Сильному государству нужно сильное образование!
Н.В. Фёдоров, Президент Чувашской Республики
Более десятка лет назад Президентом Чувашской Республики Николаем Васильевичем Фёдоровым была поставлена задача по «превращению образования в фактор динамичного экономического и социального развития Чувашии». Именно тогда и стартовала стратегически важная республиканская программа «Новая школа». О том, что образование действительно занимает одно из первых мест в нашей республике, говорит тот факт, что более трёхсот тысяч человек – это молодёжь от 15 до 29 лет. Из них 51 % – потенциальные претенденты на соискание стипендии за особую творческую устремлённость. Из которых 70,6 % – обучающаяся, 29,4 % – работающая, а значит, экономически активная молодёжь.
Об успешно внедрённых в сферу образования инновациях, об эффективной реализации приоритетного национального проекта и идёт речь в этой статье.
Как повысить качество и конкурентоспособность образования Чувашии
Г.П. Чернова, министр образования и молодёжной политики ЧР
«В последние годы в обществе значительно усилилось внимание и требовательность к образованию, – говорится в статье министра. – Это обусловлено возрастающими запросами родителей, учащихся, студентов – к получению доступных качественных образовательных услуг, а государства – к развитию человеческого потенциала. Именно эти требования государства и общества определили цели государственных программ и всей нашей деятельности».
Министр образования и молодёжной политики ЧР Галина Петровна Чернова говорит о главных итогах работы по самым различным направлениям: разработка и внедрение нормативного подушевого финансирования, ЕГЭ как новая система оценки качества образования, оптимизация сети образовательных учреждений, развитие государственно-общественного управления образованием, создание совершенной учебно-материальной базы.
Кто вы, передовики педагогического труда?
Сергей Матвеев
В начале августа нового учебного года завершился конкурсный отбор лучших учителей, претендующих на денежные гранты Президента РФ. В их числе оказались 112 учителей из Чувашии. Ещё 30 педагогов нашей республики поощрены грантами Президента ЧР.
О деталях проходившего конкурсного отбора, об особенностях критериев оценки, о лучших из лучших, вошедших в первую десятку, читайте в материале, подготовленном главным редактором журнала «Халăх шкулĕ – Народная школа» С.В. Матвеевым. К материалу прилагается официальный рейтинг учителей Чувашии.
Образовательный кредит: новые возможности получения профессии
А.Г. Аксаков, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам
На заседании Правительства РФ в начале сентября было объявлено о запуске пилотной программы, связанной с распространением системы образовательных кредитов, в нескольких десятках вузов страны. Что же представляет собою образовательный кредит, благодаря чему возможна его доступность, какие условия кредитования предлагают уже сегодня отдельные банки России? – на эти и многие другие вопросы отвечает депутат Госдумы РФ от Чувашии.
Функциональная грамотность как цель и результат школьного образования
С.В. Димитриева, кандидат биологических наук, заведующая центром национально-регионального образования ЧРИО,
Т.Ф. Каракулова, методист центра национально-регионального образования,
Н.В. Полозина, методист центра национально-регионального образования
Сегодня оценка качества образования проводится на основе результатов, полученных в ходе сбора статичтических данных, итоговой аттестации педагогических кадров, результатов обученности по отдельным предметам, психолого-диагностических обследований, физиологического мониторинга и т.д.
Функциональная грамотность – неотъемлемая часть оценки качества образования. В материале приводятся исследования функциональных умений учащихся четырёх экспериментальных площадок (школ Чувашии), начатых в прошлом учебном году специалистами Центра национально-регионального образования Чувашского республиканского института образования.
Как преподавать основы православной культуры?
Ю.Б. Лебедев, проректор ЧРИО по инновациям и качеству образования
В рамках реализации Указа Президента ЧР «О Годе духовного просвещения» (2006 г.) Чувашский республиканский институт образования в сотрудничестве с руководством Чебоксарско-Чувашской епархии и Чебоксарским духовным училищем провёл курсы повышения квалификации для учителей, пожелавших в новом учебном году преподавать факультативный предмет «Основы православной культуры». Чего ждали от курсов сами учителя, какими были эти курсы, каковы темы, вызвавшие наибольший интерес? В статье приводится обобщение на данную тему.
О «Духовного завещания» – к духовному просвещению (сценарий устного журнала)
З.Н. Сергеева, учитель чувашского языка и литературы школы №36 г. Чебоксары
«Духовное завещание» великого чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева никогда не утратит своей актуальности. Предлагаем вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого жизни просветителя, истории составления им «Духовного завещания чувашскому народу».
Духовное наследие И.Я. Яковлева в контексте современного образования
С.М. Савин, заведующий центром духовно-нравственного и творческого развития личности ЧРИО
Автор статьи провёл параллели между жизнью и творчеством Ивана Яковлевича Яковлева (а особенно его «Духовным завещанием чувашскому народу») и современностью. Мысли, высказанные в своё время патриархом чувашского народа, вечны. Современное общество настойчиво стремится к переоценке прежних ценностей, но ещё никто не отменял человеколюбие, доброту и взаимоуважение, к сохранению которых и призывал нас И.Я. Яковлев.
Гимназия № 8 – школа XX века
Ольга Никитина
Мечта многих шумерлинских детей – попасть в эту гимназию, где умеют и любят работать с детьми, а главное – знают, как в каждом зажечь искру таланта. Гимназия №8 г. Шумерля в 2006 году получила грант Президента РФ. Специальными грантами Президента РФ были удостоены и её педагоги – учитель музыки С.В. Кощеренкова и учитель географии Н.А. Осипова. О том, как в маленьком городе рождаются настоящие лидеры образования не только на уровне республики, но и на уровне всей страны, и идёт речь в этом материале.
Кроме того, в рубрике «Лидеры образования» наши читатели смогут познакомиться с опытом самих учителей – обладателей грантов. Это интересные, оригинальные разработки уроков и внеклассых мероприятий.
Лицей № 18: элитное образование сегодня и престижная профессия завтра
Ольга Никитина
В списке чувашских школ, получивших в 2006 году грант Президента РФ, значится лицей №18 г. Новочебоксарск. Обладателями гранта стали также и его педагоги – учитель математики Т.В. Маркова и учителя физики Л.Н. Турковская и С.Н. Колякина. Статистика поступления выпускников лицея, подготовленных выше перечисленными педагогами, в престижные вузы Чувашии и России впечатляет своим размахом. О том, чем живёт сегодня лицей, об успехаха его учителей и учащихся, вы сможете прочитать в этом материале.
Л.Н. Турковская: «Это здорово, когда твои ученики хотят знать больше тебя!»
Ольга Никитина
Каким всё-таки должен быть настоящий Учитель? Обладательница гранта Президента РФ, учитель физики лицея №18 г. Новочебоксарск, руководитель Ассоциации учителей ЧР Л.Н. Турковская делится с читателями журнала секретами профессионального успеха. В интервью она предстаёт не только как хороший педагог, но и как интересная, разносторонняя личность.
С.Н. Колякина: «Увлекись сам и сумей увлечь детей»
Ольга Александрова
Высокое педагогическое мастерство, качественная подготовка учащихся и, наконец, в подтверждение учительского профессионализма, получение гранта Президента РФ – всё это выгодно отличает учителя физики лицея №18 г. Новочебоксарск С.Н. Колякину. Читатели «Народной школы» смогут познакомиться с её фирменными педагогическими «рецептами».
Пултаруллă çынсенче – шкул пуласлăхĕ (В людях талантливых – будущее школы) (на чув. языке)
Олег Кульев
Учитель чувашского языка и литературы школы пос. Опытный Цивильского района в этом году удостоилась гранта Президениа РФ: в списке лучших учителей Чувашии она на втором месте. В интервью журналу «Народная школа» Т.Н. Петрова раскрывает секреты своего успеха, знакомит с методическим багажом, накопленным за годы работы в одной из лучших школ республики. Здесь же приводится конспект открытого урока для родителей учащихся 9 класса.
«Ушла на войну я из юности звонкой…»
Ольга Васильева
Педагог с многолетним стажем, ветеран Великой Отечественной войны, наша землячка Л.М. Осанова живёт теперь далеко от родной Чувашии, на востоке Украины. Но её проникновенные стихи о пережитом прошлом, о настоящем и о вечных ценностях – Любви и Добре – преодолели годы и расстояния. Надеемся, что читатели журнала не останутся равнодушными к её творчеству и сложному жизненному пути.
Учебники и детские книжки, которых давно ждали
В.П. Комиссаров, директор Чувашского книжного издательства
Преподавание чувашского языка и литературы в республике ведётся и в городских, и в сельских школах. Было время, когда учителя испытывали трудности из-за нехватки учебно-методической литературы по этим предметам. Сегодня на книжных полках можно увидеть много различных пособий. Лучшие из сегодняшних новинок, в том числе написанные работниками Министерства образования и молодёжной политики ЧР и Чувашского республиканского института образования, представлены в данном обзоре.
Развитие личности ребёнка через культурологическое воспитание
С.Г. Краснова, методист кафедры дошкольного и начального образования ЧРИО
Т.К. Балыбердина, заведущая детским садом №145 г. Чебоксары
Такие качества личности, как самостоятельность, индивидуальность, творческое мышление нужно прививать уже в раннем возрасте. Дошкольное образование – это особая сфера, в которой возможно эффективное культурное развитие ребёнка. В детском саду №145 г. Чебоксары разработана специальная программа по ознакомлению малышей с основами мирвой культуры, ценностями чувашского и русского народов.
Мĕн пур чăваш ачисен 2006 çулхи олимпиади (Всечувашская олимпиада школьников 2006 года) (на чув. языке)
В.И. Игнатьева, заведущая кафедрой ЧГПУ
Ю.М. Виноградов, заведующий кафедрой ЧРИО
Авторы анализируют работы участников олимпиады по чувашскому языку и литературе (отдельно среди чувашских и русскоязычных школ). Отмечаются характерные ошибки, даются рекомендации по их исправлению.
Синоним, антоним, омоним çинчен вĕреннине аса илесси (Урок повторения по теме «Синонимы, антонимы, омонимы») (на чув. языке)
Г. Сандиярова, учитель чувашского языка, Дрожжановский район, Республика Татарстан
Учитель из Татарстана приводит конспекты урока, основанного на групповой работе учащихся. Задания в тестовой форме увлекательны и познавательны.
Рифмованные упражнения для обучения чувашскому языку в русскоязычной школе
Г.В. Абрамова, учитель чувашского языка и литературы школы №59 г. Чебоксары
Немалую роль в создании положительной мотивации при изучения чувашского языка играют задания игрового характера. Одним из видов таких заданий являются рифмованные упражнения. Рифмовки вносят разнообразие в учебный процесс, благотворительно влияют на выработку ритма речи, активизируют интерес к изучаемому языку, развивают языковое чутьё. Кроме того, они поддерживают работоспособность, снимают усталость и тем самым облегчается процесс овладения новым языком. Автор материала предлагает разнообразные образцы рифмовок для 5–7 классов.
Чувашская национальная одежда, обувь и уборы
В.П. Никитин (Станъял), кандидат филологических наук
Чувашская традиционная одежда и праздничный костюм хранят в себе древнейшие формы покроя и украшений. Многочисленные виды платья, рубах, кафтанов, тулупов, азямов, чапанов, платков, масмаков, шарфов, сумок, сапог, ичиг и других показывают великое мастерство и эстетический вкус народа в оформлении повседневных и праздничных одеяний. В этом вы можете убедиться, прочитав данную статью. Подробные описания форм, названий одежды, значений узоров сопровождаются иллюстрациями.
Владимир Агеев: «В моей крови много языческого»
Э.В. Никитина
Он – художник от Бога и народа. У него свой индивидуальный почерк, особое внутреннее и философское мышление, свой, отличный от официального, взгляд на проблемы образования и воспитания. Тем интересен и дорог миру живописец и график В.И. Агеев, чьи работы, поражающие пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и фигур, многие из нас наверняка помнят по сборнику «Чувашские легенды и сказки» (1979). Его литография «Чувашский хоровод» (1971) занесена в 20-й том Большой Советской Энциклопедии и давно стала классикой.
Коплексный анализ текста в 8 классе
Г.А. Скворцова, директор Староянашевской основной школы Яльчикского района, учитель русского языка и литературы
В постоянной рубрике «Современные педагогические технологии» мы всегда стараемся показать наиболее интересные и оригинальные разработки уроков, сценарии конкурсов, классных часов, интеллектуальных и спортивных соревнований, подготовленные нашими читателями и коллегами.
Автор данного материала предлагает к рассмотрению урок для 8 класса, посвящённый комплексному анализу текста. За основу взята одна из литературных миниатюр Виктора Астафьева «Мелодия». Такой серьёзный писатель, как В. Астафьев, написавший ряд крупных произведений, предстаёт перед нами ещё и в качестве создателя так называемых мини-рассказов, небольших по объёму, но глубоких по содержанию.
Как формировать здоровый образ жизни в школе
А.В. Дроздов, учитель физкультуры средней школы №18 г. Чебоксары
О.А. Черноярова, доцент кафедры спортивных дисциплин Чувашского педуниверситета имени И.Я. Яковлева
Специалистам будет интересен опыт средней школы №18 г. Чебоксары по созданию целой системы формирования здорового образа жизни среди учащихся.
Есть увлечения круче, а мы любим «Экстрим»
Пётр Моисеев
Опыт чебоксарской средней школы №55 по внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий и правил здорового образа жизни – пример для подражания. Для подростков при этой школе открыт клуб «Юный спасатель», где они с увлечением изучают на практике водолазное дело, прыгают с парашютом, ходят в турпоходы, приобретают навыки выживания в сложных условиях. В летние каникулы школа организует эколого-туристический лагерь «Экстрим», где ежегодно отдыхают десятки мальчишек и девчонок, в том числе школьники из далёкой Мурманской области.
Применение информационных технологий для контроля знаний
А.Ю. Симолкин, учитель информатики средней школы №11 г. Чебоксары, старший преподаватель кафедры новых информационных технологий ЧРИО
Одним из обязательных компонентов процесса обучения является мониторинг деятельности учеников. Существует множество методов мониторинга, но одно из приоритетных направлений – это использование методик, основанных на технологии тестирования. Автор говорит о преимуществах компьютерного тестирования и знакомит читателей с некоторыми разработками в этом направлении.