№1/2006 год
В школах Чувашии растут победители
Ольга Никитина
Директор чебоксарского лицея №44 Константин Гаврилович Синев рассказывает об успешной учебной подготовке своих учащихся, делится секретами управленческого и образовательного процесса. Этот лицей уже давно занимает ведущие места по количеству победителей олимпиад не только в столице Чувашии, но и по республике и даже по всей России. А десятиклассник Андрей Андреев стал еще и победителем прошлогодней международной комплексной олимпиады сразу по нескольким предметам: по математике, физике, химии и биологии. Вместе с директором лицея его учащиеся рассказывают об учебе и планах на будущее.
Национальный проект поможет выявить лидеров в образовании
Олег Кульев
Поводом для написания данной статьи послужило совещание руководителей управлений и отделов образования городов и районов Чувашской республики. Тема совещания – реализация всероссийского национального проекта в сфере образования. Проект предусматривает получение грантов Президента РФ лучшими школами и педагогами страны. Информацию о том, по каким критериям проходил этот конкурс, об активном участии в нем нашей республики, вы найдете в этой статье.
Духовное просвещение – основа развития этноса и государства
Владимир Степанов
Интересные проекты наметил Чувашский республиканский институт образования совместно с Министерством образования и молодежной политики ЧР в Год духовного просвещения. Один из них – первая научно-практическая конференция «Духовное просвещение как основа национального развития этноса и государства». Она прошла в ЧРИО с участием профессоров, педагогов, представителей общественности.
Детский сад, в котором развивают таланты
Ольга Никитина
А детский сад №25 управления образования администрации г. Чебоксары – именно такой. Его посещают дети с повышенной познавательной мотивацией. Что это такое и почему детские сады «для вундеркиндов» тоже имеют право на существование – обо всем об этом рассказывает в интервью заведующая Людмила Георгиевна Телеганова, давая пример грамотного руководства и безупречного делового стиля. Она – «Лидер дошкольного образования» по итогам всероссийского конкурса «Лидеры в образовании», а также победительница в номинации «Счастливое детство» в рамках республиканского этапа всероссийского конкурса «Женщина – директор года».
Раннее обучение информатике (из опыта работы)
О.Е. Гладкова, учитель информатики средней школы №3 г. Шумерля
В своей статье автор делится с читателями наиболее эффективными способами начала преподавания информатики со 2 класса. Исходя из опыта собственной работы, педагог подробно рассказывает о формах организации обучения, о подходах к решению задач, о том, как сделать учебный процесс не только интересным, но и безопасным с учетом здоровьесберегающих технологий.
Метод проекта в начальной школе
В.Д. Свинцова, учитель начальных классов Кугесьского лицея
Метод проектов (оформленный в электронном виде) стал сегодня чрезвычайно популярным. В данной статье вы ознакомитесь с одним из примеров составления такого проекта на тему сохранения и укрепления здоровья в третьем классе. Работа над ним рассчитана на одну учебную четверть. В проекте совместно с учителями и родителями задействован весь класс.
Сказочные герои учат читать (урок во 2 классе)
И.В. Павлова, учитель начальных классов средней школы №59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары
Данная статья – пример емкого, богатого по содержанию урока чтения для второго класса. Педагог использует интегрированный подход. Дети не только читают отрывки про сказочных героев, но и поют про них заранее отрепетированные песни, смотрят видеофрагменты, устраивают конкурс стихов, рисунков и других творческих работ. Второклассники являются активными участниками урока и даже выступают перед классом с небольшими докладами про создателей любимых сказок. И при этом учитель не забывает об основной цели своего урока – тренировать навыки выразительного, осознанного чтения и связной речи.
Кто лучше знает историю Чебоксар?
(Сценарий интеллектуальной игры для средних и старших классов)
Г.Н. Николаева, учитель чувашского языка средней школы №56 г. Чебоксары
Так ли хорошо мы знаем историю Чебоксар? Что еще, кроме уток, изображено на гербе города, дубовые листья или национальный орнамент? А какой известный русский поэт XIX века был проездом в Чебоксарах? На эти и многие другие вопросы, касающиеся истории не только чувашской столицы, но и всей Чувашии, предлагает ответить автор интеллектуальной игры для средних и старших классов. По утверждению Г.Н. Николаевой, большой объем информации, даваемый на уроках чувашского языка и культуры родного края, можно закрепить в памяти учащихся как раз с помощью подобных игр.
Как укрепить здоровье детей в школе
А.В. Тихонова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №39 г. Чебоксары
От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы на него влияют? Каково состояние здоровья современного школьника? На эти вопросы автор данной статьи отвечает сквозь призму программы сохранения и укрепления здоровья детей, которая действует в средней школе №39 г. Чебоксары. Автор подробно останавливается на каждом из пунктов программы, приводит любопытные результаты тестирования учащихся на тему здоровья, комфортной обстановки в школе, делится опытом работы не только со школьниками, но и их родителями. Статья будет интересна всем, кто использует в своей работе здоровьесберегающие технологии.
География Чувашской Республики –
лучший учебник в России и СНГ
Е.Н. Иванова, учитель географии лицея №44 г. Чебоксары
В 2002 году вышло в свет учебное пособие «География Чувашской Республики» Е.И. Арчикова и З.А. Трифоновой. С тех пор учебник активно используется преподавателями географии в учебном процессе. В 2004 году он занял первое место в конкурсе региональных учебников географии стран СНГ, проведенном газетой «Первое сентября» (Москва). Автор статьи исследует причины популярности учебного пособия: логичное построение разделов, разнообразный методический аппарат с хорошим оформлением (вопросы перед параграфами, внутри текста и после параграфов, четко продуманные схемы, таблицы, карты и т.д.).
Развитие творческой самостоятельности учащихся
Е.А. Деманова, учитель русского языка и литературы Кувакинской гимназии Алатырского района
Творчество – самый мощный импульс развития ребенка, как утверждает автор. И задача учителя состоит в том, чтобы развить в каждом ученике творческие силы. Где же еще это можно делать с успехом, как ни на уроках русского языка и литературы? Автор пишет об интересных приемах, направленных на пробуждение творческой активности учащихся. Это и грамматические игры (кто придумает как можно больше словосочетаний с заданным словом и даже красивее всех напишет их на доске и т.п.), и сочинения-миниатюры, и уроки-исследования, на которых пятиклассники, например, фантазируют на тему прилагательного и сочиняют воображаемый диалог весенних птиц, деревьев, ручейков.
Поэтический вечер старшеклассников
Е.П. Петрова, учитель немецкого языка Староянашевской основной школы Яльчикского района
Тема любви – одна из самых значимых в творчестве поэтов всех времен и народов. Автор предлагает вниманию читателей сценарий поэтического вечера дл старшеклассников «Поэзия любви», в котором отражены известные лирические произведения на русском и немецком языках. Некоторые стихи и баллады приводятся без сокращения, что, несомненно, будет полезно и другим учителям.
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов: эксперимент в школах Чувашии
Н.Н. Ефимова, доцент кафедры педагогики и психологии ЧРИО
В связи с введением профильного обучения в старших классах возникла необходимость в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов. В системе школьного образования накоплен немалый опыт профориентационной деятельности, которая ведется педагогами-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами и психологами в целях оказания психологической помощи учащимся в выборе профессии. Как видим, система психологического сопровождения выбора профессии относительно сформирована. Но модель психологического сопровождения выбора профиля обучения в старших классах требует более тщательной разработки. И одна из таких моделей была разработана в ЧРИО. В 2003-22004 учебных годах она прошла апробацию в экспериментальных городских и сельских школах Чувашии. Автор, под чьим руководством создавалась эта модель, приводит подробное описание этого исследования.
Острые вопросы воспитания в юношеском возрасте
В.Б. Горский, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ЧГПУ
Размышления автора касаются психологического аспекта трудностей, возникающих в юношеском возрасте. Положение усугубляется, по мнению автора, большим влиянием современных средств массовой информации, глобальными изменениями в обществе. Своеобразный вывод этой статьи вряд ли оставит наших читателей равнодушными, какого бы мнения они ни придерживались в данном вопросе.