Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам любовное, разумное отношение к предмету?
Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества образования. Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Организатором игр на уроке, конечно же, является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке. Чему же учатся дети, играя в такие игры?
Так, например, для лучшего усвоения темы «Имя существительное» (5 класс) использую игру «Пароль - задание». Ученики входят в класс на урок только после ответа на пароль – задание. Пароль придумывают сами дети. Он составляется по изученному материалу, объем которого объявляется заранее.
Например, часовые предлагают входящим такие задания:
· назови все падежи;
· назови падежные вопросы;
· приведи пример существительных I, II, III склонений.
Что касается трудностей при выполнении заданий, то они не возникают, если правильно выбрать вариант игры, который соответствует возрастным и индивидуальным особенностям игроков. Сделать это нетрудно, достаточно внимательно прочитать правила и методические рекомендации к ним. При разработке игр я старалась, чтобы они не загружали детей, а создавали ситуацию успеха и на положительном эмоциональном настрое пробуждали желание чему-то учиться и узнавать что-то новое.
Я уверена, что эти игры способствуют развитию памяти, внимания, мышления, речи и позволяют обучать чтению, орфографии, переходя от простых приемов к более сложным по системе запоминания и воспроизведения.
Практически игры на уроках одновременно развивают мыслительную деятельность и обучают или подготавливают к изучению основ русского языка.
Все игры по-своему интересны. Их можно применять на уроках по всем существующим программам. Они могут быть использованы также для индивидуальных и групповых занятий. С помощью дидактических игр на уроках легко организовать коллективную работу или работу в малых группах в зависимости от особенностей группы или класса. Кроме того, эти игры могут стать существенным подспорьем при коррекционной работе с детьми.
К примеру, в игре «Будь внимательным!» я объясняю задание и читаю ряд слов. Ребята должны быть предельно внимательными и отвечать хором.
Итак, образуйте:
а) множественное число - от единственного:
дуга – дуги, рука – руки, мука - … , человек - … ;
б) единственное число - от множественного:
певцы – певец, венцы – венец, щипцы - … , пони - … ;
в) женский род – от мужского:
повар - повариха, портной – портниха, храбрец - … .
Такие игры помогают быть внимательным, наблюдательным, тренируют грамотно писать и замечать орфограммы.
Часто провожу игру «Орфографическое лото». Раздаю карточки, где написаны слова на трудные орфограммы. Выбираем ведущего, он называет номер фишки (например, №22). Ученик, которому выпал этот номер, выходит к доске, пишет слово и объясняет орфограмму. Ребята учатся замечать места, где может спрятаться ошибка. Таким образом, развивается орфографическая зоркость, увеличивается словарный запас. Учащиеся коллективно делают самостоятельные выводы, обосновывая свое мнение.
В последние годы после изучения некоторых тем даю задание выпустить газету и подготовиться к ее презентации (по группам). В ходе презентации на доске вывешиваются газеты. От каждой группы ученик выходит к доске и рассказывает, например, об основных признаках существительного, приводя примеры из газеты. Остальные внимательно слушают. Если выступающий пропустил какие–либо признаки, учащиеся задают ему вопросы. Отвечать он должен, находя примеры из той же газеты. В конце работы мы подводим итоги, учитывая, чей рассказ был интересней, все ли примеры правильно приведены, красочно ли оформлена газета.
И так можно много говорить по каждой игре, отмечая её пользу в учебном процессе.
Добавлю, что развивающая игра – увлекательное занятие для учителя и для ученика. В процессе работы с занимательными играми затрагивается интеллект ребёнка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке. При этом характер занимательных заданий и упражнений по темам может быть очень разнообразным. Сразу станет ясно, какой материал усвоен учащимися, а какой нет, успешно ли идёт процесс становления у учеников навыков грамотного письма.
Работаю в школе 26 лет. За это время собрала, придумала и составила с детьми более 100 дидактических игр. Подготовила методическое пособие по использованию развивающих игр на уроках русского языка. Идеи в основном возникают во время общения с детьми. В свое время проводилось коллегиальное обсуждение с участием педагогов.
Я глубоко уверена, что фундамент грамотности закладывается в начальных и пятых, шестых классах. Поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом.
Надо, чтобы каждый урок, каждая даже самая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.