Новикова Е.В.,
учитель истории и права
МБОУ «Карачуринская ООШ»
Чебоксарского района ЧР
Тема урока «Реформы Петра I» (7 класс)
(повторительно-обобщающий урок)
Сюжет№2
Из рукописи секретаря Прусского посольства в России И.Г.Фоккеродта о начале строительства русского флота.
…В то время когда Петр начал водиться с иностранцами, он нашел полусгнившее судно в Измайловском загородном доме, очень недалеко от Москвы. Голландец, с которым Петр I иногда разговаривал, поправил этот бот и показал ему на Измайловском пруде, как можно плавать на нем по ветру и против ветра. Петр, имевший природную склонность к механическим искусствам, нашел особенное удовольствие в этом упражнении и велел построить себе несколько судов побольше на Переяславском озере, лежавшем недалеко от Москвы. На них забавлялся плаванием в обществе нескольких английских и голландских купцов.
(История России. Конец XVI-XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина-7-е изд.-М.:Просвещение,2008.С.104)
Современник о Петре I.
Самым его любимым и приятным занятием было кораблестроение и другие дела, относящиеся к мореходству. Оно развлекало его каждый день, и ему должны были уступить и самые важные государственные дела. Даже если Петр задумывал заложить новый корабль, то не было нисколько новостью, что на несколько недель он запирался в саду и проводил время в чертежах и вычислениях соразмерности мачт и парусов, а между тем никого не пускал к себе из министров. О внутренних улучшениях в государстве, судопроизводстве, хозяйстве, доходах и торговле он мало или вовсе не заботился в первые 30 лет своего царствования и бывал доволен, если только его Адмиралтейство и войско достаточным образом снабжались деньгами, дровами, рекрутами, матросами, съестным и одеждой, а это случалось тем легче, что его войска много лет сряду находили случай содержать себя на чужой счет, без отягощения государства.
(История России. Конец XVI-XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина-7-е изд.-М.:Просвещение,2008.С.121)
Ключевые понятия для решения кейса: неограниченная монархия, регулярная армия, морской флот, «воинский устав», государственные органы управления, выборы, чиновник, светская власть, собственность, протекционизм, меркантилизм.
Проблематизация
Что вам кажется странным в этих документах?
Проблема
Что было важнее для Петра I: собственные увлечения или государственные интересы?
Гипотезы
1 гипотеза. Для Петра на первом месте стояли свои собственные увлечения.
2 гипотеза. Для Петра были важнее государственные интересы.
Проверка гипотез
Презентация результатов проверки
Рефлексия проделанной работы
Тема урока
«Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.» (8 класс)
Сюжет №2.
Документ.
Из речи Александра I в польском сейме. Март 1818 г.
Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры. Докажите своим современникам, что законно-свободные постановления, коих священные начала смешивают с разрушительным учением, угрожавшим в наше время бедственным падением общественному устройству, не суть мечта опасная, но что, напротив, таковые постановления, когда приводятся в исполнении по правоте сердца и направляются с чистым намерением к достижению полезной и спасительной для человечества цели, то совершенно согласуются с порядком и общим содействием, утверждают истинное благосостояние народов.
(История России. Конец XVI-XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина-13-е изд.-М.:Просвещение,2012.С.45)
Ключевые понятия для решения кейса: конституция, гражданские свободы, политические права, разделение властей, парламент, проект законов, суверенитет, граждане, ограниченная монархия.
Проблематизация.
Что вам кажется странным в этом документе?
Проблема.
Почему Александр I ввел конституцию именно в Польше?
Гипотезы
1 гипотеза. В Польше было легче ввести конституцию.
2 гипотеза. Александр боялся вводить конституцию в России.
Проверка гипотез
Презентация результатов проверки
Рефлексия проделанной работы