Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Реализация требований ФГОС ООО с использованием методики перевернутого класс

Владимиров А. В.,

учитель истории МБОУ «СОШ №17»

г.Новочебоксарска

Лебедев Ю.Б.,

доцент кафедры

общественных дисциплин

Чувашского республиканского

 института образования

 

Реализация  требований ФГОС ООО с использованием методики «перевёрнутого класса»

 

За последнее десятилетие мы стали свидетелями крупных перемен, которые происходят в образовании, как за рубежом, так и в России. Эти перемены касаются, прежде всего, переосмысления целей и задач, стоящих перед образованием, а также места школы в процессе социализации современного человека. Важнейшими нормативными документами, фиксирующим результаты такого переосмысления в России, стали Федеральные государственные образовательные стандарты. В данной статье будет иметься в виду прежде всего Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Сама разработка и принятие ФГОС ООО были продиктованы обостряющейся проблемой «образовательного разрыва», создаваемого тем, что образовательная система слишком медленно реагирует на изменения, происходящие в обществе, порождая неуклонно растущий разрыв между тем качеством и характеристиками образования, которые необходимы жителям современного сложного мира, и теми, которые им предлагает функционирующая система образования. 

Методологически ФГОС исходит из того, что современному образованию следует ориентироваться не столько на передачу знаний (необходимый объем и конфигурацию  которых весьма трудно определить в условиях ускоряющейся развития науки и техники), сколько на формирование определенного набора компетенций – способности осознанно и  самостоятельно приобретать и применять новую информацию и навыки в различных контекстах. Это вполне совпадает с крепнущим  убеждением мирового педагогического сообщества, что образование – это не столько процесс трансляции готовой информации от учителя к ученику, сколько процесс активного развития и  удовлетворения познавательных потребностей обучающихся. Мировая педагогика постепенно переходит  к парадигме непрерывного массового образования – обретению новой информации и навыков  в течение всей социально активной жизни. Непрерывное образование личности все чаще понимается  не обязанностью и долгом перед семьей и государством, а личным делом каждого учащегося в меру представления о его необходимости. 

С точки зрения такого подхода в основе образования личности лежит не педагогический, а образовательный процесс (обретение и осмысление необходимой учащимся информации всеми средствами, из любого источника,  лишь одним из которых может выступать учитель, преподаватель или воспитатель).

Такое понимание образования неизбежно ведет к трансформации традиционных форм и моделей преподавания, что отчетливо прослеживается в тенденциях его развития в последние восемь-десять лет. Главную роль среди них сегодня играет е-learning — система электронного обучения при помощи информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

С середины 2000-х годов в США началось активное внедрение различных моделей «смешанного обучения», которые предполагают сочетание традиционной классно-урочной системы с использованием интернет-сервисов. Мы подробно остановимся на рассмотрении модели «перевернутого класса».

Авторами школьной методики "перевернутого класса" считаются учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн.  В 2008 году они стали записывать видеоролики из своих лекций, и превращать их в домашние задания для своих учеников.

Перед уроком учащиеся смотрят дома видео-лекции (как правило длительностью от 5 до 15 мин), к которым может прилагаться небольшое задание (составить план, задать вопросы к материалу, решить пример, составить конспект и пр.). Такие задания служат для того, чтобы ученик понял, насколько он усвоил основные положения темы и сможет ли он применять полученные знания на практике для решения заданий в классе. Таким образом, ученик имеет возможность изучить и осмыслить материал в удобном для него темпе, пересмотреть ту часть материала, которая ему непонятна. Если ученика возникают вопросы, он может оставить их прямо на сайте, где размещен видео-урок в форме комментария или связаться с учителем или другими учениками через социальные сети. При этом учитель также может частично контролировать и при необходимости консультировать своих учеников.

На уроке учитель и ученики совместно закрепляют изученный материал путем выполнения практических заданий. "Когда ученики приходят в класс, они появляются, не для того, чтобы узнать новое содержание, они показывают, как применить то, что они узнали дома с помощью видео ", так комментирует свою методику обучения Аарон Самс. По опыту уроков истории и обществознания в 5-9 классах СОШ №17  г.Новочебоксарска целесообразно   делить класс на группы, которые работают в индивидуальном темпе. Либо использовать метод станций, при котором каждый ученик должен за урок (или несколько уроков) пройти ряд станций-заданий, каждое из которых направлено на закрепление части материала темы, либо на формирование какой-либо компетенции. Благодаря тому, что учащиеся работают по большей части самостоятельно, учитель может уделить внимание каждой группе или провести индивидуальные консультации с теми, кому требуется дополнительная помощь в освоении материала.

После того как урок закончен ученики идут домой и доделывают здания, начатые в классе, пересматривают старые и изучают новые видео уроки. После того как тема изучена проводится контрольная работа, в которой ученики демонстрируют приобретенные знания и умения применять их на практике.

Таким образом, по нашему опыту суть методики «перевернутого класса» сводится для учителя к трем основным компонентам:

1.Проектирование и создание виртуальной образовательной среды: видео-уроков, презентаций, иных информационных материалов, а также выбор электронного сервиса для обратной связи с учениками.

2.Организация учебного процесса: определение формируемых на данном занятии ключевых компетенций и универсальных учебных действий, определение объема необходимой информации, который должны получить учащиеся. Причем лучше всего разделить эту информацию на две части:  первая будет передана непосредственно при помощи видео-лекций учителя, а  вторая будет состоять из той, которую ученики получат в ходе самостоятельной познавательной деятельности. К организация учебного процесса

относится также подготовка заданий и выбор форм работы в классе; контроль времени различных этапов занятия, поддержание средствами побуждающего диалога познавательной деятельности учащихся и их консультирование. Очень важный момент – инициирование ученической рефлексии и помощь в ее проведении.

3.Текущая и итоговая оценка знаний и компетенций учеников: выбор совместно с ними несколько форм выполнения итоговой работы, например, в виде теста, написания эссе  или минипроекта (создание презентации, сайта или блога, проведение дискуссия в социальных сетях и т.п.),  определение конкретных критериев для выставления отметок. Критерии эти должны быть максимально доступны ученикам для того, чтобы они имели возможность самостоятельно оценить свою деятельность. Оценки не должны наказывать ученика, но показывать ему его достижения и возможности для дальнейшего совершенствования.

Как видим, методика «перевернутого класса» предполагает перенос части занятий в электронную среду (интернет) для того чтобы высвободить учебные часы на совместную практическую работу учителя и учащихся в классе. При этом соотношение занятий в классе и виртуальных лекций может варьироваться и зависит от большого количества факторов.

Многосенсорное представление информации позволяет учащимся получать информацию, выбрав свой с учетом индивидуальных особенностей личности входной канал (зрение, слух), а использование на уроке разнообразных видов деятельности способствует развитию памяти, логического мышления, создает ситуацию успеха для каждого обучающегося, помогает им в максимальной степени реализовать свой внутренний потенциал . Несомненным преимуществом является и то, что учитель может уделить больше внимания каждому отдельному ученику, перераспределить временные ресурсы и объем материала для наиболее эффективного их использования

Каковы трудности подобного подхода?  Это, прежде всего, смещение центра тяжести нагрузки учителя с урока на внеурочную («пред-урочную») деятельность, особенно в плане проектирования и подготовки курса по своему предмету, а также последующем индивидуальном сопровождении групп или отдельных учеников в процессе их познавательной деятельности. Не стоит игнорировать такие факторы как неравномерная ИТ-грамотность в классе, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов на интернет услуги. Препятствием для внедрения этого подхода может быть низкий уровень владения технологиями, а также частичное или полное отсутствие возможности ученика изучать необходимые материалы дома (убогие материально-финансовые возможности семьи). К тому же в процессе использования интернет - сервиса и учителям, и ученикам может понадобится дополнительная техническая консультация и поддержка по настройке или поддержанию работоспособности сервиса, не говоря уже о возможности полной или частичной потери электронных данных.

Каковы особенности использования методики перевёрнутого класса в преподавании истории и обществознания? Начать нужно с вопроса:  какие виды универсальных учебных действий и формы деятельности обучающихся будут в наибольшей степени применяться на уроках и какие компетенции могут быть сформированы посредством них лучше всего.

Если мы задумаемся о том, надо ли и, главное, сможет ли школа привить учащимся навыки работы профессионального историка, то конечно же признаем, что нет, не должна, и, скорее всего, не сможет. Однако при изучении школьного курса истории и обществознания, у обучающихся развивается  способность анализировать и оценивать события и деятельность людей. Эти приобретенные умения останутся с ними на всю жизнь. Поэтому очень важно научить подростков критически оценивать информацию, умению строить свою обоснованную и аргументированную позицию, а также навыкам самопрезентации и коммуникации с окружающими: вести диалог и отстаивать свою точку зрения. В этом случае использование методики «перевернутого класса» действительно позволит учителю высвободить необходимое время на практическую отработку этих навыков в классе.

В заключение, мы хотели бы подчеркнуть, что центральным элементом методики «перевёрнутого класса» являются вовсе не сами видео-лекции, которые ярко бросаются в глаза,  но активное социальное взаимодействие учителя и учеников, которое складывается вокруг видео-лекций в классе, виртуальной среде и социальных сетях. Суть методики не просто в том, чтобы перераспределить учебные часы и нагрузку учеников, а в том, чтобы в большей степени мотивировать учащихся к самостоятельной деятельности, дать им инструменты и знания для дальнейшего саморазвития, иными словами обратиться к их собственному опыту и максимально обогатить этот опыт.

 

 

Список  рекомендуемой литературы

 

1.В России начали использовать технологию смешанного обучения. Независимая педагогическая газета - Учительская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/article/626

2.«Дидактика XXI века. Инновационные аспекты использования ИКТ в образовании» Сборник материалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://didaktika.org/Cms_Data/Sites/didaktika/Sites/2014/Files/docs/DidaktikaXXI-2014-p2.pdf

3.Костина Е. В. Модель смешанного обучения и ее использование в преподавании иностранных языков. / Е. В. Костина //Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». - 2010 - №1(2). – С. 141-144

4. Ильин Г. Л. Массовое непрерывное образование и его последствия. / Ильин Г. Л. //Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. -Вып.2. - С. 57

5. Сухопяткина М.Б. «Эффективное распределение аудиторного времени при помощи технологии перевернутого обучения» /М. Ю. Сухопяткина//«Дидактика XXI века. Инновационные аспекты использования ИКТ в образовании» Сборник материалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://didaktika.org/Cms_Data/Sites/didaktika/Sites/2014/Files/docs/DidaktikaXXI-2014-p2.pdf

6. Blended Learning: переход к смешанному обучению за пять шагов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov

 

 

 

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика