Учитель: Никитин Валерий Николаевич, МБОУ «СОШ №18» г. Чебоксары
Предмет: география
Контингент школы: школа с русским языком обучения
Класс: 6
Модуль: атмосфера.
Тема урока: Ветер и его роль в жизни человека и природы. Основные виды ветра на Земле.
Цели:
Воспитательные: способствовать привитию чувств уважения к такому волшебному и грозному явлению природы и самосохранению.
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «ветер», причинами его возникновения, показателями ветра, основными видами ветра на Земле, его ролью в жизни человека и природы.
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, развитию умений и навыков, учащихся по работе с различными источниками географических знаний (атласами, энциклопедическим, справочным материалом, физической картой полушарий), развитию умений работы в группах.
Технологии:когнитивная технология; технологияразвитие критического мышления; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникативные технологии; технология «дебаты»; игровая технология.
Методы и приемы:
- словесный метод (беседа, объяснение, рассказ диалог, вопросы и ответы);
- методпрактической работы(задания, задания-закрепления);
- психологические и социологические методы (создание и решение различных ситуаций (психология общения);
- наглядный метод (наглядные материалы -физическая карта полушарий, атлас, репродукции картин, таблицы, схемы); демонстрационный материалы (глобус,флюгер); видеоматериал («Штормы. Ураганы» фрагмент фильма); мультимедиапродукция (презентация «Ветер»); графический (раздаточный материал разветвлённого программирования (выбор одного ответа из нескольких ответов) сопоставительная таблица;
- двигательный метод (словестно-имитационное упражнения «Ветер дует…»);
- проблемный метод (проблемные вопросы, проблемные ответы, проблемные карточки, полемика, дискуссия, дискуссионные вопросы и ответы);
- игровой метод (предметно-познавательная игра «Шкала Бофорта»).
Словарная работа:ветер, стрибог,местные ветры, сезонные ветры, муссоны, постоянные ветры, временные ветры, ураган (тайфун), буря, смерч (торнадо), анемометр, флюгер, суховей, самум, шторм, штиль.
Полемика — конфликт мнений, столкновение принципиально несводимых позиций. Бескомпромиссность полемики обусловлена непримиримостью, противоположностью обсуждаемых оснований (как правило, социально-политических), их антагонистическим характером. Полемика ведётся в организованных формах. Но если дискуссия обычно протекает в форме конференций, симпозиумов, конгрессов, то полемика чаще имеет форму круглого стола, открытой трибуны. В полемике средствами борьбы служат мнения, личные позиции и принципы. В отличие от дискуссии, в которой обсуждаемый предмет не связан с личностью, полемика невозможна без межличностного соперничества, проявляющегося в виде реплик с критикой, опровержениями.
Прения — форма обсуждения какого-либо вопроса, выражения различных мнений по итогам его предварительного исследования с целью общего понимания вопроса. В ходе прений происходит прояснение отношений участников обсуждения к общим для обсуждения тезисам. Прения могут проходить в форме последовательности монологов его участников.
Дебаты — интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определённые точки зрения с целью убедить третью сторону (зрителей).
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта мира.
Эпиграф урока: Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задает природа. С.В. Обручев
Ход урока
Организационный момент
1. 1.Актуализация. Легенда войны: Это было во время Великой Отечественной войны. Над городом №, где были фашисты, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю, и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета в нем не было видно, а листовки продолжались разноситься ветром. Как потом выяснилось, распространение листовок по городу организовал молодой партизан Саша. Как же он это сделал ? Для этой цели Саша использовал высокую заводскую трубу. Она поднималась над землей на высоту 30 метров. Если у поверхности Земли давление было 760 мм. рт. ст. ,то на вершине трубы около 757 мм. рт. ст. Значит ,внизу на уровне топки атмосферное давление больше, чем на вершине трубы. Поэтому потоки воздуха устремлялись снизу вверх, унося с собой листовки, которые стопкой были сложены в потухшей топке. Следует отметить, что такое явление как движения воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном; но и в горизонтальном направлении
II. 1. Определение темы урока с учащимися.Отгадайте, загадку и определите тему урока:
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть, безрукий он, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде
– Миг – и нет его нигде. (ВЕТЕР) Слайд №2
2. На сегодняшнем уроке речь пойдет о ветре. Мы познакомимся с понятием «ветер», причиной образования ветра, с различными его видами, рассмотрим основные характеристики ветра, узнаем, какое значение он играет в природе и жизни человека. Слайд №3
- Проблемный вопрос.
А) «Ветер – друг или враг человека» (рассказ учителя)
Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно заметили, что ветер управляет погодой. Во многих пословицах, поговорках, народных песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, , отчаянным, злым.
Стрибог – в восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океана. Слайд № 4
Так, что же такое ветер? Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.
Первичный вывод: Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности.
Слайд № 5,6
4. Дискуссионные вопросы и ответы
А) – Почему же в различных районах земли атмосферное давление неодинаковое?
Ответ: Оказывается, главная причина различия давления, состоит в том, что земная поверхность нагревается неодинаково.
Б) – Что нагревается быстрее - суша, или вода?
Ответ: Солнечные лучи, проходя через атмосферу, попадают на поверхность Земли и нагревают ее. Суша и Мировой океан нагреваются по-разному. Вода нагревается медленно и медленно остывает. Суша, наоборот, нагревается быстро и быстро остывает. Эта закономерность очень важна для нас с вами. Она объясняет нам многие явления в природе.
В) – А как возникает, ребята, ветер?
Ответ: При приближении к большому водоему жарким летним днем чувствуется, что от воды дует прохладный ветерок. Нагревшийся от суши воздух расширяется и поднимается ввысь. Давление над сушей падает. Холодный воздух со стороны водного пространства перетекает на сушу, занимая место поднявшегося вверх теплого воздуха. Так возникает ветер
Вторичный вывод: Ветер всегда дует из областей с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.
5. Практическое закрепление-задание:
Определить в каком направлении будет дуть ветер? В каком случае ветер будет дуть сильнее?
А 740 мм – Б 750 мм (из Б в А,
А 763мм – Б 758мм (из А в Б)
А 754мм – Б 752 мм (из А в Б) Слайд 8
6. Объяснение-рассказ учителя.
Виды ветров. Ветры, наблюдаемые у земной поверхности, весьма разнообразны. Их обычно делят на группы: местные ветры, сезонные ветры, постоянные ветры, временные ветры. Ураган (тайфун), буря, смерч (торнадо) Слайд № 9
К местным ветрам относятся бризы – ветер силой 4 балла на побережье больших водоемов, озер, рек, водохранилищ, морей, меняющий свое направление два раза в сутки.
Днем ветер дует с водоема на сушу – это дневной бриз, а ночью с суши на водоем – это ночной бриз. Образуется этот ветер из-за разницы в атмосферном давлении над водой и сушей. Днем над водой давление выше, чем над сушей, поэтому у поверхности земли воздух перемещается в сторону суши. Слайды №10-11
На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют направления два раза в год. Это – муссоны. Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым давление высокое поступает на сушу. Это – летний муссон. Зимой океан сохраняет тепло, давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка в океан. Зима на Дальнем Востоке холодная и сухая, лето прохладное и дождливое: дожди приносит летний муссон. Слайды12-14
7. Практическое задание: составить сравнительную таблицу «Бриз и муссон». (Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника).
Слайды № 15-16
Сравнительная таблица «Муссоны и бриз»
(раздаточный материал)
Сравниваемые черты
|
Муссон
|
Бриз
|
1. Причины образования
|
|
|
2. Территории, где встречаются.
|
|
|
3. Когда меняют свое направление?
|
|
|
4. Сколько раз меняют свое направление
|
|
|
в течение года?
|
|
|
8. Выводы:
А) В чем сходство муссона и бриза? Периодичность _ дважды меняют свое направление и возникают на границе моря и суши или водоема и суши.
Б) В чем различие? Районы распространения. Бризы проникают в глубь суши и моря на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни километров.
Ураган (тайфун) – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.
Смерч (торнадо) представляет собой сильный маломасштабный атмосферный вихрь (диаметром до 1000 м), в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой.
Слайд№ 17
9. Прения. Составление правил.
_ Что нельзя делать во время урагана, бури, смерча и по их окончании?
_ Что делать, если при возникновении урагана, бури, смерча вы оказались в доме или на улице?
Правило для всех!
1. Находиться на возвышенных местах, мостах, около трубопроводов, в местах, расположенных поблизости от объектов, где имеются аварийно химически опасные и легковоспламеняющиеся вещества.
2. Заходить в поврежденные здания.
3. По возвращении домой пользоваться электроприборами, газовыми плитами.
4. Прикасаться к оборванным электропроводам, к трубам.
5. Укрываться под отдельно стоящим деревом, находиться вблизи столбов и мачт, близко подходить к опорам линий электропередачи.
10. Физкультминутка (1 мин)
Инструктаж. Ребята, встаньте с рабочих мест, задвиньте стулья. И повторяйте двигательное (имитационное) упражнения.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.
11. Проблемный вопрос. Направление, скорость и сила ветра как можно характеризовать?
Учитель. Ветер характеризуется тремя показателями: направление, скорость и сила ветра. Я зачитываю отрывок из сказки А.С. Пушкина
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море..
Всюду веешь на просторе.
Из какой сказки этот отрывок? (Отрывок из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
Какие свойства ветра описаны в отрывке А.С. Пушкина? (могуч, гоняешь, волнуешь, всюду веешь). Определите характерный признак слов:
•могуч – сильный = сила;
•гоняешь, волнуешь – со скоростью = скорость;
•всюду веешь – дует в разных направлениях = направление. Слайд №19
Скорость ветра – это расстояние, которое проходит воздух за единицу времени, и измеряется м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. Слайд № 20
ВЫВОД. Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Но лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала Бофорта 12-ти бальная. Если сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то это штиль. Ветер называется умеренным, если скорость возрастает до 7 м/с, а сила до 4 баллов. Ураган это ветер со скорость более 33 м/с и силой в 12 баллов . Слайды № 21-22
Мы с вами говорили о силе и скорости ветра. Поработаем со шкалой Бофорта. Многие поэты, писатели и художники изображали в своих произведениях это могучее явление природы. Сейчас мы с вами рассмотрим картины Айвазовского и определим силу ветра в баллах. Слайды № 23-25
111. 1. Предметно-познавательная игра «Шкала Бофорта» – «определить силу ветра в баллах по 12-бальной шкале (Шкала Бофорта)».
Инструктаж: Я зачитаю отрывки из произведений классиков отечественной литературы, в которых описывается сила ветра (в баллах). А вы попытайтесь определить силу ветра в баллах по 12-бальной шкале. Работаем по слайду № 26-29 и по атласу (География. Начальный курс. 6 кл. Атлас. М.: Дрофа, 2012). Слайд № 26-29
А. Тихая украинская ночь
Прозрачно небо. Звёзды блещут
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы… А.С. Пушкин (1-2 б)
Б. Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как -будто страшный сон его тревожит
Ветвями машет, шевелит листвой
А почему – никто сказать не может…
С.Я. Маршак (3-4 б)
В. Трещит мороз, шумит метель:
Вершиною качает ель. М.Ю.Лермонтов (5-6 б)
Г. И было, как видно
Ему не впервые
Ломать, как тростинки
Дубы вековые.
И, крыши срывая,
Врываться в жилище,
Его называли
Ветрило.
Ветрище. С.В. Михалков (11-12 б)
2. Проблемно-закрепительный вопрос. Ребята, а как определить направление ветра?
Ответ. Направление ветра можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб, развевающим флажкам, но более точно это можно сделать с помощью флюгера. Слайд № 30
Общей для флюгеров особенностью является то, что они свободно вращаются на оси и устанавливаются по направлению ветра. Стрелка флюгера (она называется флюгарка) свободно вращается на стержне и острым концом всегда бывает направлена против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно 8 указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Слайд № 31
Название ветра происходит от названия стороны горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с севера, его называют – северный, если с юга – южный и т. д.
3. Практическое задание: определить направление ветра. Слайд № 32
4. Дискуссия.Значение ветра
– Какую роль ветер выполняет в природе?
Ответ. Приносит осадки с океанов на сушу. Ветер очищает воздух, уносит загрязненный воздух из городов, недаром в ветреную погоду легче дышится. Он влияет на рельеф: сглаживает горы и создает новые причудливые формы рельефа (Известная всему миру долина монументов в США, или барханы в пустыне). Ветер переносит на далекие расстояния семена трав и кустарников, деревьев. Способствует образованию морских течений. Он может разогнать тучи. Слайды № 33-38
– С каких пор человек заставил ветер служить себе.
Ответ. С давних времен сила ветра использовалась на ветряных мельницах. Сейчас строят ветряные электростанции, которые превращают силу ветра в электричество.
1У. 1. Обобщающий вывод. Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. А. С. Пушкин
Постоянные ветры всегда были верными спутниками и помощниками мореплавателей Так можем ли мы с уверенностью утверждать что: «Ветер – великий в природе работник»? (Конечно же, можем, он может, как созидать, так и разрушать и уничтожать все на своем пути, даже человека).
Слайды № 39-41
Конечно же, человек сумел преодолеть свою зависимость от сил природы. Он может соорудить надежное жилище, сделать запас продовольствия на случай неурожая, может прогнозировать многие стихийные явления. Но все же и в настоящее время человек является лишь небольшой частичкой в этом волшебном и грозном мире природы, который он обязан охранять и любить.
2. Обобщающее тестирование. Ребята, мы с вами живем в умеренных широтах. Для нашей местности характерны западные ветры. Нужно ли учитывать направление ветра при строительстве заводов? На какой стороне лучше их строить?
Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал?
Инструктаж. Перед вамитесты и слайд, где нужно закончить предложение или продолжить фразу, которую я написал… Слайд № 42
ОБРАЦЕЗ тестов
- – Ветер это – … (горизонтальное движение воздуха).
- – Главная причина образования ветра – … (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности).
- – Ветер дует из областей высокого давления в… (области низкого давления).
4 – Чем больше разница в атмосферном давлении, тем… (сильнее ветер).
- – Бриз – это… (ветер, меняющий направление дважды в сутки, возникает на берегу морей).
- – Ветер характеризуется показателями… (направлением, силой, скоростью).
- – Прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).
- – Сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).
- – Человек использует силу ветра для… (выработки электроэнергии).
3. Итог учителя. Сегодня на уроке мы познакомились с еще одной темой. Я надеюсь, что знания, полученные, на уроках географии пригодятся вам в жизни. Ведь действительно огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задает природа.
Ребята, вы согласны со мной?
3. Пишем синквей. «Ветер – друг или враг человека»
А сейчас давайте ребята ответим на проблемный вопрос, поставленный пред вами в начале урока: «Ветер – друг или враг человека»
Слайды № 43-45
Инструктаж. Пишем синквейн на стикера выходим к доске, читаем стихотворение и клеим на рисунок слайда 46 (на доску, где отражается слайд)
ОБРАЗЦЫ
ветер
движущий, сильный
очищает, переносит, вырабатывает
Движущий и сильный ветер очищает воздух, переносит вредные примеси, вырабатывает энергию для людей.
друг (помощник)
Что нового узнали на уроке?
У. Домашнее задание на выбор § 39
1) читать и ответить на вопросы приёмом «двухчастного дневника (двойного дневника)»
№/№
|
Текст
|
Я понимаю
|
… стр.
4 абзац
|
|
|
|
|
|
2) составить кроссворд со словом «Ветер»
3) составить ребус со словом «Ветер»