Публичная лекция
Данное конкурсное испытание – публичное выступление актуального вопроса на свободную тему по работе с родителями, в которой оратор профессионально разбирается.
Регламент: до 10 минут.
Педагогу необходимо понимать, что публичная речь как особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру публичная лекция представляет собой монологическую речь, в которой присутствуют элементы «диалогизации», способствующие преодолению пассивности восприятия адресата, включению слушателя в активную мыслительную деятельность.
Публичная лекция характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность.
1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова выступающего).
В процессе выступления конкурсант имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог человека в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.
2. Устная форма общения.
Публичная лекция представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Поэтому важно построить и организовать публичное выступление так, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.
3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением.
В процессе обдумывания, разработки и написания текста публичной лекции выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст – это, по сути, книжная речь. Выходя на трибуну, оратор должен не должен читать, а использовать монологическую и диалогическую речь так, чтобы его поняли и приняли.
Выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей. В результате появляются элементы разговорной речи. Выступление становится спонтанной устной речью. Чем опытнее выступающий, тем лучше ему удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следовательно, письменный текст выступления должен готовиться с расчетом на его произнесение.
4. Использование различных средств общения.
Поскольку публичная лекция – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Важную роль в процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).