Программа элективного курса «Риторика» для учащихся профильных классов
Михайлова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Комсомольская СОШ № 1»
1 часть. Введение.
1.1 Актуальность разработки курса.
Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения. Элективный курс « Риторика» призван сформировать у учащихся представление о месте и роли риторики в современном обществе, основных законах, правилах и приемах публичного речевого воздействия, а также сформировать у них практические риторические навыки успешного публичного выступления.
1.2 Особенности программного материала.
Курс «Риторика» создан с учетом личностно – ориентированного фактора. Его новизна состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах и преподается как практический курс, то есть упор делается на развитие практических риторических навыков. Курс не предполагает сочинений, письменных работ, письменной подготовки и проверки учителем письменных текстов.
Важное значение имеет практикум по публичному выступлению.
1.3 Роль и место дисциплины (курса).
Изучение данного курса выполняет несколько важнейших функций:
- обобщающая – развивающую (развивают память, внимание, вырабатывают умение воспринимать информацию);
- коммуникативную (вырабатывает умения и навыки группового и межличностного общения);
- развлекательную (создают благоприятную атмосферу на занятиях и в коллективе в целом);
- релаксационную (снимает эмоциональные перегрузки).
1.4 Адресат.
Курс предназначен для учащихся 10 классов (профильных).В дальнейшем может использоваться в повседневной жизни (в общении со сверстниками, при выборе будущей профессии), при изучении различных дисциплин кратко, четко, логично излагать свои мысли.
1.5 Требования к знаниям у умениям обучающихся (результаты прохождения программы).
После окончания изучения предмета учащиеся должны знать:
понятия риторика, публичное выступление, речевое воздействие, аргументация, реферат, дискуссия;
виды публичных выступлений ;
общие требования к публичному выступлению;
общие правила аргументации;
приемы эффективной аргументации;
требования к речевой форме публичного выступления;
виды информационных выступлений;
общие правила подготовки информационных выступлений;
основные виды убеждающих выступлений, правила подготовки воодушевляющих, агитационных и собственно убеждающих выступлений;
После окончания изучения предмета учащиеся должны уметь:
объяснить важность развития риторики в России;
осуществить подготовку к публичному выступлению на заданную или свободно избранную тему (определить тему, определить содержание и структуру будущего выступления, подготовить и правильно использовать конспект, психологически и физически подготовиться к выступлению);
правильно вести себя в ходе выступления (внешний вид, манера выступления, расположение и движение в аудитории, позы, жесты, взгляд, громкость, темп, интонация);
справляться с волнением в ходе выступления;
захватить внимание аудитории и поддерживать внимание аудитории в ходе выступления;
привести доказательные аргументы к защищаемому тезису;
донести главную мысль выступления;
использовать современные информационные технологии в публичном выступлении;
адекватно завершить выступление.
1.6 Целевая установка.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса – обучать эффективному (результативному) общению.
1.7 Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия, экскурсии, встречи, практикумы.
1.8 Взаимосвязь коллективной и индивидуальной работы обучаемых.
Особое место в овладении данным курсом отводится домашней, самостоятельной работе по использованию на практике полученных на занятиях знаний, умений и навыков.
1.9 Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью:
компьютерных проектов, тестов , практических занятий по составлению текстов, анализов.
10 Объемы и сроки обучения.
Программа элективного курса риторики общим объемом 35 часов изучается в течение года по 1 часу в неделю в профильных классах.
2 часть Тематический план
Наименование темы
|
всего
|
лекции
|
практика
|
Риторика как наука и искусство
|
1
|
1
|
-
|
Предмет,объект,цель изучения деловой риторики
|
1
|
1
|
-
|
Деловое общение и его виды
|
1
|
1
|
-
|
Язык,речь,речевая деятельность
|
2
|
2
|
-
|
Текст как результат речевой деятельности
|
2
|
1
|
1
|
Основы культуры речи
|
1
|
1
|
-
|
Публичное выступление
|
6
|
2
|
4
|
Риторика и современные информационные технологии
|
8
|
2
|
6
|
Служебный диалог
|
1
|
1
|
-
|
Деловая беседа
|
2
|
1
|
1
|
Интервью
|
4
|
1
|
3
|
Дискуссия
|
3
|
1
|
2
|
Пресс-конференция
|
3
|
1
|
2
|
|
|
|
|
|
35
|
16
|
19
|
|
|
|
|
Часть 3 Содержание программы
Тема 1 и 2. Риторика как наука и искусство
Риторика как наука об искусстве публичного выступления. Публичное выступление как официальное выступление оратора (в основном - монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.
Эффективность устной речи по сравнению с письменной.
История риторики. Риторика в Древней Греции и Риме. Риторика в средние века. Риторика нового времени. Исчезновение риторики в 19-м веке. Возрождение риторики в ХХ веке.
Риторика как раздел науки о речевом воздействии. Причины возникновения науки о речевом воздействии в ХХ веке: социально-политические, психологические, коммуникативные, экономические.
Риторика и демократия. Важность риторических навыков для демократического общества. Отсутствие риторических традиций в политической и деловой жизни в России. Важность развития риторики в России.
Тема 3.Деловое общение и его виды
Устные виды делового общения : монологические и диалогические. Монологические: приветственная речь; реклама ; информационная речь; доклад (на заседании, собрании). Диалогическая речь: разговор; беседы; интервью; переговоры; дискуссия; совещание (собрание) ; пресс-конференция. Письменные виды делового общения : деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие.
Тема 4 ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понятие о языке и речи. Культура речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Техника звучащей речи
Тема 5 ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие о тексте. Типы текста. Композиция текста. Стили текста
Тема 6 ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Понятие о литературном языке. Речевая культура. Речевой этикет
Тема 7 и 8 ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ .Риторика и современные информационные технологии
Виды публичных выступлений по цели: информационное, протокольно-этикетное, развлекательное, убеждающее.
Виды публичных выступлений по форме: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа
Общие требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, драматизм, сдержанная эмоциональность, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, понятность главной мысли, решительный конец.
Подготовка к публичному выступлению. Обдумывание выступления. Выбор темы и определение содержания будущего выступления. Структура публичного выступления. Обозначение структурных частей выступления. Место важной информации. Подготовка конспекта выступления. Как пользоваться конспектом. Выработка уверенности в себе. Репетиция выступления. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.
Начало выступления. Организационный момент в аудитории. Вступление, его виды и функции. Приемы захвата внимания аудитории. Поведение оратора в аудитории. Восприятие оратора аудиторией. Ораторская индивидуальность. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Внешний вид оратора. Манера выступления. Расположение в аудитории. Движение. Взгляд. Позы и жесты. Громкость, темп, интонация. Индивидуальность оратора. Приемы борьбы с волнением. Реакция оратора на помехи в ходе выступления. Неполадки в деятельности оратора.
Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. Факторы, влияющие на внимание слушателей. «Чтение» оратором аудитории. Периоды внимания. Приемы поддержания внимания. Донесение главной мысли выступления. Соблюдение регламента.
Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления. Варианты концовок. Как не надо заканчивать выступление. Ответы на вопросы аудитории.
Аргументация как процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником. Тезис как главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать. Аргументы как доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, которые могут подтвердить тезис.
Общие правила аргументации: определить тему, сформулировать основной тезис, подобрать аргументы в поддержку тезиса, привести аргументы в систему (расположить их в определенной последовательности), опровергнуть противоположный тезис, сделать вывод.
Способы аргументации: нисходящая и восходящая; односторонняя и двусторонняя; опровергающая и поддерживающая; дедуктивная и индуктивная.
Помехи восприятию аргументации: противоречие информации ранее воспринятой, избыточные повторы информации, злоупотребление оратором иностранными терминами, речевые ошибки, отступления от норм культуры речи, обилие деталей и аргументов, узнаваемость источников информации оратора.
Приемы эффективной аргументации: применение ИКТ, проектных технологий, эмоциональность, отсутствие логического давления, обращение к жизненно важным для слушателей фактам, персонификация идей, отвлечение в изложении, использование парадоксальных аргументов, демонстрация компетентности, лаконизм, опережающее обсуждение возражений, ссылка на авторитеты, использование наглядных примеров, цифр, опора на наглядность, использование юмора.
Работа над речевой формой выступления. Разговорность стиля. Простота изложения. Конкретность лексики. Разнообразие номинативных средств. Риторические фигуры. Передача графических знаков в устной речи. Выразительность речи.
Тема 9 СЛУЖЕБНЫЙ ДИАЛОГ
Типы речевых актов в деловом общении
Тема 10 ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА
Цель и задачи деловой беседы. Этапы подготовки и проведения деловой беседы
Тема 11 Интервью
Цели и задачи общения с представителями прессы. Этапы подготовки и проведения интервью
Тема 12 ДИСКУССИЯ
Дискуссия как вид спора. Этапы подготовки и проведения дискуссии. Правила ведения спора. Анализ дискуссии.
Тема 13 ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИЯ
Поводы устройства пресс – конференции. Этапы подготовки и проведения пресс – конференции.
Рекомендуемая литература:
- Аннушкин В.И История русской риторики. Хрестоматия. М.. 1998.
- Аннушкин В.И. Риторика. Пермь, 1994.
- Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль, 1997.
- Атватер И. Я вас слушаю. М., 1984.
- Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.
- Далецкий Ч. Практикум по риторике. Москва, 1996.
- Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Екатеринбург, 1999.
- Купина Н.А., Матвеева Т.В. Русское красноречие. Хрестоматия. Екатеринбург, 1997.
- Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения.7 класс. Книга для учащихся. / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2002 г. 138 с.
- Лапотько А.Г. Риторика: методические указания. Воронеж, 1992.
- Михальская А.К. Основы риторики. М, 1996.