Система профессионального образования в России. Предложение по оздоровлению.
Административная система организации образования в России в настоящее время не соответствует рыночным реалиям. Следствием неспособности к эффективному саморегулированию является снижение качества выпускников, поразительный избыток одних специалистов при недостатке других и бесконечные криминальные истории в сфере профессионального образования.
Образование это важнейшая отрасль народного хозяйства по производству квалифицированной рабочей силы. Учебное заведение должно нести непосредственную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Тогда и только тогда начнет работать автоматически и объективно принцип обратной связи.
Бизнес на конкурсной основе и при условии желания самого выпускника должен выбирать и заключать с данным молодым специалистом трудовой контракт на конкретный срок. Контракт обеспечивает соблюдения прав и обязанностей сторон. Учебное заведение на рыночной основе получает деньги за каждого выпускника. На полученные средства профессиональное учебное заведение живет, развивается и может талантливых и трудолюбивых студентов взять на полный пансион, при необходимости. Невостребованный выпускник – брак в работе учебного заведения. Небольшая величина такого брака допустима и даже полезна. Это показатель рассогласования. Государственное финансирование отсутствует или сокращено. Всякое взимание платы со студентов при поступлении и за обучение должно быть запрещено законом.
В свою очередь, профессиональное учебное заведение определенный процент от средней стоимости своего выпускника за предыдущий период (данной специальности) платит средней школе в которой (которых) учился поступивший абитуриент. Так обеспечивается финансирование среднего образования. На полученные средства школы живут и развиваются. Государственное финансирование, возможно, обеспечивает только коммунально-хозяйственные нужды школы. Всякое взимание платы с родителей школьников должно быть запрещено законом.
Работодатели платят за молодых специалистов и потому явно или косвенно определяют чему и как учить. Профессиональные учебные заведения, самостоятельно объединенные в профильные ассоциации, станут квалифицированными и платежеспособными заказчиками научных исследований рынка труда и будут транслировать требования школам.
В таких условиях многократно возрастает и становится реальной ответственность за свои действия всех участников процесса. Учебных заведений, учащихся, работодателей. Начнется самостоятельный процесс обновления и перестройки системы образования в соответствии с текущими и будущими требованиями экономики. Самостоятельно и объективно вместо административной вертикали возникнет вертикаль профессиональная, педагогическая, научная. Возникнет всеобщий эффективный механизм взаимодействия профессиональных учебных заведений, средней школы и, возможно, дошкольных учреждений.
Такая организация образования обеспечивает социальную справедливость. Обеспечивается всеобщее и безусловное влияние бизнеса на систему образования. Снимется острота проблемы «утечки мозгов» за рубеж. За эти мозги учебному заведению будут хорошо платить. Различные премии и инициативы крупного бизнеса и государства в области образования не могут служить системной финансовой основой образования в целом. Более того, система грантов учителям и школам за достижения отдельных учеников порочна в принципе. Необходимо работать со всеми учащимися, достигать высокого среднего результата. Учебное заведение не проживет за счет нескольких победителей олимпиад. Победители олимпиад должны только дополнять имидж образовательного учреждения, но характеризовать общее качество его работы должны обычные экономические показатели. Должны быть отменены всякие льготы при поступлении для медалистов и победителей любых олимпиад. Такие достижения должны приниматься во внимание как дополнительный фактор при поступлении. Это решение снимет нездоровый интерес к медалям и олимпиадам.
Профессиональные учебные заведения начнут искать эффективные способы отбора абитуриентов. Профильные ассоциации ВУЗов, техникумов, ПТУ могут формировать на конкурсной и платной основе в регионах коллективы местных преподавателей, которые под их руководством проводят вступительные экзамены. За каждую оценку отвечает конкретный преподаватель. Персональная ответственность преподавателя за каждую оценку решит проблему объективности. Так естественным образом возникнут широкие и прочные связи профессионального и среднего образования. Необходимость поиска вакансий для будущих выпускников заставит профессиональные учебные заведения налаживать эффективное взаимодействие с предприятиями. Будущий выпускник уже на этапе производственной или дипломной практики будет в большинстве случаев знать свое будущее место работы. Предлагаемая система экономически уже ни кому не позволит получать и давать образование «для корочки». Покупка дипломов тоже теряет смысл. Работодатель не будет покупать "кота в мешке".
В предлагаемой системе принципиально отсутствует почва для коррупции при поступлении и в процессе обучения. Руководитель учебного заведения будет вынужден «каленым железом» искоренять эту самую коррупцию. Иначе учебное заведение просто не выживет. Поэтому задачу отбора абитуриентов могут и должны решать сами учебные заведения. При наличии тщательного отбора при поступлении теряют смысл всякие выпускные экзамены в школе. Необходимо просто выдавать документ об окончании соответствующего количества классов, с указанием средних оценок по предметам с точностью до сотых долей. Школьник должен в течение всего периода обучения нарабатывать знания и навыки, а не брать предметы штурмом перед экзаменом.
Отменяется и необходимость ЕГЭ. Не могут существовать какие-либо единые требования для будущих поваров, рабочих, физиков, филологов и спортсменов. Впрочем, есть одно требование. Здоровье. Теперь в школах дети теряют здоровье. По разным причинам. Работодателям нужны здоровые работники. Предлагаемая система заставит руководителей учебных заведений действительно заботиться о здоровье учащихся.
Конечно, потребуется некоторый переходный период от одной системы организации образования к другой. Важно понимать, куда и как идти. Важно, что таким образом будет создан социально-экономический механизм постоянной и эффективной самоорганизации, совершенствования и очищения системы образования. Такой механизм поднимет трудолюбивых и талантливых, при этом будет отторгать криминал, формализм и некомпетентность.