Егорова Наталия Анатольевна
Учитель истории МБОУ СОШ №39
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый с 2006 года, предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является актуальным направлением образовательной политики нашей страны. Это, конечно, не случайно: век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Для нашего образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности ее работы. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные. Как показывает практика, способности могут быть разные, но они могут и преждевременно угаснуть или деформироваться. Талантливые дети являют собой бесценное национальное достояние, составляют тот ресурс, из которого впоследствии вырастает интеллектуальная элита общества. В этой связи основная миссия школы – развитие у обучающихся творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала человека, поддержание устойчивого интереса к образовательным предметам, подготовка обучающихся к поступлению в ведущие вузы России, к дальнейшему успешному обучению в них.
Традиционно принято ободрять и материально и морально детей проявивших особые способности в области культуры (музыкантов, танцовщиков, художников), в области спорта, где результат виден сразу. Сложнее состоит дело со стимулированием в области науки. Способности, тем более, талантливость в этой сфере не столь очевидны, развиваются медленно и появляются позднее. Поэтому таким одаренным, способным к упорному и напряженному умственному труду детям нужна система их целевой подготовки, т. к. способности расцветают только при постоянном упражнении, при осмысленном их употреблении.
Таким образом, появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, дающего возможность развития и реализации детских способностей, определения индивидуального образовательного «маршрута». В связи с этим передо мной стала задача определения такого индивидуального образовательного «маршрута» для своих учеников в рамках предмета «Обществознание». Школьный предмет обществознание дает огромный простор для развития умственной деятельности учащихся. Обществознание - это та учебная дисциплина, которая расширяет кругозор учащихся, социализирует личность и формирует мировоззрение. Школьный курс обществознание помогает выявлению одаренных детей, дает возможность раскрыть в учащихся способности в самых различных областях деятельности. И мне хотелось бы рассмотреть формы и методы работы с одаренными детьми на уроках обществознания, которые я активно использую в работе.
Целью моей работы стала: развитие у обучающихся трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, профессиональной ориентации. Поэтому основным направлением работы стало: введение в процесс обучения действий, которые в максимальной степени способствуют развитию их одаренности и креативности и способностей применения полученных знаний в повседневной жизни, а также дальнейший профессиональный рост.
Работа строится на следующих общепедагогических принципах:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся помощи, дополнительных образовательных услуг, наставничества.
Хочу вас познакомить с теми формами организации работы с обучающимися в урочной и внеурочной деятельности, которые мне кажутся самыми приемлемыми и эффективными.
- работа в парах;
- по подгруппам(в малых группах);
- индивидуальное консультирование;
- факультативы,
- кружки;
- профильные группы.
При организации работы я использую следующие методы и приемы, активизирующие учащихся на самостоятельное получение необходимых знаний и умений:
- проектно-исследовательские технологии,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- проблемные ситуации
- творческие и нестандартные задания.
- моделирование
- диспуты
- круглый стол
- экскурсии
- целевые выезды
Одним из современных приемов обучения является написание эссе. Я использую его и на своих занятиях, и в качестве домашнего задания. Для эффективности работы над этим видом задания учащимся предлагается коллективный анализ подготовленных эссе. Для этого можно сформировать две группы. Ребята знакомятся с содержанием всех эссе, написанных их товарищами по группе. В каждой группе проходит обсуждение написанных эссе и их детальный разбор, выявляются слабые и сильные стороны сочинения.
Как показывает педагогический опыт, увеличение объема учебного материала и его усложнение можно осуществлять до определенного предела. Например, обычная подготовка к Олимпиаде - это интенсивные лекции по обществознанию, чтобы объять необъятное, загрузить полезной информацией, чтобы выполнить набор заданий требующих от участников специфической мыслительной деятельности. Задания основаны на богатом культурном багаже, собранном в процессе чтения художественных книг, просмотра исторических фильмов, знакомства с произведениями живописи, изучение энциклопедических словарей и т.д., т.е. практически не представленном в школьных учебниках истории, обществознания. Есть задания, основанные на материалах специальных исторических дисциплин: геральдики, метрологии, нумизматики и других. Есть задания, разработанные с использованием межпредметных связей с литературой, МХК, географией, правом, политологией, социологией, экономикой и др.
Олимпиада рассматривается как форма внеклассной работы по предмету. Я стараюсь начинать подготовку школьников к олимпиадам в VI-VII классах. Чтобы выявить среди учащихся наиболее способных привлекаю психолога, а также на уроках предлагаю классу для выполнения задания разного уровня. Возможны такие задания: «определи кто» - учащиеся должны по предложенным признакам или по портрету определить философа, экономиста или политического деятеля; «определи термин» - из предложенных слов составить определение понятия и назвать его; «найди ошибку» - найти в тексте ошибки и исправить их; «заполни пропуски» - в тексте пропущены слова, они даются после текста, их необходимо поставить в логическом порядке, данное задание позволяет развить логическое мышление и научиться выстраивать причинно-следственные связи. В VIII-IX классах можно начинать индивидуальные или групповые занятия с одаренными учениками, используя для этого часы школьного компонента.
Неотъемлемой частью подготовки учащихся к олимпиаде может бытьпроектная деятельность, которая предполагает осмысление самостоятельно добытой информации через призму личного отношения к ней, практико-направленное исследование и оценку результатов в конечном продукте (репортаж, анкета, интервью, эскиз плаката и т.д.).
Результативность
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике:
2007 г. – Стеклярова Анастасия (11 л) – III место
2007 г. – Ярита Александр (11 л) – I место
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию:
2007 г.– Орлова Надежда (11 «Л») – 1 место,
2007 г.– Ярита Александр (11 «Л») – 1 место,
2007 г.– Стеклярова Анастасия (11 «Л») – 3 место,
2007 г.– Кутузова Екатерина (11 «Л») – 3 место,
2010 - Комарова Мария (8 "Л") - 3 место.
Республиканские конкурсы
2012 год - Васильева Екатерина (9 "Л") –
Диплом 1 степени в Республиканском конкурсе
"Столыпин - личность перед судом истории"
Внеучебная деятельность
2011 г. – Команда учащихся 8 классов МБОУ
«СОШ № 39» - 2 место в городском конкурсе «Ты и твои права».
Педагог, работающий с одаренными детьми должен обладать разнообразными качествами, такими как:
- способным к научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- владеть современными педагогическими технологиями;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- иметь позитивную Я-концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
- владеющий современными методами и приемами работы с одаренными детьми
Нужно заметить то, что на сегодняшний день (это меня особенно радует) ребята 10-11 классов стали более ответственно подходить к выбору профиля обучения. Это, конечно же, связано с выбором будущей профессии и дальнейшим поступлением в ВУЗы. Поскольку еще достаточной популярностью пользуются профессии гуманитарного профиля, то и желающих обучаться в классах с этим профилем пока не уменьшается. Тот факт, что среди всех предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ по выбору, самым выбираемым остается обществознание, только подтверждает данную реальность. Поэтому разнообразные приемы подготовки к олимпиадам различного уровня и непосредственное участие в этих олимпиадах – это, конечно же, не только огромный опыт использования и проверки полученных знаний, но также и хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ. И пусть не всем дается завоевывать призовые места, но зато ребята вырабатывают определенный психологический настрой в своего рода критической ситуации (коими непременно являются олимпиады, конкурсы и государственный экзамен). Поэтому те ребята, которые принимали участие в различных конкурсах и олимпиадах, по моим личным наблюдениям, затем уже на экзаменах чувствуют себя более уверенно, спокойно и комфортно. Кроме того, подготовка и знакомство с материалами олимпиад раскрывает более широкую область необходимых знаний, которые затем, конечно же, пригодятся и на ЕГЭ по обществознанию. В перспективе мною планируется систематизировать и обобщить имеющийся опыт по данному направлению работы с детьми 2-3 ступеней в виде педагогического проекта.