностью, дети и подростки переживают вместе с педагогами тяжелый период становления воли. «Воля крепнет в преодолении себя», - говорили Аристотель и Сенека. Воля нужна всем, начиная с обычного, повседневного рабочего обихода. Каждый день заставить себя заниматься – хочешь, не хочешь, есть настроение или нет. Вопрос не только о том, чтобы заставить себя сесть за инструмент, но научиться делать дело хорошо. Получается, что воля определяет не только объем и регулярность работы, но и ее содержание.
Наконец, публичные выступления, сопровождающие учащегося все годы обучения. Успех или неуспех тут напрямую зависит от воли. Умение собраться, сосредоточиться, отбросить сомнения, неверие в свои силы – кому-то это удается лучше, кому-то хуже.
«Между тем, какой прок от самых талантливых действий педагога, если у ученика не хватает исполнительской воли» (Гинзбург). Проблема в том, насколько удается сократить зазор меду «хочу» и «делаю». Гинзбург говорил: «Беда начинающих музыкантов не столько в недостатке техники, сколько в недостатке исполнительской воли. Многое не выходит у учащихся только потому, что волевые усилия, затраченные ими, были ничтожны. Воля необходима как в домашней работе, при разучивании произведений, так и на сцене. В последнем случае она подвергается суровому испытанию».
Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.
Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Б.М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» писал: «Мы не имеем в настоящее время таких знаний, которые позволяли бы давать отрицательный диагноз о музыкальности ребенка до начала систематического квалифицированного воспитания и обучения…. Не «приклеивайте» вашему «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить».
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.